Культура / 26.02.21 09:00

Вагон и киношная тележка

Музей железнодорожной техники на площади Рижского вокзала стал съёмочной площадкой картины «Чук и Гек»

Музей железнодорожной техники на площади Рижского вокзала стал съёмочной площадкой картины «Чук и Гек»
 | Культура
фото:Александр Саверкин /ИД «Гудок»

Экспозиция натурных образцов железнодорожной техники музея МЖД 23 и 24 февраля стала местом съёмок детского художественного фильма «Чук и Гек» по одноимённому рассказу Аркадия Гайдара. Корреспондент и фотокорреспондент «Московского железнодорожника» побывали на съёмочной площадке в минувшую среду, оценив роль железнодорожных локаций в большом кино и подсмотрев некоторые киношные секреты.




Рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» – повествование о двух братьях-шалунах, которые росли недружными и безответственными. Вместе с мамой они едут в тайгу к отцу – начальнику разведывательной геологической станции – для того, чтобы всей семьёй встретить Новый год. Столкнувшись с трудностями и приключениями, братья пересматривают своё поведение и становятся не разлей вода.

Новую версию «Чука и Гека» снимает Александр Котт. Роль отца-геолога, к которому дети едут через полстраны, играет Владимир Вдовиченков, а образ мамы достался Юлии Снигирь. Талантливые мальчишки – 9-летний Андрей Андреев (Чук) и 10-летний Юрий Степанов (Гек), прошедшие строгий режиссёрский отбор, тоже уже имеют опыт работы в кино. За визуальную составляющую отвечает оператор Пётр Духовской, снявший с Коттом более десяти картин.

...Присутствие киношников в музее МЖД обозначилось ещё на подходе – у входа на территорию музея были припаркованы порядка 20 единиц техники – машины для транспортировки людей и аппаратуры, хозяйственные «рафики», вагончики для обогрева актёров и тому подобное. В одном из вагончиков мы встретились с исполнительным продюсером картины Леонидом Литваком.

«Зритель устал от боевиков, хочется чего-то доброго, светлого, поучительного, поэтому кинопродюсер Арсен Готлиб решил снять семейное кино, – рассказывает Леонид Литвак. – Первая часть съёмок прошла в Пермском крае, на станции Губаха. У нас по сценарию 1939 год, но там не было ни паровоза нужного, ни вагонов. Поэтому для съёмки эпизодов приезда главных героев на Север мы выбрали эту локацию. Здесь прекрасный музей. Техника в хорошем состоянии, видно, что за экспонатами отлично следят. Я и раньше снимал на Рижском вокзале. Испытываешь особые чувства, когда прикасаешься к такой «железной» истории. Достаточно только представить, сколько эти паровозы повидали на своём веку. Сюда приятно приходить. Нас всегда здесь хорошо встречают и помогают во всём».

Несмотря на почти 20-градусный мороз, съёмочная группа (за исключением Чука, не занятого в первом эпизоде) в полном составе находилась на съёмочной площадке. С 8 утра и вот уже четвёртый час шла подготовка к съёмке эпизода прибытия главных героев на северную железнодорожную станцию. Операторы готовили съёмочную технику, пиротехники – оборудование для имитации паровозного пара, актёры настраивались на работу в кадре.

Особой подготовки требовали декорации. В соответствии с указанием художника-постановщика художник-декоратор привёл железнодорожный вагон музея в максимально аутентичное состояние, приближённое к 30-м годам прошлого века. Восстановил шторы, обои, постельное бельё, плафоны тех лет.
«У нас была задача – из двух вагонов сделать один, потому что в одном вагоне нам подходила одна инфраструктура, а во втором – другая, – рассказывает художник-декоратор Александр Судаков. – Кроме купе для главных героев, мы оформили и купе проводника. Большую помощь, как обычно, нам оказал администратор музея Московской дороги Рустам Садретдинов».

Но вот наконец всё готово – декорации, техника, люди. Прозвучала команда режиссёра: «На исходную!» И началась репетиция эпизода отправления поезда. Проводник на подножке сигнализировала флажком о готовности к отправлению, маму с Геком на съёмочной тележке провезли вдоль вагона, пиротехники дали пар. Режиссёр Александр Котт, глядя на плейбэк – экран выведения изображения с камеры, – отдал короткие указания: куда смотреть актёрам, как правильно держать флажок проводнице, какой план брать оператору. Именно так и будет создан в картине эффект отправляющегося поезда (это такой небольшой киношный секрет) – с помощью тележки с пассажирами-актёрами, которые проедут вдоль статичного вагона.

«Приготовились. Тишина. Мотор! Камера!» – дал режиссёр команду к съёмке. И всё повторилось, как на репетиции: проводница – проезд тележки с актёрами – пар. Первый дубль получился хорошо. Второй, который решили делать без пара, тоже удался. Третий и четвёртый – были просто идеальными.

«Стоп. Снято. Отлично. Пошли греться и переходим к следующей сцене – в вагоне, с Чуком», – скомандовал режиссёр.

Всего восемь минут шла съёмка первого репетиционного и четырёх чистовых дублей. Ради этого восьмиминутного материала съёмочная группа проделала огромную работу, проведя четыре часа на сильном морозе. Впрочем, кажется, никто особенно и не замёрз. Наверное, этих людей согревала любовь к своему делу. «Большое удовольствие – работать с такой профессиональной, сплочённой командой», – сказала мама «Гека» Ирина Степанова, сопровождавшая сына на съёмках. А Леонид Литвак заметил, что в Пермском крае, где мороз опускался до 40 градусов, техника ломалась, а люди – держались.

Эпизоды, снятые в Музее железнодорожной техники на Рижском вокзале – актёры в вагоне и на перроне, паровоз, – будут совмещены при помощи компьютерной графики с материалом, отснятым на станции Губаха. Релиз фильма «Чук и Гек» ожидается ориентировочно в конце 2022 года.

Светлана Новаковская, Московский железнодорожник

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Транссиб: лоббисты и ходатаи Транссиб: лоббисты и ходатаи
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

  1. Вы курить бросили?