Первые лица / 05.10.20 07:32

Приоритеты безопасности

Задача компании – охрана здоровья работников и снижение вредного воздействия на окружающую среду

Приоритеты безопасности | Первые лица
фото:Аркадий Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

В 2020 году в ОАО «РЖД» перешли на обновлённую «Политику в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности». Документ провозглашает безусловным приоритетом защиту человека и природы. Как компания снижает негативное воздействие на окружающую среду и повышает безопасность на рабочих местах, рассказал «Гудку» начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов.

– Пётр Николаевич, зачем компании потребовалась новая «Политика в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности», ведь эти вопросы всегда в фокусе внимания?

– Это стратегический документ, в котором зафиксированы основные цели. Последний раз в «Политику» вносились обновления в 2013 году, тогда как раз и был закреплён незыблемый приоритет здоровья и безопасности человека и защиты природы. В новой редакции мы также говорим о том, что никакие соображения экономического, технического или иного характера не могут быть приняты во внимание, если они противоречат требованиям к обеспечению безопасности работников компании, населения и экологии. Все подразделения холдинга должны быть ориентированы на достижение трёх целей – это обеспечение безопасных условий труда, защита жизни и здоровья работников и населения, минимизация негативного воздействия на окружающую среду.
Новая «Политика» конкретизирует направления работы для достижения этих целей с учётом последних изменений, в частности в области охраны труда. Так, в документе теперь зафиксировано, что руководство холдинга обязуется принять все меры по предотвращению связанных с работой травм и ухудшения здоровья работников на основе современной концепции Vision Zero. Напомню, что в 2018 году РЖД одними из первых среди российских компаний присоединились к международному движению Vision Zero. Идея заключается в том, чтобы за счёт профилактики предотвращать несчастные случаи, тем самым достигая нулевого уровня травматизма.

– Какие меры принимает компания для достижения нулевого уровня травматизма?

– Задача компании – создать безопасные условия труда. Это подразумевает своевременные поставки сертифицированных средств индивидуальной защиты и инструмента, установку автоматических систем дистанционного оповещения о приближении подвижного состава, внедрение прогрессивных технических разработок и нового оборудования, чтобы вывести работников из опасных зон.
В РЖД идёт непрерывная работа над совершенствованием средств индивидуальной защиты (СИЗ). В декабре 2019 года была утверждена концепция разработки специальной одежды и специальной обуви нового поколения с учётом современных тенденций развития рынка СИЗ. Смысл в том, чтобы создать мультифункциональную одежду для комплексной защиты работников от профессиональных рисков, сочетающую в себе высокий уровень защиты, физиологический комфорт, долговечность и практичность. Уже подготовлены проекты 11 Технических условий на утеплённые модели спецодежды, они находятся на согласовании.
Параллельно идёт доработка новых моделей летней спецодежды – сейчас проводятся эксплуатационные испытания на Московской, Северо-Кавказской и Свердловской железных дорогах. Рассчитываем, что вся коллекция спецодежды будет пересмотрена до 1 декабря.
В свою очередь, в РЖД рассчитывают на поддержку самих работников в реализации базовых принципов охраны труда и безопасности на рабочем месте. Важно, чтобы сотрудники осознавали личную ответственность. Поэтому среди основных задач обновлённой «Политики» мы отдельным пунктом прописали, что в РЖД нужно внедрять культуру безопасности производственных процессов.

– Каких успехов компания достигла в снижении производственного травматизма?

– За последние шесть лет общее число случаев производственного травматизма на сети уменьшилось в 2 раза. Каждый год мы делаем шаги в нужном направлении и понемногу улучшаем показатели. В 2019 году количество пострадавших на производстве уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 10%, при этом на 16% сократилось количество случаев с тяжёлыми последствиями и на 5% – с летальным исходом. Коэффициент частоты травматизма, который рассчитывается как количество травмированных на тысячу работников, также снизился в 2019 году к уровню 2018 года: общий – на 8%, со смертельным исходом – на 3%.
В текущем году тенденция сохраняется. По итогам 8 месяцев работы в подразделениях филиалов ОАО «РЖД» расследовано и принято к учёту 65 случаев травмирования работников на производстве. По отношению к аналогичному периоду 2019 года уровень производственного травматизма в целом по компании снижен по всем показателям. Общий травматизм сократился на 23%, количество несчастных случаев с тяжёлым исходом уменьшилось на 8%. Смертельный травматизм снизился на 64%. Коэффициенты частоты производственного травматизма, соответственно, также уменьшились: если брать общий травматизм, то на 20%, с летальным исходом – на 60%.

– Всем ли дорогам и филиалам удалось сработать одинаково хорошо?

– К сожалению, не всем. В двух филиалах – Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава и «Трансэнерго» – по результатам 8 месяцев работы допущены смертельные случаи и рост общего травматизма по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Естественно, нас это настораживает.
На полигонах четырёх дорог – Приволжской, Октябрьской, Красноярской и Горьковской – также зафиксированы случаи травм.
Причины несчастных случаев у нас не меняются из года в год. Большинство травм происходит из-за неудовлетворительных организации и контроля за производством, нарушения технологического процесса, а также трудовой и производственной дисциплины.
В то же время мы видим, что в периметре РЖД растёт количество подразделений, работающих без травм. Это показывают в том числе результаты нашего смотра-конкурса по охране труда. Главное требование ко всем конкурсантам – нулевой травматизм, причём не только с летальным исходом или тяжёлыми последствиями, а вообще отсутствие происшествий в течение последних пяти лет. За пять лет существования смотра количество призёров выросло почти вдвое: с 42 подразделений в 2015 году до 72 – в 2020 году.

– Какие дополнительные меры по защите работников были приняты в связи с пандемией и сохраняются сейчас?

– Всеми филиалами были разработаны регламенты действий руководителей и работников, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс, в условиях действия режима повышенной готовности в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Начиная с апреля работники помимо обычного комплекта средств индивидуальной защиты получают медицинские маски, перчатки, антисептики. В помещениях технологически важных объектов с массовым пребыванием людей проводятся ежедневная уборка и дезинфекция поверхностей.
Также для обеспечения безопасности работников в компании пересмотрели Правила внутреннего трудового распорядка, чтобы у сменного дежурного персонала была возможность начинать и заканчивать работу в разное время, скорректированы графики работы сотрудников с учётом максимального разделения потоков людей и уменьшения скопления при приёме/сдаче дежурства, разработаны разные варианты маршрутов для входа/выхода с территории предприятия через служебные проходы.
Что касается термометрии, то РЖД совместно с Роспотребнадзором летом реализовали пилотный проект, чтобы определить эффективность тепловизоров в условиях массового пассажиропотока. На Ленинградском вокзале в Москве и Московском вокзале в Санкт-Петербурге оборудовали два стационарных пункта термометрии пассажиров. За время тестирования при общем потоке 631,7 тыс. человек система сигнализировала о выявлении порядка тысячи человек с повышенной температурой. Однако эти данные не подтвердились при проведении повторных замеров в медпунктах вокзалов. Опытным путём установлено, что разница в достоверности показаний температуры на различных участках лица достигает 1°C и зависит от активности человека в предшествующее время. Аналогичные результаты показали другие системы российского и китайского производства, испытания которых параллельно проходили на Свердловской, Октябрьской, Северной и Московской дорогах. Средства измерения будут развиваться в направлении распознавания лиц и бесконтактного доступа на объекты.

– В последние месяцы на разных уровнях обсуждается экологическая ответственность бизнеса, и в частности РЖД. Об усилении работы в области охраны окружающей среды заявляло и руководство компании. С чем связано такое внимание к экологической тематике?

– Этот и последующие годы пройдут под знаком масштабных инфраструктурных проектов: это в первую очередь реконструкция и строительство БАМа и Транссиба, развитие подходов к портам, есть ещё ряд других. Они в той или иной степени влияют на особо охраняемые природные территории, в том числе такой уникальный объект, как озеро Байкал. Государство и общественность беспокоят вопросы природопользования при реализации крупных инвестпроектов, в особенности вырубка леса, защита земель, отвод сточных вод. Мы, в свою очередь, демонстрируем экологическую открытость и приглашаем для общественного контроля всех заинтересованных: граждан, представителей общественности, науки, СМИ.
В августе-сентябре представители масс-медиа и общественности посетили объекты инфраструктуры Восточно-Сибирской дороги в Слюдянском районе, которые входят в центральную экологическую зону, и объекты реконструкции, расположенные на участках Нижнеангарск – Холодный, Дзелинда – Кирон Байкало-Амурской магистрали. Они осмотрели мостовые переходы и прилегающие к ним территории, расположенные на Байкальской природной территории, которые предлагается включить в утверждаемый правительством план работ при модернизации БАМа и Транссиба и проектировании Байкальского тоннеля.
За последние месяцы РЖД заключили несколько стратегических соглашений в области экологии: с Минприроды России, администрациями Иркутской области и Республики Бурятия, Общественной палатой Республики Бурятия. Компания взяла на себя дополнительные обязательства по охране окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории при строительстве, реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба.
Так, запланирована установка 33 локальных сооружений для очистки ливневых вод, строительство 26 км шумозащитных экранов, оснащение линий электропередачи протяжённостью 159 км птицезащитными конструкциями, компенсационные и дополнительные посадки деревьев и кустарников – всего планируется высадить 80 тыс. сеянцев сосны на 49 гектарах. Более 1 млн тонн строительных и твёрдых коммунальных отходов будут переданы специализированным организациям на переработку, обезвреживание и размещение.
Мы со всей ответственностью заявляем, что ОАО «РЖД» стремится к тому, чтобы новые объекты как можно меньше затрагивали сложившиеся природные системы. Проектирование и строительство ведутся только в строгом соответствии со всеми нормами и требованиями экологического законодательства с привлечением экологических организаций и региональных властей.

– Каковы приоритеты в области экологии на других территориях?

– Вызовы времени требуют развития экологической повестки и усиления ключевых задач в области экологии.
Среди приоритетных задач государства и бизнеса на перспективу – снижение энергоёмкости производств, решение проблем обращения с отходами, очистка территорий от накопленных загрязнений, техническое перевооружение производств, внедрение «зелёных» технологий. Наша компания продвигается по «зелёному» направлению.
«Российские железные дороги», по мнению Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, являются самой энергоэффективной и экологичной среди железнодорожных компаний мира за счёт использования в основном экологически чистой электрической тяги. Это существенное преимущество позволило ОАО «РЖД» стать первой и единственной из российских компаний, разместившей «зелёные» еврооблигации.
Приоритеты компании на конкретных территориях зависят от состояния окружающей среды, но в целом можно выделить несколько ключевых направлений: предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду; восстановление нарушенных естественных экологических систем; сохранение природной среды; развитие системы производственного экологического мониторинга.
За время реализации Экологической стратегии с 2007 по 2019 год компания снизила воздействие на окружающую среду на 62%, сбросы загрязнённых сточных вод – на 72,5%, доля обезвреживания и вовлечения отходов в хозяйственный оборот увеличилась на 20,6%.

– Какие экологические задачи предстоит решить в этом году и в более отдалённой перспективе?

– За 9 месяцев текущего года объём выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников снизился к уровню прошлого года на 2,7%. Плановый годовой показатель составляет 3%. Такие результаты достигаются, в частности, за счёт строительства новых котельных и реконструкции действующих с их переводом на более экологически чистые виды топлива.
Также работаем над сокращением выбросов парниковых газов, здесь ключевую роль играет переход на новые типы подвижного состава. В июле 2020 года ОАО «РЖД» подписало декларацию Международного союза железных дорог в области устойчивого развития, которая предусматривает достижение нулевого показателя выбросов парниковых газов к 2050 году.
Принимаются меры для охраны водных ресурсов. За текущий год нам удалось уменьшить объём сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по итогам года должны обеспечить снижение на 4%. В соответствии с долгосрочной программой ежегодно реконструируются и строятся новые очистные сооружения: за пять лет введено в эксплуатацию более 40 современных систем водоочистки. Компания обязуется к 2025 году полностью исключить сбросы недостаточно очищенных сточных вод.
Ещё одна стратегическая задача – ликвидации объектов накопленного ещё с 30-х годов прошлого столетия экологического ущерба от деятельности железнодорожных предприятий. В 2019 году мы ликвидировали семь таких объектов, в текущем году устраним ещё семь. На эти цели заложено 304,5 млн руб.
Есть цель увеличить долю отходов, вовлекаемых во вторичный оборот. Сейчас это порядка 80%. Основная их масса – лом чёрных и цветных металлов, отработанные нефтепродукты – передаётся сторонним организациям для переработки, но в компании также готовы развивать собственные мощности. К примеру, на станции Укладочный Западно-Сибирской дороги в прошлом году заработал технологический комплекс, который позволяет из отработанных резинотехнических изделий и автомобильных шин производить напольное покрытие для благоустройства детских игровых зон и спортивных площадок, пешеходных дорожек и придомовых территорий, жилых, производственных и складских помещений. В этом году на Свердловской дороге запустили производственные линии для переработки отходов.
Это не все направления, которыми мы занимаемся. Экологической стратегией предусмотрен комплекс мер по повышению энергоэффективности, внедрению ресурсосберегающих технологий, мероприятия по снижению шумового воздействия и экологопросветительские проекты.

Беседовала Мария Абдримова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →