Новости дня

Дмитрий Шаробаров: «Практически всех своих патрульных мы оснастили видеорегистраторами»

Первые лица | Понедельник | 02.03.2020 | 15:37
Число преступлений на железнодорожном транспорте снизилось на 10%
Дмитрий Шаробаров: «Практически всех своих патрульных мы оснастили видеорегистраторами» | Первые лица
Александр Саверкин / ИД «Гудок»
Об итогах работы транспортных полицейских за прошлый год и задачах по обеспечению общественного порядка на объектах железнодорожного транспорта в интервью «Гудку» рассказал начальник Главного управления на транспорте МВД России генерал-лейтенант полиции Дмитрий Шаробаров.

– Как вы оцениваете уровень преступности на железных дорогах страны по итогам прошлого года?

– В прошлом году на объектах железнодорожного транспорта было зарегистрировано почти на 10% меньше преступлений, чем годом ранее. Из них на незаконный оборот наркотиков приходится 26,7%, на преступления экономического характера – 13,6%.
В отношении пассажиров было совершено 6654 преступления (24,3% от общего числа), из них примерно половина – это кражи личных вещей в поездах и на вокзалах. Было зарегистрировано 1334 случая хищения грузов (4,9%).
Общая преступность в 2019 году снизилась – в основном за счёт сокращения хищений грузов (на 13,9%), наркопреступлений (зарегистрировано на 11,3% меньше) и краж личных вещей граждан (их стало меньше на 3,6%).

– Какие крупные преступления были раскрыты в прошлом году?

– Сотрудниками Главного управления на транспорте МВД России пресечена деятельность организованной группы, занимавшейся незаконной миграцией на ряде вокзалов столицы. Злоумышленники (около 20 человек) изготавливали и продавали нелегальным мигрантам поддельные документы, предоставляющие права на пребывание и осуществление трудовой деятельности в России.
В прошлом году мы раскрыли серьёзную международную группу в Забайкалье, которая занималась незаконной перевозкой леса. Ущерб от преступной деятельности граждан России и Китая составил около 1,5 млрд руб.
В Смоленске в конце года задержали членов преступной группировки, занимавшихся хищением грузов из железнодорожных контейнеров, которые следовали транзитом через Россию из Азии в Европу. Сейчас ведётся следствие.

– Какова статистика раскрываемости преступлений?

– Общая раскрываемость преступлений на транспорте в 2019 году составила 65%.

– Как обстоят дела с дебоширами?

– В 2017 году в Уголовный кодекс был введён пункт «в» статьи 213 «Хулиганство» (на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования). За это время органами внутренних дел на транспорте (ОВДТ) было зарегистрировано 60 преступлений, квалифицированных как хулиганство на транспорте.
Как видно, удельный вес этого вида преступлений на железнодорожном транспорте невысок. Но при этом не надо забывать, что, например, в прошлом году по обращениям работников поездных бригад нарядами полиции было снято с поездов дальнего следования более 16 тыс. пассажиров, находившихся в состоянии алкогольного опьянения и нарушавших общественный порядок. Не допущено к посадке на поезд почти 3 тыс. граждан.
В этом вопросе транспортные полицейские активно взаимодействуют с поездными бригадами. Наши патрульно-постовые службы работают с сотрудниками АО «Федеральная пассажирская компания» в режиме онлайн. Если поезд не сопровождает наряд полиции и там дебоширит пассажир, то информация об этом сразу же поступает в ближайшее по направлению пути поезда линейное подразделение, на остановке полицейские забирают гражданина и оформляют на него протокол.
Практически всех своих патрульных мы оснастили видеорегистраторами, чтобы они могли фиксировать всё, что происходит при задержании, так скажем, неадекватных граждан. Это помогает, в том числе при возникновении конфликтных ситуаций.
Сейчас уже и кассиры-контролёры в электропоездах носят на форменной одежде видеорегистраторы. Даже самые буйные пассажиры, когда видят камеру, стараются вести себя тише.
А буквально на днях мы внесли предложение в Минтранс об обязательном оснащении видеорегистраторами проводников в поездах и бортпроводников в авиации.

– Какие меры, по-вашему, помогли бы приструнить поездных хулиганов?

– Следует задуматься о возможности запрета на продажу спиртных напитков в поездах дальнего следования.
В прошлом году в результате распития спиртного в вагонах-ресторанах в пути следования было совершено более 8 тыс. правонарушений, посягающих на общественный порядок, 10 преступлений против личности. В ряде случаев употребление алкоголя в вагонах-ресторанах привело к тяжким последствиям для пострадавших. В то же время и сами нетрезвые граждане часто становятся объектами преступного посягательства со стороны злоумышленников.
Ужесточение санкций, как показывает практика на воздушном транспорте, не влияет на ситуацию. Выросли штрафы, появились чёрные списки, а у экипажей – дополнительные полномочия, но дебоширов не становится меньше. Все правонарушения подобного рода происходят на почве употребления алкоголя, поэтому решение проблемы – в ограничении его свободной продажи на объектах транспорта и исключении допуска к поездке или полёту лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

– По каким критериям определяются маршруты и поезда для сопровождения нарядами транспортной полиции?

– Поезда сопровождаются сотрудниками ОВДТ в соответствии с перечнем, который составляется с учётом предложений перевозчиков и на основе анализа преступлений и административных правонарушений, совершённых в поездах.
Количество этих преступлений и правонарушений – самый важный критерий. При формировании списка поездов для сопровождения учитываются зафиксированные в конкретных поездах имущественные преступления, тяжкие и особо тяжкие преступления, не остаются без внимания жалобы граждан, которые стали очевидцами противоправных действий или потерпевшими. Маршруты могут меняться – раз в месяц, квартал или раз в полгода. Всё зависит от оперативной обстановки на маршруте.
Особое внимание мы уделяем также направлениям, по которым путешествуют иностранцы. К примеру, Москва – Санкт-Петербург или Москва – Нижний Новгород.

– Сколько всего поездов сопровождаются полицейскими нарядами?

– Порядка 20% от общего числа поездов пригородного и дальнего следования. Берём под сопровождение самые криминогенные. Часть работы по сопровождению поездов взяли на себя сотрудники коммерческих структур – подразделений транспортной безопасности (ПТБ).
В условиях интенсивного развития транспорта и роста пассажиропотока нагрузка на сотрудников возросла, в том числе после запуска двух Московских центральных диаметров (Курско-Рижского и Белорусско-Савёловского) и введения в эксплуатацию Крымского моста: транспортные полицейские теперь несут службу по охране общественного порядка со стороны Тамани и Керчи. К тому же мы сопровождаем два новых поезда: Москва – Симферополь и Санкт-Петербург – Севастополь.

– А какие маршруты отличаются криминогенностью?

– В Центральном федеральном округе это основной ход Москва – Санкт-Петербург. Это во многом связано опять же с контингентом пассажиров – туристы и деловые люди едут не с пустыми карманами, поэтому, чтобы обеспечить имущественную безопасность пассажиров, мы сопровождаем очень много поездов этого направления.
Есть проблемные поезда регионального значения в Восточной Сибири и Забайкалье.
Следим за обстановкой в поездах северного направления – в Мурманск, Норильск, Петрозаводск. В них ездят вахтовики – специфическая категория пассажиров, которые путешествуют, как правило, с большими деньгами. Мы стараемся сопровождать такие поезда.
Сегодня у нас есть возможность заранее узнавать, кто едет в поездах по приобретённым билетам, на какой станции человек сел, на какой вышел, не привлекался ли к ответственности, есть ли судимость. И если в поезде совершена кража, полицейские обычно знают, кого первого необходимо проверить в качестве подозреваемого.
Мы можем установить личность любого пассажира. Это для нас большое подспорье в работе.

– Уже можно сказать, что закон «О транспортной безопасности» в части образования и введения в строй подразделений транспортной безопасности заработал в полную силу. Это как-то повлияло на загруженность транспортных полицейских?

– Сегодня сотрудники ОВДТ не принимают участия в досмотре пассажиров на вокзалах. Закон «О транспортной безопасности» возложил эти функции на перевозчика, который заключает договоры с аккредитованными подразделениями транспортной безопасности.
По нашим данным, на текущий момент аккредитовано 55 ПТБ общей численностью свыше 33 тыс. человек, которые работают на более чем 2 тыс. железнодорожных объектов.
Наша задача – обеспечить реагирование на те факты, которые выявляются сотрудниками ПТБ при досмотре. К примеру, зазвенела рамка металлоискателя или интроскоп показал в багаже пассажира что-то похожее на запрещённый к провозу предмет – сотрудник ПТБ вызывает полицейского, и тот уже досматривает пассажира.
Передача досмотровых функций подразделениям транспортной безопасности позволила нам сосредоточить усилия сотрудников патрульно-постовой службы на обеспечении общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры) как на стационарных объектах транспорта, так и в поездах дальнего следования и пригородного сообщения.
Так, в прошлом году мы дополнительно ввели в штат территориальных органов МВД России на железнодорожном транспорте 589 сотрудников специализированных подразделений по обеспечению общественного порядка, которые несут службу на 124 вокзалах и станциях.
В целом это способствовало улучшению обстановки в сфере охраны общественного порядка.

– Какими передовыми технологиями пользуются транспортные полицейские для профилактики и борьбы с правонарушениями на транспорте? Где им уже сегодня помогает искусственный интеллект и Big Data?

– В условиях высокого пассажиропотока очень помогает использование мобильных планшетов, подключённых к информационным ресурсам и разыскным базам МВД России. Благодаря им можно быстро проверить граждан на предмет нахождения их в розыске, при этом вести гражданина в дежурную часть для проверки не требуется. Значительно экономится время и полицейского, и пассажира.
За счёт внедрения новых технических средств информационной поддержки за последние семь лет на объектах транспорта выявлено более 12,4 тыс. лиц, находящихся в федеральном и местном розыске.
Сотрудники транспортной полиции обеспечиваются персональными видеорегистраторами. Как я уже говорил, аудиовидеофотофиксация совершения административных правонарушений и преступлений в дальнейшем может служить хорошей доказательной базой и использоваться в целях защиты чести и достоинства сотрудников в конфликтных ситуациях. Особенно это востребовано при проведении массовых мероприятий. Вместе с тем приходят ещё более новые технологии. В том числе на объектах транспорта апробируется высокотехнологичная система распознавания лиц. Под отдельные задачи используются беспилотные летательные аппараты. Думаю, что в недалёком будущем в нашу работу могут войти и технологии виртуальной реальности. В настоящее время в системе МВД России формируется концептуальный облик «цифрового полицейского», основанный на результатах научных изысканий ведомственной науки, разрабатывается концепция научно-технической политики МВД России до 2030 года, в рамках которой планируется осуществить единое перевооружение органов внутренних дел, в том числе на транспорте.
Беседовала Дарья Чикиркина

Cегодня в СМИ

Первые лица