Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Ирина Костенец: Женщины под защитой

Первые лица | Понедельник | 13.07.2020 | 07:24
В РЖД презентуют первый рейтинг региональных советов по поддержке работниц
Ирина Костенец: Женщины под защитой | Первые лица
фото: Александр Саверкин / ИД «Гудок»
По итогам первого полугодия 2020 года в ОАО «РЖД» впервые сформируют рейтинг региональных советов по улучшению условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин в компании. В дальнейшем результаты их работы будут подводиться каждые шесть месяцев, самые активные и стабильные в течение всего года получат дипломы и бонусы. О том, зачем вводится рейтинг и как будут распределяться призовые места, а также о новых проектах для железнодорожниц корреспондент «Гудка» побеседовал с сопредседателем Координационного совета по улучшению условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин в ОАО «РЖД», советником генерального директора – председателя правления компании Ириной Костенец.

– В июле Корсовет по поддержке женщин РЖД планирует презентовать первый рейтинг дорожных советов. Зачем потребовалось ранжировать их по местам?

– Прошло уже более двух лет после создания Координационного совета компании по поддержке женщин и региональных советов. На протяжении всего этого периода мы работаем по Плану мероприятий, который был утверждён в мае 2018 года. Он предусматривает много разных направлений – от развития системы социальных льгот и гарантий и улучшения условий труда до поддержки семьи. Но его реализация – только часть работы региональных советов. Они сами придумывают интересные проекты для женщин, проводят семинары и мастер-классы, решают проблемные вопросы.
При этом оценить эффективность каждого совета, как оказалось, проблематично: на первый взгляд все проявляют активность, но непонятно, кто и что конкретно делает. Рейтинг позволит нам объективно оцифровать результаты их работы, а соревновательный элемент станет для них дополнительным стимулом, чтобы проявлять себя.
Оценивать региональные советы будем по девяти критериям. Мы их не сами придумали и теперь навязываем сверху, а сформулировали после комплексного анализа и систематизации предложений, которые поступали к нам с дорог. Среди выбранных показателей, например, выполнение общего плана, обеспеченность работниц спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, вовлечение женщин в регионе дороги в мероприятия совета – лектории, семинары, в том числе в онлайн-формате.
Восемь критериев будем оценивать каждые полгода, ещё один – удовлетворённость женщин работой в РЖД – раз в год после социологического исследования. Большинство параметров – семь из девяти – будут оцениваться по 10-балльной шкале, но есть два, где можно набрать по 15 баллов, – это внедрение пилотных проектов и помощь женщинам, оказавшимся в трудной ситуации. Максимальное количество баллов – 100. При равенстве баллов советы разместятся на одной строчке рейтинга.

– Как можно оцифровать выполнение плана – понятно, но каким образом оценить в баллах реальную помощь женщинам?

– Мы тоже задались этим вопросом и нашли ответ. Как я всегда говорю, если есть заинтересованность и цель, можно добиться всего. Выставлять баллы по критерию «помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» будет специальная рабочая группа, куда войдут в том числе независимые эксперты. Региональные советы будут присылать пояснительные записки с указанием, какие обращения от работниц поступили за полугодие и как они решили проблемы, а рабочая группа определит, был ли вопрос решён качественно и в полном объёме. Если женщине, не разобравшись, дали формальный ответ и она им не удовлетворена, мы будем считать, что вопрос не решён, а значит, балл снимается. Поступило, допустим, в совет за полгода 10 обращений: поработали, всё решили, работница довольна – будем считать, что 15 баллов заработали. Схалтурили, решили из 10 только восемь вопросов, рабочая группа выставит соответствующие баллы. Всё по справедливости.
Отмечу, что учитываться будут не только обращения в региональные советы, но и те, что поступили в приёмную генерального директора ОАО «РЖД». Если сотрудница вынуждена поднимать вопрос на таком высоком уровне, значит, она не нашла поддержки в своём регионе. В таком случае мы тоже будем снимать баллы.

– Сколько таких обращений в приёмную поступило за первое полугодие 2020 года?

– За последние полгода от работниц поступило девять таких обращений – в основном они связаны с жильём, трудоустройством, в том числе при оптимизации штата, выделением семейных путёвок. Мне запомнился недавний случай, который удалось благополучно разрешить. История была такая: женщина вместе с мужем уже давно работают в РЖД на рабочих специальностях, семья многодетная, квартирный вопрос стоит очень остро. Несколько лет им не удавалось решить проблему с жильём, поскольку под корпоративную программу льготной ипотеки они не подходили. Мы посоветовали обратиться в жилищную комиссию, помогли с обращением. И вот буквально на днях стал известен результат – компания выделила средства на покупку квартиры. Но такие случаи, когда нужно действовать из центра, всё-таки должны быть единичны. В основном региональные руководители должны решать свои задачи на местах.

– Ещё один критерий рейтинга, удостоенный наивысших 15 баллов, – реализация пилотных проектов. Какие региональные инициативы за последнее время вы считаете наиболее интересными и успешными?

– Лично мне очень понравился корпоративный конкурс красоты и таланта среди работниц Восточного полигона «Мисс Серебряная магистраль». Отборочные этапы проходили с января, а финал состоялся в марте в Красноярске. Было очень душевно, а финальное мероприятие ещё раз подтвердило, сколько в наших женщинах скрыто возможностей. На Приволжской дороге в марте 2020 года тоже прошло интересное мероприятие – фестиваль творческих коллективов и талантливых работников. Поступило более 80 заявок на участие. Теперь фестиваль планируется сделать традицией магистрали. И здесь же, на Приволжской дороге, совсем недавно состоялся семинар «Леди-Прив-онлайн», в нём приняли участие более 400 железнодорожниц. Очень актуальный формат с учётом сохраняющихся ограничений на массовые мероприятия.
Ещё хотела бы отметить пилотный проект по организации детских комнат на объектах социальной сферы, где женщины могут на время оставить ребёнка под присмотром. Сейчас такие комнаты открыты на шести дорогах: Октябрьской, Свердловской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной. На 2020 год запланировано создание детской комнаты в Доме культуры железнодорожников в Южно-Сахалинске. Детскими комнатами на вокзалах могли воспользоваться не только наши работницы, но и пассажиры. Планируем развивать этот проект и дальше. В целом хочу сказать, что все региональные советы – молодцы, трудно выделить кого-то конкретно. В этом нам как раз поможет рейтинг.

– Как часто будут подводиться итоги рейтинга и что получат победители?

– Сейчас распоряжение о создании рейтинга проходит согласование. Планировали выпустить его до 1 июля, но в связи с пандемией процедура немного затянулась. Думаю, что в ближайшее время документ будет подписан, и мы приступим непосредственно к подведению итогов полугодия.
В дальнейшем рейтинг будет формироваться дважды в год: после шести месяцев работы, чтобы отстающие могли подтянуться к лидерам, и итоговый за год.
Лучшие результаты, конечно, не останутся без внимания.
Региональные советы, которые займут первые три места, будут удостоены поощрения на ежегодном Форуме по улучшению условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин. В этом году мероприятие должно было пройти в мае в Екатеринбурге, но из-за пандемии пришлось перенести это событие на май 2021 года.
Ещё один бонус для лучших региональных советов – увеличение квоты для работниц дороги на участие в корпоративных проектах поддержки женщин.

– В течение нескольких месяцев региональные советы, как и другие структуры ОАО «РЖД», работали в удалённом режиме. Это не помешало впервые собрать полную статистическую информацию по реализации плана со всех дорог за 2019 год и первое полугодие 2020 года. Эти данные будут использоваться только при составлении рейтинга или есть и другие цели?

– Я хотела бы поблагодарить региональные советы за их активность и за то, что они быстро смогли адаптироваться к новым условиям и перестроить свою работу, несмотря на всю сложность и неопределённость сложившейся ситуации. Благодаря этому нам действительно удалось собрать данные по всем направлениям плана, но не только для рейтинга. Мы хотели определить, какие направления нашей работы наиболее востребованы работницами, а какие, возможно, требуют доработки.
Остановлюсь на самых важных, на мой взгляд, цифрах. Так, в 2019 году 1484 женщины воспользовались правом на частичную компенсацию расходов на оплату частных детских садов и няни, 15,5 тыс. работниц оформляли «женский» день раз в месяц без сохранения заработной платы, более 10 тыс. железнодорожниц прошли специализированную программу оздоровления в санаториях. Эти же направления остаются востребованными и в этом году. В первом полугодии 2020 года «женским» днём уже воспользовались 6,4 тыс. сотрудниц, 835 женщин обратились за компенсацией оплаты частных садов, путёвку в санаторий оформили свыше 3 тыс., но здесь понятно, что свою роль сыграли ограничения, связанные с коронавирусом.
Есть ещё несколько интересных цифр. За шесть месяцев 2020 года дистанционное обучение на Сервисном портале прошли 36,7 тыс. женщин, в том числе те, кто находится в декретном отпуске. Это очень важно, поскольку теперь молодые мамы могут поддерживать свой профессиональный уровень, не выходя из дома. Также отмечаем интерес к «Лекторию успешной женщины» – на этих мероприятиях побывали более 13 тыс. работниц РЖД.
Кроме того, на протяжении всего периода самоизоляции региональные советы продолжали помогать женщинам. Так, на Приволжской дороге силами сотрудников Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики была организована служба психологической поддержки.
Видя все эти итоги, я однозначно могу сказать, что мы движемся в правильном направлении.

– Значит ли это, что новый план по поддержке женщин будет содержать те же направления, что и действующий, срок которого истекает в декабре? Удалось ли выполнить всё, что было запланировано?

– Точно могу сказать, что все пункты действующего плана выполнены, в некоторых случаях мы сделали даже больше, чем планировали. Проведена очень большая работа: были разработаны рекомендации по применению режима гибкого рабочего времени и дистанционной работы, которые стали очень актуальны в текущей ситуации; в рамках новой программы ДМС появилась возможность пройти обследование у узких специалистов; разработан целый ряд оздоровительных программ, в том числе «Мать и дитя».
Утвердить новый план мы планируем в конце 2020 года, структура и основные разделы, думаю, сохранятся.

– Пандемия подстегнула развитие онлайн-форматов. Планируется ли расширять линейку мероприятий для женщин на интернет-платформе?

– Весна 2020 года очень сильно изменила нашу жизнь. Из-за ограничений и режима самоизоляции многие события перешли в онлайн, в том числе и мероприятия для женщин. И они оказались очень востребованны. В мае я принимала участие в панельной дискуссии онлайн-проекта «Профсоюз для женщин», это отличная площадка для получения новых знаний и обмена опытом. Об успешности данного проекта говорит и тот факт, что после его завершения участницы попросили администраторов не удалять группу, которая изначально создавалась для решения оперативных вопросов, так как не хотели прерывать общение.
Мы в Координационном совете решили, что необходимо развивать такую модель коммуникаций. В ближайших планах у нас проведение «Лектория успешной женщины» и других проектов в режиме онлайн. Это позволит привлечь намного больше участниц, а также спикеров из любого уголка нашей страны.
Однако отмечу, что онлайн-формат подойдёт не во всех случаях. К примеру, он не заменит наши уже традиционные встречи с работницами на дорогах. Мы выезжаем в регионы именно для того, чтобы в неформальной обстановке обсудить то, что беспокоит женщин, послушать их предложения и замечания. Человек больше раскрывается в душевной беседе, условно говоря, за чашкой чая, чем по телефону или видеосвязи. Так что, как только эпидемиологическая обстановка полностью стабилизируется во всех регионах нашей страны, мы возобновим поездки.

– Как вы относитесь к инициативам по сохранению дистанционного режима работы после стабилизации ситуации или переходу на комбинированный график?

– Считаю, что применение различных форматов работы – очень перспективное направление, но подходить к этому вопросу нужно взвешенно и обдуманно. В 2018 году по инициативе нашего Координационного совета были разработаны методики и инструкции применения режима гибкого рабочего времени и дистанционного труда. Мы это делали в первую очередь для женщин с маленькими детьми, но понимаем, что и у других работников могут быть ситуации, требующие смещения графика или работы в удалённом режиме.
В период самых серьёзных ограничений дистанционно работали 115 тыс. сотрудников РЖД – это колоссальный опыт. Практика применения такого формата показала необходимость совершенствовать законодательство в этом вопросе для дальнейшего развития этого направления. В частности, пока не урегулирован вопрос чередования дистанционного труда и работы в офисе, так называемой комбинированной, или смешанной работы. Принятие такого закона расширит возможности использования дистанционного формата работы.
При этом важно чётко понимать, в каких сферах деятельности компании и какие форматы работы допустимы. Удалённый или гибкий режим подходят для работников обеспечивающих подразделений.
Кроме того, удалённый режим имеет много подводных камней, и один из самых очевидных – потеря корпоративного духа.

– Ещё один знаковый проект 2020 года – начало обучения женщин по профессии помощник машиниста. Много ли желающих занять место в кабине локомотива?

– На сегодняшний день уже порядка 40 девушек начали обучение в учебных центрах компании в трёх городах – Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Пожалуй, говорить о собирательном портрете пока рано, но совершенно точно, что каждая из наших девушек – личность. Только представьте, какую надо иметь смелость, целеустремлённость, не бояться изменений и сложностей, чтобы принять решение так кардинально изменить свою жизнь. Кроме того, профессия помощника машиниста требует особой дисциплинированности и ответственности. Тем, кто имеет опыт обучения в отраслевом учебном учреждении или работал ранее на железной дороге, конечно, будет легче приспособиться к отраслевой специфике, почувствовать корпоративную культуру, но это не является требованием. Мы открыты для кандидаток из любых сфер деятельности. Первая девушка, которая начала обучение, Алёна Наместникова, пришла к нам из органов внутренних дел. Ещё одна девушка была инженером-экономистом, но решила пойти по стопам своего мужа-машиниста и попробовать себя в новой профессии. В данный момент набор продолжается.
Со своей стороны компания подготовилась к приёму женщин. С прошлого года в РЖД реализуется специальная дорожная карта. Конечно, никто не предполагал, что нас ждёт пандемия, но тем не менее учебные центры были готовы в срок. Пока девушки обучаются онлайн, но когда ограничения будут сняты, приступят уже к очным занятиям и практике. Первые смешанные локомотивные бригады в 2021 году будут задействованы на коротких участках, и женщины смогут возвращаться домой после поездки. В дальнейшем, если они будут ездить на большие расстояния, предусмотрим для них отдельные комнаты в домах отдыха локомотивных бригад и необходимые гигиенические условия.

– Символично, что немного раньше в этом же году, в апреле, в Дирекции тяги создали собственный совет по поддержке женщин. Это уже второй совет, открытый филиалом, первый действует с 2019 года в Центральной дирекции инфраструктуры. Не будут ли эти советы дублировать функции региональных и можно ли ожидать, что примеру ЦТ и ЦДИ последуют в других филиалах?

– К таким инициативам я отношусь только положительно. Очень хорошо, что пример нашей работы в сфере поддержки женщин вдохновляет коллег на организацию подобной работы у себя на местах. Работницы видят заботу со стороны руководства и знают, что находятся под защитой. Тем более что создание таких советов в филиалах позволяет более точечно решать вопросы, которые характерны только для этой вертикали. Например, для женщин в ЦДИ, где много представительниц рабочих профессий, очень важна тема спецодежды, а в «Желдоручёте» этот вопрос совсем не актуален. На Координационном совете мы стараемся обсуждать темы, которые интересны всем, и некоторые нюансы на такой площадке нет смысла обсуждать. Зато их можно и нужно поднимать на советах в филиалах. Что касается открытия советов в других филиалах, то, насколько я знаю, сейчас этот вопрос обсуждается в Центре фирменного транспортного обслуживания.

– Какие ещё задачи стоят перед Координационным советом в текущем году?

  – Мы придумали такой интересный проект, как комнаты эмоциональной и функциональной разгрузки. Месяц назад утвердили требования к помещениям: площадь от 18 кв. м, изолированные от источников шума и вибрации, в них должна поддерживаться температура в диапазоне 18–22 градусов при относительной влажности воздуха 40–60%. Надеемся до конца года открыть две комнаты в Москве, которыми будут пользоваться сотрудники Центральной дирекции инфраструктуры, Центральной дирекции управления движением, Главного вычислительного центра и Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями. К слову, в начале мы говорили о том, насколько важно, чтобы советы проявляли инициативу. Так вот, Красноярская дорога, не заявленная в пилотном проекте по комнатам функциональной разгрузки, самостоятельно нашла и оборудовала помещение под эти цели. В скором времени они откроют такую комнату.
Кроме того, во втором полугодии проведём ещё одну волну социологического исследования среди работниц РЖД. Для нас это обязательная ежегодная процедура «сверки часов», поскольку в такой работе очень важно всегда держать руку на пульсе и понимать, насколько наши инициативы своевременны, актуальны и находят отклик у железнодорожниц.
Беседовала Мария Абдримова

Cегодня в СМИ

Первые лица