Первые лица / 28.09.20 08:00

Время новых возможностей

На Юге России восстанавливается поток пассажирских и грузовых поездов

Время новых возможностей | Первые лица
фото:СКЖД

О реализации масштабных проектов по развитию инфраструктуры, разработке и внедрении логистических и туристических продуктов, о перспективах магистрали рассказывает начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Пястолов.

– Владимир Геннадьевич, Северо-Кавказская дорога традиционно воспринимается как пассажирская. Какова сейчас ситуация с пассажирскими перевозками?

– Сегодня мы можем сказать, что ситуация стабилизируется. Конечно, пандемия оказала влияние на нашу работу. Были отменены около 100 поездов дальнего следования. Региональное пригородное сообщение почти во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа, за исключением Дагестана, решением руководства регионов практически полностью было остановлено.
Однако это не значит, что пассажирская работа пребывала в состоянии застоя. Новые обстоятельства, продиктованные жизнью, дали толчок к поиску новых возможностей, новых направлений. Взглянув на ситуацию под другим углом, мы сделали больший упор на развитие внутренних межрегиональных перевозок. Прежде всего расширили маршрутную сеть дневных экспрессов. И не прогадали! Это решение стало своевременным и удачным. Только по трём новым маршрутам за июль – август перевезено свыше 112 тыс. пассажиров.
Буквально с первых дней открытия летнего туристического сезона начал курсировать поезд «Ласточка» по маршруту Ростов – Имеретинский Курорт. Не скрою, были некоторые сомнения – всё-таки почти 8 часов пути сидя. Но поезд настолько пришёлся по душе пассажирам, что билет на него взять можно только за несколько дней, а в день отправления билетов нет. На мой взгляд, это лучший показатель эффективности и востребованности нового маршрута.
С 1 августа «Ласточка» связала два курорта Черноморского побережья: Адлер и Анапу. Теперь отдыхающие могут быстро и комфортно переехать с одного популярного курорта на другой.
«Ласточки» прижились на нашей дороге. Сегодня они «летают» по 15 маршрутам, соединяя не только города региона, но и регионы между собой. Всего же за июль – август «Ласточки» перевезли почти 760 тыс. человек.
Внутренний туризм становится всё популярнее, а в этом году его развитие стало вопросом национального масштаба. Руководство компании ставит перед пассажирским блоком задачу создавать туристические продукты на основе железнодорожных маршрутов. И вот 15 августа со станции Туапсе отправился туристический ретропоезд «Сочи» сообщением Туапсе – Сочи – Гагра. Курсировать он будет круглогодично между знаменитыми курортами Черноморского побережья. Несмотря на то что состав выполнен в ретростилистике, все вагоны получили самое современное оснащение: кондиционеры, бесплатный Wi-Fi, индивидуальные розетки и другие уже привычные в поездах атрибуты комфорта. На сегодняшний день туристическим составом перевезено более 11,5 тыс. пассажиров.
Сегмент туристических пассажирских перевозок на Северо-Кавказской дороге очень перспективен. Наша дорога проходит по территории 11 субъектов РФ. Каждый из них по-своему интересен, со своей историей, самобытностью, потрясающей природой. Думаю, новые маршруты порадуют и жителей регионов, и его гостей. В ближайшем будущем мы хотим сделать железнодорожный транспорт неотъемлемой частью туристических маршрутов. Это не только интересно, но и экономически выгодно – развитие туризма влечёт за собой развитие экономики субъекта. Так было всегда: куда приходит железная дорога, туда приходят жизнь, прогресс, новые возможности, развитие.

– Развитие пассажирских перевозок было бы невозможно без реализации масштабных инфраструктурных проектов.

– Да, развитая инфраструктура – это основа. Без этого не будет роста как пассажирских, так и грузовых перевозок. А потому сегодня на дороге продолжаются строительные работы. Инвестиционные проекты направлены на увеличение пропускных способностей к портам Азово-Черноморского бассейна и развитие линий Таманского полуострова.
Уже сегодня за счёт их реализации протяжённость главных путей дороги увеличилась почти на 570 км, введены в эксплуатацию три новые станции и сопутствующая инфраструктура.
Завершение работ по электрификации на таманском направлении позволило перейти на обслуживание пассажирских поездов на участке 9-й км – Анапа электровозной тягой, а также перевести с тепловозной на электрическую тягу всё грузовое движение на участке 9-й км – Вышестеблиевская. Как результат – ускорение времени доставки грузов на терминалы и повышение качества использования ресурсов компании.
Окончание модернизации участка от станции Им. Максима Горького до станции Вышестеблиевская увеличит пропускную способность до 154 пар поездов в сутки. А это предоставит нашей компании возможность впервые начать разделение железнодорожных направлений на преимущественно грузовое и пассажирское: направление Москва – Ростов станет пассажирским, а направление Максим Горький – Вышестеблиевская – грузовым.

– Такие серьёзные изменения наверняка потребуют новых подходов в эксплуатационной работе?

– Конечно. Потребуется разработка и реализация новых подходов к содержанию инфраструктуры и организации движения на всём южном направлении.
Для пассажирского хода приоритетами станут скорость движения и балловая оценка пути, а для грузового – количество провезённого груза, порожнего вагонопотока с максимально эффективным использованием тяговых ресурсов.
Не первый год на дороге идёт развитие и внедрение новых принципов управления и планирования. Как пример – автоматизация процесса подвода грузов в порты Азово-Черноморского бассейна. В этом году мы полностью отказались от составления в ручном режиме плана прибытия грузов на терминалы. Сегодня в Новороссийске и Туапсе автоматизированная система управления уже сама планирует подвод поездов глубиной до двух суток.
Мы продолжаем внедрять технологии, позволяющие ускорить продвижение груза на припортовые станции. Например, увеличено плечо работы локомотивной бригады в грузовом движении со 167 до 301 км.
Благодаря внедрению полигонного плана формирования, в том числе с использованием автоматической системы организации вагонопотоков, процент маршрутизации в направлении Северо-Кавказской дороги за последние 10 лет увеличился с 30 до 69%.
Внедрение технологических решений направлено в первую очередь на повышение выгрузки. В этом году на дороге был зафиксирован исторический максимум по выгрузке вагонов на припортовых станциях – 5100 вагонов. Станции Новороссийск, Туапсе, Вышестеблиевская тоже обновили исторические рекорды по выгрузке.
В целом проводимая в компании работа позволила добиться улучшения качественных показателей на дороге. За последние 10 лет участковая скорость выросла более чем на 20% и на сегодняшний день составляет 38,5 км/ч. Средний вес поезда увеличен на 14% и достигает 3789 тонн, а производительность локомотива увеличена более чем на 450 ткм брутто.

– В условиях пандемии COVID-19 наблюдался существенный спад грузопотока. Как сегодня дорога восстанавливает объёмы перевозок?

– Грузовая работа дороги во многом зависит от состояния экономики в регионах. Это хорошо видно на примере изменения структуры погрузки. Вследствие неблагоприятной конъюнктуры рынка и снижения уровня потребительского спроса отмечено сокращение доли перевозок нефтяных грузов и минеральных удобрений. При этом возросла доля перевозок грузов первой необходимости, в том числе продовольственных.
В сложившихся условиях для привлечения новых объёмов и обеспечения потребностей экономики регионов в том числе нами были задействованы резервы пропускных способностей дороги.
Так, в августе этого года в общем объёме экспортных перевозок в направлении зерновых терминалов доля перевозок железнодорожным транспортом выросла в среднем на 18% по отношению к уровню прошлого года.
Осуществлялось адресное формирование технических маршрутов с зерновыми грузами назначением на припортовые терминалы станции Новороссийск, что также способствовало вывозу зерна на экспорт. Только в августе по дороге проследовало 25 организованных составов. В целом рост объёмов зерновых грузов за прошедший период составил 6,6%.
Совместная работа по выстраиванию оптимальной логистики строительных грузов, проводимая с Росавтодором в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», даёт хороший результат.
Мы предложили широкий спектр грузовых услуг. Для ремонта трассы М4 «Дон» на участке Павловская – Кореновск на станции Сосыка ведём выгрузку мобильными бригадами с грейферными перегружателями на автомобильном ходу.
Для реконструкции автомобильной дороги Новороссийск – Керчь на станции Анапа за период работы с июня по сентябрь текущего года было переработано 82,5 тыс. тонн грузов.
Особое внимание мы уделяем развитию перевозок продовольственных грузов. Более чем на 40% с начала года увеличился объём перевозок продовольствия из Минераловодского региона в регионы России и на экспорт. Более чем в два раза выросли перевозки сахара краснодарских производителей.
На дороге проводится работа по расширению географии курсирования контейнерных поездов, созданию комфортных условий для их формирования.
Положительные результаты подтверждают цифры: с начала года со станций дороги отправлено более 55 тыс. контейнеров в ДФЭ с ростом к прошлому году почти на 10%, а динамика погрузки в тоннаже превысила 20%. В августе открыли новый контейнерный сервис из Краснодара в Китай. Первая партия – более 1 тыс. тонн (41 контейнер) – растительного масла из Адыгеи уже прибыла в провинцию Хубэй.
Для дальнейшего развития контейнерных перевозок планируем организовать короткие контейнерные шаттлы из Новороссийска в наиболее востребованные направления: Ростов, Краснодар, Приволжский федеральный округ. Отправление шаттлов из Новороссийска планируется каждые два-три дня по ускоренному расписанию, что станет альтернативой доставке импортной продукции из Новороссийского порта в южный регион.

– Как новые условия работы повлияли на работу с грузоотправителями?

– Нынешняя ситуация внесла изменения в систему работы коммерческого блока. Более 70% грузовых отправок на Северо-Кавказской дороге оформляется дистанционно.
Это не только соответствует тренду развития цифровых услуг, но и заставляет более предметно задуматься о таких индикаторах удовлетворённости потребителя услуг, как качество, оперативность, своевременность доставки.
Для того чтобы глубже изучить потребности клиента, мы инициировали аналитическое исследование с привлечением независимого исследовательского центра. В исследовании участвовали более 100 представителей бизнес-сообщества.
В результате получилась очень любопытная обратная связь от целевых клиентских групп. Мы выявили свои сильные стороны и зоны развития. Посмотрев на себя со стороны, сделали вывод, что сегодня как никогда важно проводить именно адресную работу с потребителем, не быть неповоротливым громоздким механизмом, а прорабатывать все возможности, чтобы предложить бизнесу именно ту услугу, которая будет отвечать запросу по всем критериям.
В первую очередь мы начали с того, что пересмотрели уже имеющиеся ресурсы. Теперь прорабатываем дополнительные возможности для их использования и определяем, чего нам не хватает.
В рамках проекта «Точка роста» рабочая группа разрабатывает коммерческие паспорта работы станций, отражающие динамику грузовой деятельности и имеющиеся грузовые технологические и технические возможности.
В проекте задействованы уже 63 ключевые станции дороги, к которым тяготеет грузовая база, ведётся предметный мониторинг проблем и потребностей наших грузоотправителей. А восемь станций с перспективами привлечения груза вошли в инвестиционную программу развития инфраструктуры.
Более того, уже предварительно принято решение по строительству на станции Новороссийск, где сконцентрирована основная грузовая работа дороги, грузового двора. Он гарантированно будет пользоваться высоким спросом у наших клиентов.
Удачным решением с точки зрения привлечения внимания потенциальных потребителей к услугам компании стал успешный опыт взаимодействия с нашими партнёрами. Мы подписали соглашение с Банком ВТБ в рамках проекта «РЖД-ВТБ-синергия». Механика работы проекта проста, но эффективна: банк предоставляет своим клиентам данные о действующих на дороге тарифных преференциях, сервисах и продуктах для грузоотправителей, которые потенциально могут быть ими востребованы. При наличии заинтересованности специалисты банка обеспечивают запись к профильному сотруднику компании и информируют о перечне документов, необходимых для заключения договора на оказание услуги. Взаимодействие работает и в обратную сторону. В итоге получается своеобразный симбиоз, помогающий обеим сторонам расширить клиентскую базу.

– На дороге активно реализуются проекты в коммерческом блоке. Где ещё вы видите дополнительные ресурсы для развития?

– Если исходить из мировой практики, то будущее за новыми технологиями. А самый мощный и, я бы сказал, глобальный ресурс и перспективу для развития мы видим именно в цифровизации. Эти технологии сегодня проникли во все сферы жизни человека.
Мы стремимся идти в ногу со временем и, следуя тренду, реализуем Программу развития цифровых технологий на полигоне СКЖД на 2020–2022 годы. В программу вошли как сетевые проекты, так и предложения дороги.
Нас заинтересовала возможность применения искусственного интеллекта в технологиях железнодорожного транспорта. В этом направлении интересной совместной работой с филиалом Отраслевого центра внедрения, который находится в образовательном центре «Сириус», стал проект по виртуальной диагностике верхнего строения железнодорожного пути по информации с диагностических лент, с автоматизацией процесса расшифровки.
Сейчас распознавание дефектов целиком возложено на дефектоскоп и человека. Но с помощью искусственных нейронных сетей возможно внедрение системы автоматической расшифровки файлов записей регистраторов мобильных и съёмных средств контроля. Полученные машиной результаты уже показывают, что точность определения дефектов постоянно повышается с учётом роста накопленных баз данных и самообучения искусственного интеллекта и на сегодняшний день составляет порядка 87%.
Совместно с Ростовским филиалом АО «НИИАС» мы разрабатываем проект «Комплексная цифровая оценка состояния станционной инфраструктуры», направленный на получение достоверной информации о состоянии инфраструктуры на основе технологии Интернета вещей. Проще говоря, мы создаём цифровой двойник пилотной станции Хапры.
И это далеко не полный перечень наших проектов. На дороге их более 20 по разным направлениям деятельности.
По сути, каждый день – это новая реальность, которая ставит перед нами новые задачи. Решая их, мы движемся вперёд, развиваясь и совершенствуя существующие рабочие процессы, внедряя современные технологии.

Беседовал Игорь Евдокимов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →