Новости дня

Владимир Одинцов: «Закрытые двери не помеха для связи с аудиторией»

Первые лица | Понедельник | 18.05.2020 | 07:09
Сегодня отмечается Международный день музеев
Владимир Одинцов: «Закрытые двери не помеха для связи с аудиторией» | Первые лица
Виктор Казарин
В период пандемии многие учреждения культуры вынужденно закрыли свои двери для посетителей. Музей железных дорог России не стал исключением. О том, что отличает этот год от прочих, как остаться в «открытом» режиме и не только удержать аудиторию, но и привлечь новую, а также об ограничениях и возможностях самоизоляции мы поговорили с директором Музея железных дорог России Владимиром Одинцовым.

– Владимир Алексеевич, сегодня отмечается Международный день музеев. Чем он примечателен для музея РЖД?

– Наш музей ориентируется прежде всего на формирование имиджа компании «РЖД», что очень важно, через культурную составляющую.
Во время ограничений и закрытия для посетителей наш музей, как и многие другие музеи города, продолжал работу в онлайн-режиме как ещё одно напоминание, что компания «РЖД» функционирует непрерывно при любых обстоятельствах.
18 мая во всём мире отмечается Международный день музеев. В преддверии этого знакового события в нашем музее состоялось подписание так называемого манифеста. Его участники договорились о совместной работе по выработке стратегий музейных действий, которые позволят сохранять общее наследие и уникальные музейные образцы.
Манифест подписали более 30 европейских железнодорожных музеев и ассоциаций. Проект родился в связи с тем, что в условиях сложной эпидемиологической обстановки руководители железнодорожных музеев сталкиваются с одинаковыми вызовами. Объединение усилий позволит уникальным учреждениям культуры внести вклад в достижение общей цели. Безусловным приоритетом, конечно, остаётся безопасность посетителей и следование всем введённым требованиям. В частности, в манифесте предложено уделить отдельное внимание использованию цифровых инструментов, дабы сделать ещё более ясным социальное и образовательное значение железнодорожных музеев и их вклад в сохранение и распространение культурного наследия. Кроме того, документ предусматривает в сотрудничестве с местными, региональными и государственными органами власти, а также с железнодорожными компаниями реализацию мероприятий, нацеленных, среди прочего, на признание работы, проделанной во время этого кризиса медицинскими работниками, спасателями, сотрудниками служб охраны правопорядка, железнодорожниками, которые неустанно трудились в самые критические моменты пандемии. Хочу отметить, что вся эта работа в нашем музее проводится как обязательная.

– В этом году Ночь музеев пришлась на период самоизоляции. Как её проведёт музей, что предложит виртуальным посетителям?

– В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой все мероприятия «Ночи музеев» перенесены на 2021 год. В то же время акция стала популярной, и музейное сообщество решило поддержать традицию в Интернете. Наш музей, как и многие музеи страны, подготовил виртуальную программу. Вечером 16 мая на страницах музея в социальных сетях провели видеоэкскурсии, представили ряд других интересных материалов. А ближе к ночи приготовили главный сюрприз: с помощью новых технологий впервые наши зрители увидели музей с высоты птичьего полёта в ночное время.

– Музей сейчас работает для виртуального посетителя. Сколько выставок появилось в онлайн-пространстве и о чём они? Сколько людей их посетили?

– Ещё за год до 75-летия Великой Победы Музей железных дорог России специально к этой дате планировал открытие выставки, посвящённой работе военно-санитарных поездов, сыгравших значительную роль в деле победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Выставка подготовлена совместно с Военно-медицинским музеем Министерства обороны РФ, который предоставил вещи, связанные с деятельностью военно-санитарных поездов, в частности знаменитого поезда № 312 и его коллектива, вошедшего в историю войны благодаря выдающейся работе. Эта история отражена в знаменитой повести ленинградской писательницы Веры Пановой «Спутники» и её последующих экранизациях.
К сожалению, эпидемиологическая ситуация заставила наш музей скорректировать планы, и выставка «Поезда милосердия» пока работает виртуально. С 9 мая 2020 года на сайте музея можно посмотреть краткую версию экскурсии. После снятия ограничений мы ждём посетителей на реальной выставке, чтобы побывать на экскурсии и узнать много нового о малоизвестных страницах нашей славной истории.
Кроме того, музей предложил посетителям заглянуть в фонды, представив некоторые предметы и сведения из литературных источников. Темы других виртуальных проектов – борьба с эпидемиями и развитие железнодорожной медицины. Так появилась выставка, посвящённая альбому «Гигиена пассажира» 1950–1960-х годов, а также статья с историческим экскурсом о становлении железнодорожной медицины в Российской империи. Материалы представлены в открытом доступе на сайте музея.

– Какие ещё выставки и экспонаты появились ко Дню Победы? Есть ли новые образцы?

– Кроме виртуальной экскурсии по новой выставке «Поезда милосердия» были записаны три тематические экскурсии по экспозиции: о героическом и бессмертном подвиге железнодорожников на трассе Шлиссельбург – Поляны, о том, когда теплушки появились на службе Отечества и как стали одним из главных символов нашей Победы, а также о румынской автомотрисе АВ АМ МОТ 758, одном из символов роскоши и технического прогресса на железных дорогах предвоенного времени.
Также были записаны краткие видеоролики о железнодорожной технике времён Великой Отечественной войны специально для официального ресурса ОАО «РЖД» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне – 9may.rzd.ru.
Ко Дню Победы сотрудники музея подготовили специальное издание, рассказывающее о железнодорожной технике времён Великой Отечественной войны. Помимо рассказа об истории вагонов-теплушек, паровозов, тепловоза, артиллерийской установки, трофейной и ленд-лизовской техники, принимавших участие в войне, в брошюре есть воспоминания железнодорожников, работавших на санитарных поездах, в составе особого резерва паровозных колонн, паровозных бригад, трудившихся на Дороге Победы, «живых светофоров».
Также к 9 Мая на сайте музея размещён никогда прежде не публиковавшийся отчёт о мобилизации железных дорог Советского Союза в период с 1939 по 1945 год, имевший до недавнего времени гриф «совершенно секретно». Этот интереснейший документ познакомит любителей железнодорожной истории нашей страны с работой транспорта в тяжелейших условиях военного времени и даст понять весь масштаб и героизм действий, предпринятых железнодорожниками для приближения общей победы над жестоким врагом.

– Чем заняты сейчас сотрудники музея, который закрыт на время пандемии? Вы отправили их домой или они используют «передышку» для работы по обновлению и изменению экспозиции?

– Для профилактики предотвращения распространения коронавирусной инфекции главное богатство музея – его сотрудники – отправлены домой для сохранения их жизней. Функционируют лишь инженерные службы, поддерживающие работоспособность музейной площадки. Находящиеся в вынужденном простое сотрудники, безусловно, используют эту образовавшуюся «передышку» для накопления творческих сил и новых интересных проектов.

– Какие видеоэкскурсии готовит музей? Пользуются ли они популярностью? О чём они и чего ждать в ближайшее время? Какие приёмы используете для поддержания интереса?

– В марте, после закрытия музея для посетителей, сотрудники научно-просветительского отдела освоили не свойственную им в обычной ситуации функцию – поддерживать связь закрытого на вход музея с его потенциальной аудиторией. Первоначальная задача – проведение стримов, прямых включений из экспозиции переросла в запись видеороликов с сохранением их изначальной стилистики. Это не документальные, не постановочные фильмы. За достаточно короткое время ведущий пытается раскрыть ту или иную тему на примере объектов музея. Темы эти разные, и здесь как раз простор для творчества. Появилась возможность поведать зрителю те истории, которые невозможно раскрыть в обычной обзорной экскурсии. На странице музея в социальной сети «ВКонтакте» еженедельно публикуется четыре ролика, один из которых целиком направлен на детскую аудиторию.

– Рано или поздно пандемия закончится, музей будет открыт. Но санитарные ограничения, в том числе связанные с соблюдением социальной дистанции, сохранятся ещё долго. Как изменится работа музея, какие новые регламенты его посещения будут введены?

– Пока сложно прогнозировать, в каких условиях Россия будет выходить из ситуации пандемии. Порядок работы музея после открытия будет соответствовать принципам здравого смысла и рекомендациям профильных комитетов Санкт-Петербурга, прежде всего комитета по культуре и комитета по здравоохранению. На какой-то период, возможно, придётся отказаться от сборных экскурсий и проведения массовых мероприятий.

– Вы уже запланировали дату открытия музея? Какие новшества ждут посетителей?

– Музей готов открыть свои двери для посетителей сразу, как только это станет возможно. В ближайшие месяцы, когда весь мир будет постепенно выходить из карантина, полностью безопасными можно считать большие по площади культурные пространства, такие, как наш Музей железных дорог России. Вместительность наших залов, а также открытых пространств позволяет соблюдать рекомендованную дистанцию.
Железнодорожные музеи традиционно предлагают пространства своих уникальных зданий, исторически связанных с путешествиями, для обеспечения терапевтического эффекта, создания атмосферы спокойствия и безопасности.
Что касается изменений после снятия ограничений, то следует отметить, что за время карантина музей провёл свыше 25 тематических видеоэкскурсий, общее число просмотров приближается к миллиону. В дальнейшем мы так же активно будем использовать цифровые онлайн-технологии, которые уже зарекомендовали себя как эффективные социальные и образовательные инструменты, необходимые для сохранения культурного наследия.

– Как развивается сотрудничество с мировым музейным сообществом и другими корпоративными музеями РЖД?

– Музей готовится к приёму Всероссийского конкурса «Корпоративный музей», который должен пройти в Санкт-Петербурге осенью 2020 года. Музей железных дорог России, получивший звание лучшего корпоративного музея в 2019 году, объединит на своей площадке представителей корпоративных музеев и коллекций со всей страны. К участию в номинациях конкурса приглашены и музеи ОАО «РЖД».
С зарубежными коллегами мы поддерживаем общение и стремимся к реализации запланированных проектов, например, совместно с финской стороной обсуждался выставочный проект к празднованию 150-летия линии Рийхимяки – Санкт-Петербург, реализация которого была отложена.

– Растёт ли количество посетителей музея и как он выглядит на общем фоне среди других музеев Санкт-Петербурга?

– Безусловно, тот объём информации, который предлагает музей своим читателям в социальных сетях, не проходит незаметно. Каждый день мы получаем множество положительных отзывов и благодарностей. Например, по информации службы маркетинга музея, только в одной социальной сети «ВКонтакте» мы имеем порядка 250 уникальных посетителей сообщества в день, а число подписчиков с момента закрытия музея 20 марта увеличилось на 40%.
Изначально при планировании работы мы ориентировались на самые высокие стандарты, стремясь сделать из музея «железнодорожный Эрмитаж». События последних месяцев показали, что Музей железных дорог России может работать очень слаженно в любых условиях и быстро адаптироваться к меняющейся обстановке. Музею в этом году исполнится три года, но работая в очень тесном контакте с музейным сообществом, мы уже понимаем, что в некоторых направлениях другие учреждения культуры начинают ориентироваться на нас.

– Проводились ли какие-нибудь работы по обслуживанию экспозиции или экспонатов? Какие особенности этого процесса и чего удалось достичь?

– Работы по обслуживанию экспозиции музея проходят в штатном режиме с соблюдением всех санитарных норм. Это трудоёмкий и скрупулёзный технический процесс, в ходе которого проводятся работы по поддержанию технического и эстетического состояния экспозиции, например мультимедийного оборудования, витрин, макетов, натурных экспонатов.
Один из самых сложных в обслуживании – макет Царскосельской железной дороги. Это одна из центральных инсталляций музея, состоящая из макета, проекционного и светового оборудования. Проводится полное обеспыливание макета, поскольку он находится в открытом доступе, мелкий ремонт подвижного состава, а также проверка и, если необходимо, настройка проекционного оборудования и программного обеспечения инсталляции. Для поддержания макета в работоспособном состоянии необходимо эти манипуляции производить раз в неделю.
В настоящее время часть работ можно произвести более тщательно, ведь до введения ограничений техническое обслуживание проводилось в единственный выходной музея и по вечерам после закрытия. Результат этих работ – готовность экспозиции к работе в полном объёме после снятия карантинных мер и подготовка экспозиционных зон для съёмок онлайн-экскурсий для социальных сетей.
Что касается самих экспонатов, то в период закрытия музея осуществлялась их помывка во внутренних помещениях и в наружной экспозиции. В начале мая был возобновлён ремонт вагона «аптека-перевязочная». Также проводилось доукомплектование экспонатов недостающими частями, например, установили навеску дышел на паровоз ТТ 1770.

– Какие объекты больше всего популярны у детей? Что для них есть в музее?

– Несмотря на серьёзность экспозиции, наш музей как магнитом притягивает самых молодых посетителей. У многих детей интерес вызывает уже сам паровоз-памятник перед фасадами! В какой же восторг они приходят, когда понимают, что весь музей наполнен подобными гигантами.
Треть посетителей нашего музея – это дети, а целевая аудитория – семьи. Именно для ребят, которые сейчас не могут посетить наш музей, мы создаём специальные детские видеоэкскурсии, каждая из которых сопровождается новым мастер-классом. А повторить этот мастер-класс каждый родитель со своими детьми сможет дома.
Кстати, появился и новый герой наших детских видеоэкскурсий – Мышонок, который постигает тайны железнодорожных профессий от серии к серии.

– Какие планы и цели стоят перед музеем в этом году?

– После снятия карантина будем привыкать к работе в новых условиях. Самое главное – это здоровье сотрудников и посетителей. И до пандемии мы особое внимание уделяли гигиене, содержанию в чистоте огромных пространств и экспонатов музея. Маски и перчатки, соблюдение социальной дистанции – эти несложные, в общем-то, правила сохранятся на какое-то время.
Что касается развития, то период вынужденного простоя стал временем творческих поисков и апробации новых форматов, погружения в новые интересные темы, на которые раньше просто не хватало времени. Планов много. Что-то успели реализовать, отработать технологию, например видеоэкскурсии. Ряд проектов пока на стадии идей.
Кроме того, планы корректирует сама жизнь. В связи с тем, что летом многие школьники останутся в городе, а губернатор Санкт-Петербурга распорядился проработать вопрос организации каникул, мы готовы, как только будет соответствующее разрешение, сотрудничать с учреждениями образования Санкт-Петербурга и Ленобласти, тем более что музей очень нравится детям всех возрастов! Продолжим развиваться как образовательная площадка для студентов профильных железнодорожных учебных заведений. К осени планируем полностью войти в график и провести все запланированные мероприятия.
Беседовала Яна Позолотчикова

Cегодня в СМИ

Первые лица