Первые лица / 09.11.20 07:50

Квалификационный подход

До конца 2020 года для всех железнодорожных профессий будут утверждены профессиональные стандарты

Квалификационный подход | Первые лица | Сергей Чаплинский, руководитель Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта («Желдортранс»)
фото:Желдортранс

С этого года все работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации работника содержатся в федеральных законах. На данный момент в стране разработано и утверждено 1369 профстандартов, 75 из которых относятся к области железнодорожного транспорта. Планируется, что до конца 2020 года профессиональными стандартами будут охвачены все специфичные для железнодорожного транспорта профессии рабочих, должности руководителей, специалистов и служащих. О том, как применение отраслевых профстандартов влияет на оценку квалификаций работников и систему профильного образования, «Гудку» рассказал руководитель Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта («Желдортранс») Сергей Чаплинский.

– Сергей Игоревич, для чего компаниям следует применять профстандарты, если требования к квалификации работников содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) и Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕКТС)?

– 12 декабря 2013 года в ежегодном Послании Федеральному собранию Владимир Путин поставил задачу создать Национальный совет по профессиональным квалификациям для разработки профстандартов, востребованных экономикой страны и отечественным бизнесом.
Дело в том, что в результате появления новых техники и технологий, модернизации производств изменились как сами профессии, так и квалификационные требования к работникам. Справочники ЕКС и ЕКТС устарели – ряд указанных там профессий и специальностей уже не применяется, а новые наименования туда не включены.
Профстандарты призваны актуализировать квалификационные характеристики видов профессиональной деятельности (профессий и должностей) с учётом современных реалий. Планируется, что они постепенно вытеснят справочники ЕКС и ЕКТС.
Как документ профстандарт включает описание трудовых функций по определённому виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов.

– С этого года все организации в обязательном порядке переходят на профстандарты. На каком этапе этот процесс в ОАО «РЖД»?

– В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 предприятия должны были разработать план по организации применения профессиональных стандартов к 1 января 2020 года.
План должен включать список профессиональных стандартов, подлежащих применению на предприятии; перечень мероприятий по установлению потребности в обучении работников с целью соответствия требованиям этих профессиональных стандартов и проведению соответствующего обучения; перечень локальных нормативных актов, подлежащих изменению с учётом положений профессиональных стандартов.
В ОАО «РЖД» такой план-график был разработан заранее – на период 2019–2020 годов. В соответствии с ним определена потребность в обучении персонала, актуализируются программы подготовки и переподготовки в учебных центрах, определяется потребность в проведении независимой оценки квалификации работников. Отдельным распоряжением утверждён перечень профессиональных стандартов, подлежащих применению.
Таким образом, процесс перехода на профессиональные стандарты у нас поставлен на рельсы. Внедрение профстандартов осуществляется по мере их утверждения.

– На данный момент сколько профстандартов применяется в компании?

– В организациях железнодорожного транспорта в настоящее время применяется более 160 профессиональных стандартов по видам профессиональной деятельности, относящимся к межотраслевым. Это, в частности, «сварщик», «архитектор программного обеспечения», «фрезеровщик», «машинист крана», «экскурсовод (гид)», «специалист по логистике на транспорте», «машинист автогрейдера», «изолировщик на подземных работах в строительстве», «резчик бумаги, картона, целлюлозы, гофрокартона», «заточник по подготовке станочного дереворежущего инструмента для деревообрабатывающих, мебельных и лесопильных производств».
Кроме того, применяются 75 профстандартов, специфичных для железнодорожного транспорта.
Среди них – «дежурный по переезду», «дежурный стрелочного поста», «монтёр пути», «проводник пассажирского вагона», «наладчик контрольно-измерительных вагонов железнодорожного транспорта», «начальник железнодорожной станции», «начальник пассажирского поезда», «руководитель участка производства по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава», «инженер по эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта», «инспектор локомотивов (моторвагонного подвижного состава, вагонов) и качества ремонта пути железнодорожного транспорта», «работник по ограждению мест производства работ и закреплению подвижного состава на железнодорожном транспорте».

– Сколько отраслевых профстандартов осталось утвердить?

– Осталось утвердить 17 специфичных для железнодорожного транспорта профессиональных стандартов. Семь из них находится на рассмотрении в Национальном совете при президенте РФ по профессиональным квалификациям. Это «специалист по техническому обслуживанию и текущему ремонту пассажирских обустройств железнодорожного транспорта», «специалист по технической поддержке процесса эксплуатации, развития и обеспечения работы объектов железнодорожной электросвязи», «специалист по содержанию и эксплуатации дизельных и холодильных установок, рефрижераторного подвижного состава, вагонов-транспортёров железнодорожного транспорта», «специалист по организации, проведению тягово-энергетических испытаний локомотивов, определению параметров их эксплуатации», «специалист по организации и сопровождению технического обслуживания, ремонта и эксплуатации съёмных средств контроля железнодорожного пути», «составитель поездов, кондуктор грузовых поездов», «прессовщик колёсных пар железнодорожного подвижного состава».
Актуализацию проходят ещё десять профстандартов: «специалист по текущему содержанию и ремонту верхнего строения пути, искусственных сооружений железнодорожного транспорта», «специалист по организации процесса эксплуатации, развития и обеспечения работы устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики», «специалист по оперативному руководству колонной локомотивных бригад тягового подвижного состава, бригад специального железнодорожного подвижного состава, машинистами кранов на железнодорожном ходу», «ревизор по безопасности движения поездов», «работник по управлению терминально-складским комплексом железнодорожного транспорта», «работник по управлению и обслуживанию моторвагонного подвижного состава», «работник по техническому обслуживанию и ремонту объектов железнодорожной электросвязи», «работник по ремонту и текущему содержанию искусственных сооружений железнодорожного транспорта», «работник по обслуживанию пассажиров на железнодорожном вокзале (железнодорожном вокзальном комплексе)», «инженер-экономист железнодорожного транспорта».

–Когда профессиональными стандартами будут «закрыты» все железнодорожные профессии и специальности?

– Охватить профессиональными стандартами все специфичные для отрасли профессии рабочих, должности руководителей, специалистов и служащих планируем до конца 2020 года.

– В условиях цифровизации общества всё более востребованными становятся цифровые компетенции работников. Находят ли они отражение в профстандартах для железнодорожников?

– Безусловно. Профессиональные стандарты описывают компетенции, необходимые работникам в условиях глобальной цифровизации, в том числе для реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога». Это работа в автоматизированных системах; работа с прикладным программным обеспечением; работа с системами, использующими для решения задач искусственный интеллект и машинное зрение.
В текущем году в двух профессиональных стандартах описаны новые профессии, появившиеся в результате развития и внедрения в ОАО «РЖД» цифровых технологий. Так, в профессиональном стандарте «работник по управлению терминально-складским комплексом железнодорожного транспорта» описана новая профессия – «оператор системы роботизированного управления терминально-складским комплексом». В профессиональном стандарте «работник по управлению и обслуживанию моторвагонного подвижного состава» описана профессия «оператор по дистанционному управлению моторвагонным подвижным составом».

– В России в 2021 году женщинам разрешат работать машинистами поездов. В ОАО «РЖД» уже ведётся подготовка женщин по профессии «помощник машиниста». Будет ли в этой связи актуализирован профстандарт «работник по управлению и обслуживанию локомотива», утверждённый в 2018 году?

– Нет, поскольку соответствующий профессиональный стандарт не содержит ограничений по гендерному признаку.

– Поговорим о том, как внедрение профстандартов повлияет на работников. В случае с соискателями всё понятно – их не примут на работу, если их квалификация не соответствует новым требованиям. А как происходит оценка уже действующих сотрудников?

– Насколько работники отвечают требованиям профстандартов, компании определяют в независимых центрах оценки квалификаций. В железнодорожной сфере такой центр в 2015 году создан на базе Отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта («Желдортранс»). У него есть подразделения – 36 экзаменационных центров на базе учебных центров профессиональных квалификаций.
Процедура оценки профессиональной квалификации для работников пока добровольная. Экзамен на соответствие профессиональному стандарту состоит из практической и теоретической частей. По итогу сотрудники компании получают соответствующие сертификаты.

– Повлияет ли применение в компании профстандартов на систему отраслевого образования?

– Профстандарты нацелены в том числе на развитие системы образования. Важно, чтобы будущие специалисты получали в вузах необходимые навыки, соответствующие требованиям отрасли.
Появление в России профессиональных стандартов является ощутимым прорывом в деле формирования образовательных стандартов нового поколения, обновления процесса профессионального обучения с учётом изменяющихся требований работодателей, а также оценки качества образовательного продукта в соответствии с потребностями рынка труда.
Образовательные стандарты должны измениться в сторону усиления совместной деятельности рынка труда и сферы образования в рамках разработки и внедрения эффективного механизма взаимодействия. При этом развитие социального партнёрства между вузами и бизнесом должно стать стратегическим направлением подготовки конкурентоспособных специалистов на основе рационального использования стандартов с ярко выраженными профессиональными компетенциями.
«Желдортранс» совместно с вузами и федеральными учебно-методическими объединениями уже несколько лет занимается актуализацией образовательных стандартов и программ на основе профстандартов железнодорожного транспорта. В результате этой деятельности работодатели отмечают, что качество подготовки специалистов заметно выросло.

– С 2016 года отраслевые учебные заведения проходят процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, которую проводит «Желдортранс». Для чего это делается?

– Эта процедура – новый для России механизм взаимодействия системы образования и реального сектора экономики в вопросах подготовки и переподготовки кадров в соответствии с федеральным законом «Об образовании». По сути, это признание или непризнание работодателями качества работы образовательной организации.
Железнодорожное образование одним из первых в стране обратилось к процедуре профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Её прошли уже ряд отраслевых учебных заведений, в том числе Российский университет транспорта (МИИТ), Московский колледж транспорта, Уральский государственный университет путей сообщения.
Внедрение системы оценки квалификации коснулось и корпоративного образования. На основе утверждённых профстандартов для рабочих профессий разработаны и успешно применяются новые учебные программы в УЦПК. Профессионально-общественная аккредитация проводится для конкретного учебного заведения с учётом материально-технической базы и профессионального уровня преподавательского состава.
Учебное заведение оформляет заявку, в которой выражает желание пройти такую аккредитацию. Затем вуз (колледж или техникум) проводит самообследование, и соответствующие материалы направляются в «Желдортранс». После мы формируем группу экспертов, имеющих большой опыт работы именно по тем направлениям, которые соответствуют заявленным образовательным программам. Они изучают материалы и выезжают в учебное заведение для проверки и ознакомления с материально-технической базой. По результатам оформляется акт и выносится для утверждения проект решения Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте.
Подобная оценка выгодна не только работодателю, который оценивает реальные возможности учебного заведения и озвучивает свои пожелания, но и самим учебным заведениям. Это помогает им пройти государственную аккредитацию в Рособрнадзоре и делает их более привлекательными для абитуриентов.
Конечно, прохождение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ – дело добровольное. Однако это позволяет учебному заведению доказать свой высокий уровень подготовки специалистов для работодателей, для абитуриентов и для государственных органов, осуществляющих надзор и распределение бюджетных средств. Так что образовательные учреждения должны быть сами заинтересованы в этом процессе.

– Что именно оценивают эксперты?

– Базовые принципы проведения профессионально-общественной аккредитации обозначены в законе «Об образовании». Среди них: соответствие учебных планов и образовательных программ профессиональным стандартам; наличие материально-технической базы, необходимой для обеспечения качественной подготовки специалистов; наличие спроса на выпускников образовательной организации по данной программе на рынке труда; подтверждение участия работодателей в подготовке специалистов; успешность прохождения выпускниками независимой оценки квалификаций.

– Этой осенью отраслевые учебные заведения продолжили проходить профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Какие учебные учреждения её уже прошли и с какими результатами?

– Проведена аккредитация девяти образовательных программ высшего образования Иркутского государственного университета путей сообщения, по её итогам все программы аккредитованы на пять лет.
Также получены заявки на проведение этой процедуры от Самарского, Петербургского и Ростовского государственных университетов путей сообщения. На данный момент определяемся со сроками.


Справка «Гудка»
Отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта «Желдортранс» было зарегистрировано 23 октября 2007 года.
Его учредителями и членами являются ОАО «РЖД» и ряд других отраслевых организациий.
Задачи объединения – выработка и проведение согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений; создание условий для получения компаниями дополнительных конкурентных преимуществ на рынке труда; развитие социального партнёрства в отношениях с работниками и профсоюзами.
«Желдортранс» осуществляет полномочия Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте РФ (такие советы создаются в отраслях с 2014 года для решения вопросов развития национальной системы квалификаций).
Среди функций Совета – проведение мониторинга рынка труда с целью выявления его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании; разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований к работникам.
Члены Совета проводят экспертизу федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и готовят предложения по их совершенствованию; занимаются оценкой соответствия профессиональных образовательных программ профстандартам; организуют профессионально-общественнную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ. Кроме того, Совет организует независимую оценку квалификации работников и соискателей; разрабатывает проекты наименований квалификаций и требований к квалификациям; организует разработку и утверждение оценочных средств по соответствующим квалификациям.

Беседовала Юлия Антич

Теги

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →