Новости дня

Хранитель истории Амурского моста

Культура | Вторник | 19.05.2020 | 07:09
Число посетителей этого музея растёт с каждым годом
Число посетителей этого музея растёт с каждым годом | Культура
фото: Алексей Жуланов
Девять из 54 лет трудового стажа Виктор Паршин посвятил Музею истории Амурского моста, который создавался при его участии. В мае Виктор Михайлович вышел на заслуженный отдых с поста директора музея. В знак признания организаторских талантов Паршина, которые помогли сохранить историческое наследие Дальневосточной магистрали, ему присвоено звание «Почётный работник ДВЖД».

В 2009 году, когда завершалась масштабная реконструкция мостового перехода у Хабаровска, на правом берегу Амура была отсыпана площадка, на которой в память создателей инженерного сооружения установили ферму моста дореволюционной постройки – одну из 18 конструкций, демонтированных в ходе модернизации.

«Такие пролётные конструкции были на многих мостах Транссиба, но мало где со временем сохранились», – говорит Виктор Паршин.

Площадку постепенно стали обустраивать. Вокруг мостовой фермы стала появляться железнодорожная техника прошлых лет, которую находили в разных уголках Дальнего Востока. Их поиском занимался Виктор Паршин, тогда возглавлявший Дорожный центр научно-технической информации и пропаганды (ДЦНТИ). Обзванивал знакомых, выезжал на базы запаса, линейные предприятия. Как правило, находкам требовалась реставрация, приходилось договариваться о восстановительных работах. Большую помощь в этом деле оказывало ремонтное локомотивное депо Дальневосточное.

У каждой находки своя история. «В небольшом лесном массиве в районе станции Хабаровск-2 сборщики металлолома наткнулись на заброшенных подъездных путях на остов цистерны – всё остальное сгнило. Как потом установили, она была построена в 1898 году. Хорошо, что один из металлоломщиков оказался машинистом локомотивного депо, не дал порезать вагон, сообщил о находке», – вспоминает Виктор Михайлович. Экспозиция под открытым небом росла, на дороге задумались о создании полноценного музея. Здание для него построили в виде копии дореволюционного вокзала на Вяземской – одной из старейших станций ДВЖД. Вести музейную деятельность поручили Паршину, который к тому времени основательно погрузился в работу с историческим наследием.

На первом этапе частью фондов поделился Музей истории ДВЖД, но нужно было и самим думать о дальнейшем наполнении коллекции. Предыдущая трудовая деятельность Паршина не была связана с мостами – работать он начинал монтёром СЦБ, затем был мастером, прорабом строительно-монтажного поезда, и Виктор Михайлович стал изучать специальную литературу, архивные материалы.

Многие идеи рождались благодаря историческим фотографиям. Так было с разделом экспозиции, свидетельствующим об одном из драматичных эпизодов в истории мостового перехода. С момента открытия Амурский мост прослужил железнодорожникам не более трёх лет: в Гражданскую войну, в апреле 1920-го, красные партизаны взорвали две фермы сооружения, и прямое сообщение по Транссибу через Амур было прервано на несколько лет. Восстановили мост только в 1925 году. Было много подводных работ, к операции по подъёму конструкций моста привлекались речные баржи.
«На одной из старых фотографий готовились к погружению водолазы. Подумал, что неплохо было бы найти водолазный костюм. Помог один из работников ведомственной охраны – передал в дар водолазный костюм, по модификации похожий на тот, что был на фото. Потом появились другие вещи: утяжелители, свинцовые ботинки, нож водолаза, помпа, которая подавала водолазу воздух», – рассказывает директор музея.

Вообще у музея немало дарителей. Это и предприятия ДВЖД, и железнодорожники, и руководство дороги. Например, Дмитрий Пегов, посетивший музей в бытность директором РЖД по пассажирским перевозкам, распорядился передать с Октябрьской дороги один из пассажирских вагонов класса люкс турпоезда «Александр Невский», выпущенный в 1975 году по специальному проекту.

Несколько лет назад власти Хабаровска отметили вклад Дальневосточной дороги в сохранение исторического наследия, наградив Музей Амурского моста специальным дипломом.

Число посетителей этого музея растёт с каждым годом. Если в 2010 году в нём побывали 715 человек, то в 2019-м – уже 13 тыс. Приезжают люди разных возрастов, профессий, в том числе иностранцы. О таланте Виктора Паршина как экскурсовода можно судить по увесистому фолианту с многочисленными отзывами. Он действительно вдохновенный рассказчик и интересный собеседник – сказывается продолжительная педагогическая практика, ведь Виктор Михайлович 25 лет преподавал в Хабаровском техникуме железнодорожного транспорта, да и последующая работа в службе технической политики Дальневосточной дороги и ДЦНТИ обогатила его эрудицию.

По признанию Виктора Паршина, не всё задуманное он успел воплотить на посту директора музея. Наверное, потому что привык ставить масштабные задачи. Но за время становления музея было сделано немало, и подтверждением тому – высокое звание почётного работника Дальневосточной магистрали.
Павел Усов, Хабаровск

Cегодня в СМИ

Первые лица