Культура / 04.11.21 14:34

Музейные ценности. Самые интересные железнодорожные экспозиции, которые можно посетить в праздничные дни

Лучшие железнодорожные музеи страны принимают экскурсии даже в праздничные дни

Gudok.ru представляет самые крупные музеи с экспозициями железнодорожной техники и исторических артефактов. Многие из них будут открыты в праздничные дни ноября.

Музей железных дорог России. Санкт-Петербург.


Музейный комплекс является главным железнодорожным музеем России и одним из крупнейших музеев железных дорог в мире. Открылся 25 июля 1978 года как музей Октябрьской железной дороги. Современная площадка музея начала действовать 30 октября 2017 года, в день 180-летия Российских железных дорог.

Музейный комплекс расположен на территории более 50 тыс. кв м. Состоит из двух корпусов — здания старого паровозного депо и современного корпуса. 
Главная экспозиция музея — коллекция из более 118 единиц исторического подвижного состава. Среди них - пассажирский паровоз С.68, построенный в 1917 году, служебный вагон Китайской Восточной железной дороги (1902-1904 г), бестопочный паровоз 9305 (1928 г) и другие.

Маршруты экскурсий проходят через коллекцию редких и легендарных паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники. Исторические артефакты соседствуют с действующими моделями, интерактивными инсталляциями и залами для временных выставок.

С 4 по 7 ноября часы работы не меняются: с 10:00 до 18:00 (касса – до 17:00). С 28 октября в связи с пандемией действую дополнительные условия посещения музея. В частности, посетить музей можно только, имея QR-код или справку о медицинском отводе от коронавирусной вакцинации при наличии отрицательного результата ПЦР-теста, отобранного не ранее чем за 3 дня до предъявления.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

 

В историческом здании (бывшем вокзале) на станции Екатеринбург-Пассажирский рядом с действующим вокзалом находится Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги.

Первая экспозиция музея была размещена в здании Дворца Культуры Железнодорожников в 1971 году. В октябре 2002 году в связи с приближающимся 125-летием Свердловской магистрали, было принято решение о передаче здания старого вокзала Музею Свердловской железной дороги. Вокзал был построен по проекту архитектора Петра Шрейбера и является памятником истории и культуры XIX века. В 2004 году проект реставрации Екатеринбургского вокзала получил две награды: «Бронзовый диплом» Союза архитекторов России на 12 международном фестивале «Зодчество 2004» и первое место на региональном конкурсе «Рука мастера» в области архитектурных и дизайнерских работ.

На площадке перед входом в музей находятся скульптуры, посвященные железнодорожным профессиям разных эпох. Посетителей встречает начальник станции, готовый объявить об отправлении поезда, путейские рабочие и проводница со стаканом чая. В 2006 году открытая экспозиция получила логическое завершение - в центре установлена скульптура «Пассажиры», олицетворяющие тех, ради кого и работает железная дорога.  Авторы этих произведений искусства, выполненных в жанре городской скульптуры – скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев.

Выставка внутри музея разделена на две тематические части: историческую и техническую. Историческая часть рассказывает о строительстве Уральской горнозаводской и Пермской железных дорог, знакомит с первым в России паровозом и его создателями — нижнетагильскими инженерами, отцом и сыном, Ефимом и Мироном Черепановыми. 

В технической части экспозиции представлен действующий макет железнодорожной станции Верх-Нейвинск и Ревда, который демонстрирует разные виды тяги: паровозную и электровозную. Объемная карта-схема Свердловской железной дороги иллюстрирует весь процесс проведения электроэнергии на этой территории. Для достоверной и образной интерпретации технико-исторических процессов в экспозиции широко представлены модели и макеты подвижного состава, коллекции натурных экспонатов – рельсов и средств связи, представлены рабочие места машиниста электровоза ВЛ 11, дежурного по станции и билетного кассира, показана контактная сеть, инструменты, механизмы и приспособления специалистов всех основных профессий железнодорожного транспорта.

Адрес музея: г. Екатеринбург, ул.Вокзальная, д. 14. Музей работает 5-6 ноября с 10 до 17 часов. 4 и 7 ноября - выходные дни. В музее действует масочный режим. 

Центральный музей железнодорожного транспорта РФ


Сохраняя более 200 лет традиции и лучшие достижения российской инженерной школы, Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации является одним из старейших научно-технических музеев мира. Основан в 1813 году.

В настоящий момент в фондах музея хранится 71 тыс. экспонатов, являющихся уникальными памятниками российской науки и техники. Многие из них выполнены более 150 лет назад и имеют особую историческую и культурную ценность.

Предметы экспозиции расположены в здании, построенном специально для музея в 1902 году по проекту Петра Купинского. Экспонаты объединены по темам в хронологическом порядке.

Технические модели, макеты, чертежи и документы, начиная с первой трети XIX века, поступали в фонды благодаря ученым, инженерам, строителям и архитекторам, а также организациям, осуществлявшим возведение дорог, мостов, каналов и других сооружений в России. Посетитель знакомится здесь с развитием транспорта от зарождения железных дорог до сегодняшнего дня.

4 ноября музей работает с 10:30 до 17:30 (касса закрывается в 17:00). 5-7 ноября - с 10:30 до 17:30 (касса закрывается в 17:00). 

Музей истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги


Музей Московской железной дороги расположен на двух площадях. В павильоне возле Павелецкого вокзала (открыт 5 августа 2011 года) находится экспозиция, посвящённая истории Московской железной дороги. На площадке под открытым небом на территории Рижского вокзала (открыта 31 июля 2004 года) расположена техническая экспозиция музея.

Экспозиция, расположенная возле Павелецкого вокзала, занимает площадь 1,8 тыс. кв метров. Центральными экспонатами являются паровоз серии У127 и багажный вагон № 1691, установленные в здании музея. Паровоз построен в 1910 году, является уникальным, единственным сохранившимся в России и мире паровозом этой серии с осевой формулой 2-3-0.

Экспонаты музея наглядно представляют прошлое столичной магистрали в документах, уникальных чертежах, по которым строилась дорога, форменной одежде работников транспорта разных времен, рабочих инструментах, железнодорожных наградах.

Отдельный раздел экспозиции посвящен героическому труду железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В музее хранится знамя Государственного Комитета Обороны, врученное коллективу станции Перово на вечное хранение.

Также в музее можно увидеть экспонаты, рассказывающие о сегодняшнем дне столичной магистрали. Историю создания интермодальных линий, связывающих вокзалы Белорусский, Павелецкий, Киевский с аэропортами Шереметьево, Домодедово, Внуково соответственно, можно увидеть в макетах. Развитие скоростного движения представлено действующим макетом скоростного поезда «Сапсан», связавшего Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород.

Художественное решение экспозиции построено с учетом современных музейных технологий, сделан акцент на применение интерактивных решений, инсталляций. Так, представлены инсталляция купе 1 класса николаевских времен, кабинета начальника станции, развитие пригородного движения во времени, где каждый пассажирский отсек соответствует стилю своей неповторимой эпохи.

Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги


1 октября 2020 года в Челябинске был торжественно открыт Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги.

В архитектурном плане здание Центра уникально: аналогов ему в России нет. Внутреннее пространство выполнено в форме спирали, «закрученной» вокруг атриума. Проектировщики в буквальном смысле слова воплотили в жизнь выражение «История развивается по спирали».

Площадь здания составляет более двух тысяч квадратных метров, высота в атриуме от пола до верхней точки купола - двадцать метров. Объем и красоту открытого пространства подчеркивают мультимедийные экраны сложной формы, установленные по спирали. Длина этой «дороги» составляет более 80 метров; по ней непрерывным потоком двигаются локомотивы с вагонами разных эпох.

Поднимаясь по спирали, посетители последовательно знакомятся с историей появления железных дорог в России, узнают об этапах строительства Транссиба, наглядно представляют, как развивалась Южно-Уральская железная дорога, а в самом конце путешествия имеют возможность заглянуть в будущее.

В каждом зале история мирно уживается с самыми современными технологиями. Так, познакомиться с документами более чем столетней давности посетители могут самостоятельно, при помощи сенсорных информационных киосков, а плазменные панели, установленные в большинстве секторов, показывают архивные фильмы и сотни исторических фотографий.

В Центре также имеются самый большой в Челябинской области действующий макет железной дороги и светодиодный экран сложной формы длиной 21 метр, рассказывающий о том, как менялся с течением времени локомотивы, работавшие на ЮУЖД. Особого упоминания также заслуживают тренажер-симулятор кабины электропоезда «Ласточка», который позволяет почувствовать себя машинистом, и «Капсула времени», с помощью которой можно перенестись во времена постройки Транссиба, а затем вернуться в современность.

Музей истории Южно-Уральской железной дороги


Музей железнодорожной техники был открыт 9 мая 2005 года на станции Челябинск-Главный. Протяжённость площадки - 400 м. Перед входом в музей установлена мемориальная группа - паровоз 9П и танк Т-55, которая призвана символизировать единство тыла и фронта в годы Великой Отечественной войны. Перед входом на территорию музея расположена Стена боевой и трудовой славы героев-железнодорожников. На ней выгравированы имена 21 Героя Советского Союза и 16 Героев Социалистического Труда.

В экспозиции музея на двух путях выстроились локомотивы и вагоны прошлых лет, ранее работавшие на Южно-Уральской железной дороге и других дорогах нашей страны. На примере данных образцов техники можно наглядно проследить историю развития тягового подвижного состава. В музее представлены паровозы разных серий: от локомотива серии Эу 1929 года постройки до паровоза П36, который вышел из ворот Коломенского завода в 1956 году.

В экспозиции также заняли свое место маневровые и магистральные тепловозы и электровозы как отечественного, так и зарубежного производства. Интересен промышленный электровоз серии В, ранее трудившийся на Магнитогорском металлургическом комбинате. Он изготовлен в 1933 году в Италии на заводе Савильяно. 26 таких машин были специально построены для СССР для обмена опытом. В 2009 году музей подвижного состава пополнился десятью новыми экспонатами: это электровозы разных серий, пассажирский тепловоз ТЭП60 и двухосный пассажирский вагон третьего класса. Тогда же впервые была представлена и путевая техника.

Сегодня посетители смогут увидеть снегоземлеуборочную машину «ЗУБ» знаменитого челябинского конструктора-путейца Виктора Балашенко, универсальную платформу и путеподъемник. Машины подобного типа начали использоваться на железных дорогах Советского Союза с 1940-х гг. В 2014 году в музей поступили паровой и дизельный краны на железнодорожном ходу и довоенный вагон Ленинградского завода им. Егорова, использовавшийся в пригородном сообщении. Особое место в музее занимает шестиосный вагон-салон, построенный на Александровском заводе Санкт-Петербурга в 1910 году. Вагон имеет необычную конструкцию и бронированное днище. Тара вагона – 77 тонн. Долгое время он использовался для служебных поездок руководителей Южно-Уральской железной дороги. В 2003 году был капитально отремонтирован и переоборудован под передвижную экспозицию по истории ЮУЖД. В настоящее время музей подвижного состава насчитывает 34 единицы железнодорожной техники. Проводится планомерная работа по наполнению экспозиции новыми натурными образцами.


Площадка натурных образцов железнодорожной техники на Рижском вокзале


Цель экспозиции – показать как можно больше разной уникальной техники в ее развитии и сберечь дух неповторимого мира железной дороги для будущих поколений. Каждый экспонат при этом является образцом инженерной мысли. Можно сказать, что здесь раритеты истории транспорта находятся на заслуженном отдыхе после реставрации, которая часто продолжается и силами работников музея, позволяя добиться максимальной исторической достоверности экспонатов.

На площадке представлено более 70 натурных экспонатов, в том числе паровозы , тепловозы , электровозы , салон-вагоны, санитарные вагоны, теплушка, паровозная гидроколонна, действующий макет железнодорожного переезда с УЗП в натуральную величину, отечественные скоростные локомотивы Р200 и «Сокол» который сохранился только в 2 экземплярах.

Экспонатам – паровозу Ов-841, ФД21-3125, Су214-10, салон-вагону №32 выданы сертификаты «Памятник науки и техники 1 категории», как национальному достоянию России.

Экспонаты музея постоянно используются кинокомпаниями для съемок художественных и документальных фильмов, таких как «Александровский сад», «Адмирал», «Анна Каренина», «Мата Хари» и других. 

С 28 октября по 7 ноября в связи с плохой эпидемиологической ситуацией и постановлением мэра Москвы экспозиции работать не будут.

Анна Булаева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →