Новости дня

Переход к новому технологическому укладу

Первые лица | Понедельник | 15.06.2020 | 06:45
Как РЖД готовятся стать глобальным логистическим оператором
Переход к новому технологическому укладу | Первые лица
Александр Саверкин / ИД "Гудок"
На минувшей неделе Главному вычислительному центру (ГВЦ) исполнилось 50 лет. О его работе и перспективах развития «Гудку» рассказал начальник центра Гаральд Бандурин.

– Гаральд Иванович, какие основные задачи решает возглавляемое вами подразделение в обеспечении деятельности ОАО «РЖД»?

– ГВЦ – это «большой завод» по производству IT-услуг. Мы – организация, эксплуатирующая информационные системы РЖД, общее число которых превышает сегодня 2 тыс. единиц. Информационные системы пронизывают и связывают все аспекты деятельности компании. На них строится сервис продажи билетов, обеспечения перевозки грузов и вся структура перевозочного процесса. В их число входят общекорпоративные электронные приложения, например для финансового блока, электронного документооборота, различные приложения для работы вертикали инженерных служб. К ним относятся и стандартные операционные системы на рабочих местах (компьютерах. – Ред.) сотрудников РЖД.
Мы обеспечиваем работу информационных систем и осуществляем техническую поддержку их пользователей, которых в нашей базе около 240 тыс. человек. Для этих целей имеем тысячи единиц специального оборудования, включая 4 группировки мощнейших мэйнфреймов (высокопроизводительный сервер. – Ред.) в центрах обработки данных, разветвлённую сеть информационно-вычислительных центров на всей сети железных дорог, почти 6 тыс. сотрудников.
Поддержку пользователей мы ведём вместе с дочерней компанией РЖД – ОСК «ИнфоТранс», выделенной несколько лет назад из ГВЦ в отдельное предприятие в результате реформы управления. Там работают ещё около 3 тыс. человек. Таким образом, совокупный кадровый состав, занятый на обслуживании IT-инфраструктуры РЖД, – около 9 тыс. человек.

– В апреле ГВЦ за несколько дней сумел организовать более 115 тыс. удалённых рабочих мест для работников ОАО «РЖД». За счёт чего удалось добиться такого результата?

– Технологию дистанционной работы в ГВЦ тестируют с 2018 года. В феврале и марте мы провели большую работу по организации перевода большого количества сотрудников на удалённую работу: подготовили к эксплуатации и обеспечили техническую и технологическую готовность IT-инфраструктуры. Установить своеобразный рекорд скорости подключения такого большого количества специалистов удалось в первую очередь за счёт грамотных действий персонала. В ГВЦ собрались замечательные и ответственные люди, которые любят свою работу. В 70-х годах прошлого века здесь был один из лучших в СССР вычислительных центров. Подобралась команда профессионалов, была создана высочайшая культура производства и саморазвития, которая сохраняется и поддерживается нами до сих пор.
Сегодня средний возраст наших сотрудников – 40 лет, многие имеют научные степени и почётные звания. В последние годы для подготовки молодых специалистов начали тесно взаимодействовать с вузами. Сейчас формируем учебные программы для подготовки студентов специально под требования IT-блока РЖД. Думаю, со следующего года они заработают.

– Уровень удовлетворённости пользователей качеством услуг ГВЦ в 2019-м был 97%, планом на 2020 год обозначен порог в 99,93%. Как планируете достичь такого результата?

– Достичь заявленного уровня намерены изменением логики работы системы поддержки. Сейчас мы при участии всего IT-блока РЖД внедряем много новых технологических решений, которые позволяют обеспечить более высокое качество поддержки без существенного изменения инфраструктуры в нынешнем технологическом укладе.
Одно из них – массовое применение программных роботов. Робот функционирует 24 часа в сутки без выходных и перерывов. Многие рутинные операции он выполняет точнее и лучше человека.
Работаем над тем, чтобы добавить некоторым роботам искусственный интеллект. Есть идея внедрения искусственного интеллекта в систему, поддерживающую приложение, с которым работают первые лица ОАО «РЖД». Она собирает оперативные данные и формирует сводные таблицы о всех процессах в компании. Сбор информации в этой системе предполагает работу со многими приложениями, используемыми в разных бизнес-процессах и департаментах. Он проходит с заданной очерёдностью: сначала снимаются показатели одного приложения, потом другого, третьего и т.д. И весь этот процесс должен закончиться в 6.35, потому что в 7.00 руководители должны получить свежие и полные данные. Но представьте, что на одной из первых операций происходит технический сбой – из какого-то приложения не удаётся сразу получить информацию, а время уходит. И после того, как первое приложение всё же загружается, надо, чтобы успеть к сроку, ускорить работу по приёму данных из остальных систем. Сделать это можно, увеличив память и производительность блоков сбора информации на следующих операциях. Сейчас такая корректировка работы системы проводится вручную.
Но мы думаем над тем, чтобы перевести эту функцию в автоматический режим, применив искусственный интеллект мультиагентных технологий. Если один блок начнёт опаздывать, он сам осознает задержку и передаст информацию об этом управляющему программному роботу, электронный мозг которого может пересчитать требования к подаче мощностей на следующие блоки, чтобы ускорить их работу и успеть к сроку. Думаю, к концу года уже протестируем новинку.

– ГВЦ стал базовой площадкой для создания фабрики программных роботов РЖД?

– Мы внедряем программных роботов в основном для своих нужд. Они крайне важны для оптимизации деятельности в существующем технологическом укладе. Благодаря роботам мы освобождаем человеческие интеллектуальные ресурсы для творческой деятельности. Созданием фабрики роботов РЖД занимается ООО «РЖД-Технологии». Мы отрабатываем решения, которые они будут дальше распространять для освобождения от рутинных операций работников других подразделений компании.

– Сегодня программный робот, по сути, выполняет часть работы самой системы, дополняя её в местах, где не предусмотрена автоматизация. Но в следующем обновлении инфосистемы эта функция может быть в неё включена. Получается, роботы – временное явление?

– Конечно, новые системы будут включать в себя функционал, выполняемый роботами. Но совсем отказываться от программной роботизации мы не намерены. Потому что есть множество функционально пригодных современных систем, работу которых легче, значительно дешевле и быстрее оптимизировать с помощью RPA (Robotic Process Automation, компьютерная программа-робот. – Ред.).
Перед системами мониторинга, например, регулярно ставятся задачи по сбору дополнительных данных. И в этом случае нет никакого экономического и технологического смысла переделывать всю инфосистему под сбор новых данных, достаточно ввести в неё выполняющего эту функцию робота.
Или вот, например, обеспечение доступа пользователей к инфосистемам РЖД. Раньше это был длительный процесс, который выполнялся за четыре дня: данные нужно было вручную внести в несколько разных систем, а потом провести подключение. Мы внедрили робота, и теперь он делает всё за пару минут. Альтернатива такому подходу – создание из нескольких систем одной большой, в которой будет предусмотрена возможность автоматического обмена данными и настройки подключения при вхождении нового пользователя. Это дорого, долго и в целом бессмысленно при наличии возможности связать системы в этой части программной деталью RPA.

– Одним из непременных требований в развитии информационных систем и серверов РЖД является импортозамещение. Сравнимы ли отечественные IT-продукты с зарубежными?

– С точки зрения идей перспективы развития отечественной IT-индустрии хороши. Но продукт, что выпускается сейчас, пока уступает зарубежным аналогам. Дотянуть качество до нужных параметров можно только чёткими требованиями к характеристикам закупаемой продукции, которые мы и формируем. РЖД здесь работают на всю страну, добиваясь от поставщиков софта и оборудования повышения качества через формирование требований и выявление недостатков в ходе тестирования техники и программ. И, надо сказать, такая работа не проходит даром: качество получаемых нами отечественных IT-продуктов постоянно растёт.

– Что такое внедряемые в ГВЦ «цифровые платформы связанности», над развитием которых сейчас работает IT-блок РЖД?

– Это системы, обеспечивающие взаимодействие всех соприкасающихся приложений и инфосистем как внутри РЖД, так и с внешними партнёрами. Их наличие – необходимое условие перехода на новый технологический уклад, для выхода компании на платформу Индустрии 4.0 и превращения её в глобального логистического оператора, предоставляющего весь спектр услуг в режиме доставки «от двери к двери», выполненный исключительно в цифровом сопровождении. Такой уровень логистики специалисты маркируют как 5PL – самый высокий на сегодня. В соответствии с ним заказчик может заключить договор с РЖД о доставке груза, к примеру, из Калининграда в Благовещенск, просто войдя на специальную страницу сайта компании. И получить свой груз по указанному адресу в Амурской области, не предпринимая дополнительных действий. Все работы по оформлению и обслуживанию груза, его провозку любым необходимым видом транспорта – авиационным, железнодорожным, морским и автомобильным – возьмёт на себя логистический оператор. При этом он самостоятельно будет проводить операции по заказу услуг партнёров в электронном виде. Желательно, чтобы это произошло в автоматическом режиме, когда инфосистемы логиста находят инфосистемы нужных сервисов, размещают в них заказы, проводят платежи, получают данные о нахождении груза. Обеспечить такое взаимодействие и должны платформы связанности. А чтобы осуществить взаимодействие с внешним миром, им надо также связать все платформы РЖД, из которых будут добываться необходимые данные.
С точки зрения IT эта логистика – система управления общими данными, связанными конкретным заказом. Нужно создать платформу, способную такими данными управлять. Её мы и называем «платформой связанности». В будущем такое управление должно выйти за пределы России и распространиться по всему миру.

– Какова роль ГВЦ в реализации Стратегии цифровой трансформации РЖД?

– Стратегия предусматривает создание восьми сложных с инженерной точки зрения цифровых платформ. Мы должны будем принять их и обеспечить нормальную работу. Однако если не включиться в формирование эксплуатационных требований к разработке этих платформ и контролю за реализацией этих требований, то мы можем получить внешне эффектную, но неудобную в пользовании вещь. Или вообще неподходящую для эксплуатации в назначенном месте, потому что она не учитывает его конфигурации и особенности. Поэтому мы активно участвуем в создании таких требований.
На наших площадках проходят апробацию пилотные версии всех входящих в платформы информационных систем и их составляющих, выявляются необходимые к устранению недоработки.

– Вы говорите про переход к новому технологическому укладу в параметрах Индустрии 4.0. Когда ждать окончательного прибытия РЖД в новую реальность?

– Такой переход должен завершиться к 2024 году, с окончанием реализации Стратегии цифровой трансформации. Собственно, она и разработана для перевода компании на новый технологический уровень. Мы в этом движении находимся на передовой, внедряя цифровые инновации. Я бы сказал, что ГВЦ – это место, где будущее становится настоящим.
В целом у РЖД высокие шансы стать технологическим лидером в России, первой крупной компанией, совершившей переход к Индустрии 4.0. Способствует этому наличие нескольких важнейших составляющих успеха: великолепный потенциал, уже сформированная цифровая база, включающая все производственные цепочки, поддержка цифровизации руководством компании.
Такого рода экономический уклад в масштабах страны предполагает сложное межотраслевое взаимодействие, которое исторически обеспечивала железная дорога, являясь связующим звеном в разных производственных цепочках. Потому и сейчас ОАО «РЖД» должно первым выйти на новый уровень, чтобы обеспечить движение по этому пути всех остальных отраслей экономики.

– Не случайно, выходит, президент России поручил развитие квантовых технологий связи РЖД?

– Конечно! И этот проект развивается с необходимой скоростью усилиями Центральной станции связи и Департамента квантовых коммуникаций. У нас скоро появятся первые квантовые стойки, производящие квантовую передачу данных. Одна будет размещена непосредственно на площадке ГВЦ, другая в Московском ИВЦ. Следующим к системе квантовой связи в тестовом режиме будет подключен ИВЦ в Санкт-Петербурге. Мы ожидаем, что это произойдёт до конца года.
Квантовая связь и есть элемент того самого нового технологического уклада. Это система безопасности передачи информации, которую невозможно взломать. Технология позволит максимально расширить возможности использования разного рода компьютерных сенсоров на объектах железнодорожного транспорта с безопасной и гарантированной передачей информации от них в управляющие системы.
А когда появятся ещё и квантовые компьютеры, способные за секунду пересчитывать с учётом изменения всех возможных обстоятельств сотни сценариев поведения всей сети железных дорог в промежутке, например, в два месяца, тогда система управления РЖД выйдет на уровень, который пока можно только вообразить.
Работа по созданию таких компьютеров тоже ведётся в России, уже есть опытные образцы. Мы за этим следим, ждём появления квантовых машин и надеемся принять в эксплуатацию весь комплекс квантовых вычислений и передачи данных. Фантастика станет реальностью уже в ближайшие несколько лет.


Справка «Гудка»
Главный вычислительный центр (ГВЦ) – филиал ОАО «Российские железные дороги» – основан 10 июня 1970 года как Лаборатория по электронно-вычислительной технике Министерства путей сообщения СССР.
Филиал осуществляет разработку, внедрение, развитие и эксплуатацию информационных, коммуникационных, интеллектуальных технологий, комплексов оборудования, автоматизированных и информационных систем ОАО «РЖД». Виды информационных систем: перевозочный процесс, пассажирские перевозки, локомотивное хозяйство, инфраструктура, грузовая и коммерческая работа, статистический учёт и планирование, безопасность движения, общехозяйственная деятельность, обеспечивающие системы. Сопровождение осуществляется с помощью 10 центров технологического сопровождения и 11 центров компетенций.
В состав ГВЦ входят 16 информационно-вычислительных центров (ИВЦ), расположенных на железнодорожной сети ОАО «РЖД» от Калининграда до Хабаровска.
Информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА) в составе ГВЦ обеспечивает оказание информационных услуг в рамках единого информационного пространства железных дорог 15 государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ), Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии.
ГВЦ сопровождает 2 тыс. информационных систем и 240 тыс. компьютеров пользователей. На обслуживании ГВЦ – 135 тыс. единиц печатающей техники, 25 тыс. сетевых узлов передачи данных, 15 тыс. единиц билетно-кассовой техники и электронных терминалов, обеспечивает круглосуточное сопровождение всех основных информационных систем ОАО «РЖД», в том числе корпоративного портала и Сервисного портала работника. Общее число пользователей Сервисного портала составляет около 400 тыс. человек. Уровень удовлетворённости пользователей качеством поддержки превышает 99,6%.
ГВЦ эксплуатирует 4 центра обработки данных (ЦОД), 19 серверов Mainframe, 237 серверов RISC, 6283 сервера х86, 34 ДГУ, 156 ИБП, 348 дисковых массивов и около 100 тыс. единиц сетевого оборудования. Всё оборудование представлено современными образцами более чем 4,7 тыс. моделей российских и мировых производителей – 80% техники эксплуатируется менее 5 лет.
Беседовал Александр Зубов

Cегодня в СМИ

Первые лица