Первые лица / 28.12.20 07:34

Мы защищаем железнодорожников

Роспрофжел выступает за доиндексацию по итогам года и разработку дорожной карты для повышения размера оплаты труда

Мы защищаем железнодорожников | Первые лица | Николай Никифоров, председатель Роспрофжела
фото:Архив / ИД «Гудок»

Главными достижениями 2020 года в Российском профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) считают сохранение трудовых коллективов и обеспечение социальной стабильности в железнодорожной отрасли – обязательства работодателей по коллективным договорам были выполнены. В следующем году профсоюз будет добиваться повышения зарплат работников и безукоризненного соблюдения их трудовых прав. О доиндексации зарплат по итогам 2020 года, пересмотре корпоративной системы оплаты труда и препятствиях на пути к нулевому смертельному травматизму рассказал «Гудку» председатель Роспрофжела Николай Никифоров.

О вызовах 2020 года

– Пандемия COVID-19 заставила работодателей пересматривать свои бизнес-процессы, вводить удалённый режим труда и развивать электронный документооборот. Какие новые задачи потребовалось решать профсоюзу и как с ними справились?

– Пандемия стала сильнейшим вызовом и тяжёлым испытанием для экономики страны, включая и железнодорожную отрасль. Из-за ограничений в регионах, введённых в связи с напряжённой эпидемиологической обстановкой, уменьшились грузовые и пассажирские перевозки, снизились объёмы работы на сервисных, ремонтных, строительных предприятиях. В таких условиях главным для нас было обеспечить социальную стабильность и сохранить персонал.
Наш профсоюз одним из первых в России, и, надо сказать, всего таких оказалось не много, заключил соглашения с объединениями работодателей – «Желдортрансом» и Союзом строителей железных дорог. Эти соглашения закрепили основные меры для социальной защиты работников. Так, до 1 сентября в организациях полностью приостановили оптимизацию, а в качестве альтернативы применяли режимы неполной занятости и простой с сохранением заработной платы. С середины марта до конца июня работникам, оказавшимся на карантине, производилась доплата к пособиям по больничным для доведения размеров выплаты до среднего заработка. В большинстве организаций удалось сохранить гарантии и льготы, предусмотренные коллективными договорами.
Не менее важным для нас было защитить работников от вируса. Работодатели массово перевели сотрудников на удалённый режим – только в ОАО «РЖД» дистанционно трудились более 110 тыс. человек. У нас в профсоюзе тоже больше 30% коллектива работали удалённо. Конечно, у людей сначала возникали вопросы, особенно в части оплаты. Но никаких замечаний с точки зрения невыплаты или сокращения зарплат не было. Скажу больше – в отдельных организациях или в их филиалах, например в центре «Желдоручёт» – филиале ОАО «РЖД», удалось добиться компенсации работникам дополнительных расходов, образовавшихся из-за перехода на «удалёнку», – это Интернет, мобильная связь, электроэнергия. А с 1 января 2021 года, когда вступят в силу поправки в Трудовой кодекс, компенсация будет обязательной для всех работодателей.
Считаю, что и профсоюзный актив, и работодатели очень хорошо сработали в части обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты.

– А как изменилась работа самого профсоюза из-за эпидемиологических ограничений в регионах?

– Все запланированные мероприятия – пленумы, заседания президиумов, советов, комиссий, отчётно-выборные конференции и даже первомайская демонстрация – состоялись, но перешли в онлайн-формат. Этот год был для нас важным, поскольку мы подводили итоги работы за пятилетний период. По предварительной оценке, все без исключения решения 32-го съезда профсоюза выполняются, но окончательные итоги будем подводить на съезде в марте 2021 года. Тогда же утвердим планы на следующие пять лет.
В онлайн-режиме у нас состоялась и традиционная кампания по подведению итогов выполнения коллективных договоров и отраслевых соглашений. По отчётам с мест видим, что эти обязательства также выполнялись.
С начала пандемии и до сих пор мы проводим еженедельный мониторинг социально-экономической ситуации. Наши специалисты с мест направляли нам тревожную информацию: излишнее применение режимов неполной занятости, оплата простоя в урезанном размере, необоснованная оптимизация штата. И мы старались оперативно реагировать на такие сообщения. К примеру, удалось не допустить сокращения на 30% рабочего времени рабочих путевых машинных станций в Центральной дирекции по ремонту пути в IV квартале 2020 года. Благодаря активной позиции отдельных первичных профсоюзных организаций были отменены приказы и распоряжения работодателей о снижении размера премий, пресекались попытки секвестирования условий коллективных договоров.
Сейчас, к сожалению, в некоторых организациях, в частности в АО «БетЭлТранс», всё-таки пошли на сокращения. Причины, с точки зрения работодателя, объективны. С нашей точки зрения – не всегда. Где-то можно переждать, применить режим неполной занятости, но не увольнять людей.


Об индексации и росте зарплат

– В условиях неопределённости работников больше всего волнует, что будет с их заработной платой. Удалось ли обеспечить рост зарплат в железнодорожной отрасли, в частности в ОАО «РЖД»?

– Практически во всех организациях выполнены все обязательства по индексации заработных плат. В соответствии с действующими коллективными договорами индексация была проведена дважды: с 1 марта – на 2% и с 1 октября – ещё на 1%, в том числе и в ОАО «РЖД». В среднем за 10 месяцев 2020 года зарплата работников компании выросла на 5% и составила 61537 руб., в реальном выражении рост на уровне 1,8%. Считаем, что в сегодняшних условиях это неплохо.
Размер индексации определялся исходя из прогнозируемой Минэкономразвития РФ инфляции, однако фактическая годовая инфляция, скорее всего, окажется выше прогноза. Поэтому мы обязательно поднимем вопрос о доиндексации в I квартале 2021 года. По нашей оценке, это будет ещё примерно плюс 1,5% к размеру плановой индексации, которая будет не ниже прогноза индекса потребительских цен на товары и услуги на I квартал 2021 года (1,3%). Конкретный размер индексации будет определяться с учётом сложившейся в ОАО «РЖД» финансово-экономической ситуации.
Все выплаты, положенные медработникам за оказание помощи больным с коронавирусной инфекцией на федеральном уровне, получили и сотрудники наших отраслевых учреждений. С апреля по сентябрь 13,6 тыс. сотрудников медучреждений сети «РЖД-Медицина» были перечислены стимулирующие выплаты на общую сумму почти 670 млн руб. По ходатайству Роспрофжела 100 человек из числа медперсонала поощрены новой наградой ФНПР «За борьбу с коронавирусом».

– Насколько конкурентоспособна сегодня зарплата железнодорожников и нужно ли предпринимать дополнительные меры для её повышения?

– В абсолютном большинстве регионов зарплата конкурентоспособна, однако в последние годы снизилось соотношение к общероссийскому уровню. По итогам 2011 года этот коэффициент составлял 1,42, по итогам 2013 года – 1,31, по итогам 2019 года снизился до 1,23 и по состоянию за 9 месяцев 2020 года оставался на этом уровне. Именно поэтому мы выступаем за разработку отдельной дорожной карты, которая будет включать план мероприятий по повышению этого коэффициента до 1,35 – это тот целевой ориентир, который заложен в Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Из-за пандемии решение этого вопроса сдвинули на 2021 год.
В последнее время также звучат предложения от работодателя по пересмотру действующей Корпоративной системы оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» (КСОТ). Мы не считаем, что документ устарел, но считаем, что некоторые изменения в систему оплаты труда внести нужно. Первое – нужно установить ставку рабочего 1-го разряда оплаты труда в размере МРОТ. Сейчас эта ставка на 25% ниже МРОТ, и этот разрыв перекрывается различными надбавками. Если такое решение будет принято, потребуется перерасчёт тарифных коэффициентов по всем более высоким разрядам. Второе – предлагаем увеличить постоянную (гарантированную) часть зарплаты не менее чем до 60%. Давно назрел вопрос, связанный с мотивацией персонала за результаты работы по итогам года. Такие положения есть в ряде организаций, где работают члены нашего профсоюза, например в Московском метрополитене. Считаем, что такую практику нужно ввести и в ОАО «РЖД».
Понимаем, что эти изменения потребуют увеличить фонд заработной платы. Но это то основное, что нужно внести в КСОТ, если его перерабатывать.


О защите трудовых прав

– Продолжал ли профсоюз в условиях пандемии следить за соблюдением трудовых прав железнодорожников? Каковы результаты проверок?

– За 11 месяцев 2020 года правовые инспекторы труда профсоюза провели 4 тыс. проверок. Ещё около 3,5 тыс. проверок провели наши внештатные правовые инспекторы. Поскольку в этом году проведение проверок осложнилось из-за ограничений, мы действовали более точечно. Выезжали или запрашивали документы на тех предприятиях, откуда поступал сигнал о нарушении. Считаю, что такой метод себя оправдал и его можно использовать и дальше. Когда мы сравнили данные с сопоставимыми показателями прошлого года, то отметили положительную динамику: количество выявленных нарушений, например по ОАО «РЖД», снизилось на 31%. Вдвое сократилось число неправомерных дисциплинарных взысканий. Это говорит о том, что наша работа с руководителями даёт результаты.
Чаще всего фиксируются нарушения в сфере оплаты труда и иных выплат, на их долю приходится больше трети всех случаев. На втором месте – нарушения локальных нормативных актов (24%), на третьем – режима рабочего времени и отдыха – 22%. Здесь также призываем быть более внимательными.


Об улучшении условий труда и производственном травматизме

– Что удалось сделать по улучшению условий труда и производственного быта и какие планы на 2021 год?

– Обязательства по поставкам модульных пунктов обогрева, новых вагонов сопровождения, по организации питания в «окна» выполнены в том объёме, что и планировалось. Мы отмечаем обновление парка служебно-технических вагонов на 35%. Возникали вопросы своевременного введения в эксплуатацию поставленных на сеть модульных табельных (317 ед.) и пунктов обогрева (1384 ед.), но их удавалось решить. Хорошо продвинулись в части обеспечения и ремонта средств малой механизации, ручного путевого инструмента. Продолжают улучшаться условия труда локомотивных бригад на локомотивах, самоходной путевой техники. В настоящее время кондиционерами оборудовано 65% парка локомотивов, биотуалетами – 33%.
С января 2021 года женщины смогут работать помощниками машиниста и машинистами, поэтому отдельно следили за подготовкой подвижного состава, домов отдыха локомотивных бригад с учётом их потребностей. Со спецодеждой ситуация тоже стабильная: сейчас на сеть поступает новая коллекция. Роспрофжел проводил опросы среди работников – люди довольны. Те предложения, которые они выдвигали, мы перенаправляли работодателю. Они уже реализованы в новых моделях, которые будут поставляться на сеть в будущем году. Модели женской специальной одежды дополнены отдельными элементами: термобельём, жилетами, чулками, тепловой маской.

– Такое внимание к вопросам охраны труда, производственного быта даёт свои результаты. На сколько удалось снизить травматизм и в чём основная причина всё-таки произошедших несчастных случаев?

– По данным за 11 месяцев 2020 года, общий травматизм в ОАО «РЖД» сократился на 22%, с летальным исходом – на 50%. Это хороший результат, однако в полной мере мы этой работой не можем быть довольны, пока показатель «нулевого смертельного травматизма» на производстве не достигнут. Если гибнут наши товарищи, а в этом году в РЖД погибли 11 работников, это печально. Причинами возникновения большинства травм по-прежнему остаются неудовлетворительная организация планируемых работ, несоблюдение трудовой и производственной дисциплины.

– Что нужно сделать, чтобы свести смертельный травматизм к нулю?

– Во-первых, руководителям нужно чётко выполнять инструкции и соблюдать технологию выполнения работ, чтобы бригады были укомплектованы в полном объёме и не приходилось их потом как-то комбинировать. Есть технология, и исходя из этого должен быть укомплектован штат. Естественно, нужно планировать работы, в том числе и «окна», вовремя доставлять людей, чтобы они успели всё выполнить. Второй момент – нужно прививать чувство дисциплины и ответственности самим работникам. Если ты видишь, что выполнить работу без нарушения невозможно, не надо её делать, рискуя своей жизнью, жизнью пассажиров, коллег. Это должно быть буквально в крови. Третье – нужно повышать эффективность работы общественных инспекторов по безопасности движения и уполномоченных по охране труда. На данный момент у нас порядка 6,5 тыс. общественных инспекторов – это грамотный, квалифицированный персонал. Мы приняли для них хорошее рабочее положение, но ожидаемых результатов пока не получили. Остаётся очень много формализма в работе. Например, работник, выполняя свои должностные обязанности и видя какую-то неисправность, потом отчитывается, что обнаружил её как общественный инспектор, но на самом деле это была его прямая трудовая функция. Нам надо перестраивать работу таким образом, чтобы общественные инспекторы следили за безопасностью во внерабочее время – контролировали, что-то подсказывали, проводили беседы, при необходимости останавливали выполнение работ. Так же и с уполномоченными по охране труда. Перестроили их работу, стало лучше, но формальное отношение к своим обязанностям ещё не искоренили. Мы это видим, и с этим нужно бороться. Планировали в этом году провести общесетевой слёт уполномоченных, но из-за пандемии пришлось сдвинуть эти планы.


О цифровизации рабочих мест и соглашении с МОТ

– Пандемия и массовый переход в онлайн ускорили цифровизацию и роботизацию рабочих мест. Об этом, в частности, свидетельствует исследование Всемирного экономического форума. Как относитесь к тому, что роботы вытесняют людей с рынка труда?

– Пандемия, как чудовищный ускоритель, спрессовала десятилетия поступательного развития человечества. Мы оказались в ситуации со многими неизвестными параметрами, они связаны с обострением отношений в мире труда, с прорывами в цифровую экономику, с вызовами благосостоянию миллиардов людей и социальной защите.
Технический прогресс не остановить: одни рабочие места будут исчезать, другие – появляться. Мы должны быть к этому готовы и держать этот процесс под контролем, чтобы вовремя помочь людям освоить новую профессию. Так, уже сейчас пора думать о будущем помощников машиниста, ведь очевидно, что с переходом на ведение в одно лицо, а затем внедрением безлюдных технологий потребность в них станет значительно меньше.
В то же время я всегда говорил и ещё раз повторю – прежде чем что-то внедрять, нужно, что называется, семь раз отмерить. Чтобы не было повторения ситуации, как с расшифровщиками скоростемерных лент в локомотивных депо. Приняли решение, что эта работа будет выполняться в автоматическом режиме, а когда перешли на эту технологию, то заспотыкались – оказалось, идут сбойки. А от каждой сбойки при расшифровке может пострадать машинист вместе с помощником.

– Международная организация труда (МОТ) развивает идею человекоориентированного подхода на рынке труда. Вы с этим согласны?

– Это единственно возможный вариант выйти из этого кризиса и обеспечить быстрое, качественное восстановление. В декабре российские власти, ФНПР и МОТ подписали программу сотрудничества на 2021–2024 годы. Она направлена на укрепление социального диалога, развитие систем коллективных договоров и трёхстороннего сотрудничества (государство, объединения работодателей и объединения представителей трудящихся); создание безопасных и здоровых условий труда; расширение возможностей занятости и повышение производительности труда; достойную оплату труда. Мы всегда выступаем за эти же принципы.


О новых форматах детского отдыха

– В этом году большая часть оздоровительных смен для детей прошла в онлайн-режиме. Прижился ли такой формат?

– Сложная эпидемиологическая ситуация заставила нас вместе с ОАО «РЖД» пересмотреть подходы к организации детского отдыха. Совместно была разработана концепция проведения летнего лагеря онлайн. В таком формате состоялись две смены на сети дорог, в них приняли участие почти 6,5 тыс. детей работников предприятий. В онлайн-формате прошёл и молодёжный профориентационный лагерь для 400 подростков от 15 до 18 лет. Мы получили хорошие отзывы от детей и родителей.
Сейчас готовимся к проведению в дни зимних школьных каникул онлайн-проекта «Узнай свою страну». Со 2 по 5 января и с 6 по 9 января для 4 тыс. детей 7–16 лет со всех дорог будут организованы онлайн-экскурсии в Великий Устюг, Москву, Санкт-Петербург и Казань, а также творческие мастер-классы.
После стабилизации эпидемиологической обстановки мы обязательно вернёмся к очным проектам. Но уже сейчас по результатам проведения онлайн-смен можно сделать вывод, что данная форма отдыха детей может рассматриваться в случае необходимости или как дополнительная альтернатива работы с ребятами, особенно с теми, кто по состоянию здоровья не может посещать лагеря.


О задачах на 2021 год

– Текущий год профсоюзом был объявлен Годом единства, памяти и славы. Чему решено посвятить 2021 год?

– Следующий год мы, как и ФНПР, объявили Годом организационного и кадрового укрепления профсоюза. Это логично с учётом того, что произошла смена некоторых председателей профсоюзов, пришли новые люди. ФНПР определил основные приоритеты и направления этой работы, мы их поддерживаем: это усиление мотивации и увеличение численности членов профсоюзов, совершенствование и укрепление организационных структур и кадровой политики. Мы продолжим работать над повышением исполнительской дисциплины. Это касается как профсоюзного актива, так и остальных железнодорожников. Каждый должен понимать, что есть решение, инструкция, которую нужно чётко выполнять. Ещё один момент – вопросы повышения профессиональной грамотности людей. Если говорить по линии профсоюза, мы подготовили новые программы и проекты, будем их запускать. И наш неизменный приоритет – улучшение условий труда железнодорожников и обеспечение достойного заработка.

Беседовала Мария Абдримова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →