Новости

Реклама

Магистраль объединяла людей и закаляла характеры

БАМ | Четверг | 04.07.2019 | 11:42
 
Рассказ о том, как можно всю жизнь строить одну дорогу
Магистраль объединяла людей и закаляла характеры
фото: Елена Александрова
За 45 лет своей истории Байкало-Амурская магистраль пережила и взлёты, и падения. БАМ навсегда изменил судьбы многих, став школой жизни для целого поколения. Своими воспоминаниями о Всесоюзной стройке поделился генеральный директор АК «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин. «Я всю жизнь строю одну дорогу. Это стало делом моей жизни», – признался он.

Василий Шимохин приехал на Байкало-Амурскую магистраль в 1985 году, сразу после получения диплома. По распределению попал сначала в столицу БАМа – Тынду, но совсем скоро его вместе с товарищами перебросили в Томмот, где в тот момент разворачивались главные строительные работы на участке Беркакит – Томмот – Якутск. «Приехали, отсыпали площадки, собрали щитовые дома, заселились и начали жить, – вспоминает Василий Шимохин. – К 1991-му железная дорога должна была прийти в город Якутск и должен был быть построен мост через реку Лена, и никто не сомневался, что так оно и будет. Фронт работ был на несколько лет вперёд, все были спокойны и уверены в будущем».

Спустя три года Василий Шимохин возглавил штаб ЦК ВЛКСМ Всесоюзной ударной стройки железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск. Это был самый разгар перестройки, идеология уже отходила на второй план, больше стояли вопросы работы с молодёжью, её мобилизации. Было несколько основных направлений работы: собственно по строительству, расширение научно-технических центров молодёжи, создание малых предприятий под эгидой комсомола. Амуро-Якутская магистраль всё ещё оставалась всесоюзной стройкой, куда съезжались молодые специалисты с разных уголков страны. Так было вплоть до 1991 года. А потом для аямовцев настали тяжёлые времена.

С распадом Советского Союза финансирование строительства железной дороги практически прекратилось. Чтобы как-то выживать, многие начали искать работу на стороне, кто-то даже ездил в Китай отмывать золото, рассказывает Василий Шимохин. И всё-таки даже в такие сложные 90-е годы было много того, чем по праву можно гордиться, замечает Василий Шимохин. Строительство магистрали не прекращалось ни на день. В 1992 году АЯМ дошла до Алдана, в 1994 году магистраль провели в Томмот, в 1996 году начали строить дальше.

«Много таких вещей. 2000 год – когда мы за год уложили 40 км пути в тайге, 2004 год – старт пассажирского движения до города Томмот и запуск строительства железной дороги до Нижнего Бестяха. В такие моменты, конечно, чувствуешь гордость за то, что выполнили работу, достигли результата. Была задача – выжить, и мы её выполняли. Понимали, что ехать некуда и жить нам здесь, а железная дорога – это наше будущее», – говорит Василий Шимохин.

Сердцем и душой БАМа всегда были люди, которые здесь работали. Суровые условия амурской тайги закалили их характер, как бы тяжело ни было, они не опускали руки и становились ещё сильнее. Все, кому когда-либо довелось работать на БАМе, вспоминают этот период как школу жизни и главное приключение в ней. К слову, 40% работников АК «Железные дороги Якутии» сегодня либо сами бывшие бамовцы, либо их потомки. По словам Василия Шимохина, сохранить коллектив и тогда, и в любое другое время – самое главное, потому что такие слаженные коллективы всегда дают самое высокое качество работы. «Они знают, как надо строить, умеют это делать и делают. Не потому, что их проверяет кто-то, а потому что не могут по-другому», – отмечает он.

В 2002 году железная дорога снова стала нужна республике. Тогда президентом Якутии стал Вячеслав Штыров. Он оптимизировал структуру компании «Железные дороги Якутии», перевёл головной офис в Алдан. Многие транспортные строители вернулись с других объектов, где были заняты.

За пять месяцев 2019 года ЖДЯ перевезла по железнодорожной линии Беркакит – Томмот 2,8 млн тонн грузов – это на 54% больше, чем за этот же период прошлого года, причём перевозки увеличились почти по всем номенклатурным группам. В декабре прошлого года завершилось строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях), а сейчас завершается работа по сдаче её в постоянную эксплуатацию. А в этом месяце, когда БАМ будет отмечать юбилей, по железной дороге от Томмота до Бестяха пойдёт первый пассажирский поезд.

«Бамовцам много можно сказать. Столько всего пережили, построили такую дорогу, а потом их обвинили, что построили дорогу в никуда. А сегодня строится БАМ-2, и жизнь показала, что весь их труд был не напрасным. Значит, не зря всё было – и трудности, и победы, и даже подорванное здоровье. Жизнь не зря прошла. Бамовцы всё выдержали, всё пережили, не остановились, не разбежались в 1990-х годах. Именно они сохранили БАМ и АЯМ. Это настоящие люди. Низкий им поклон», – поздравляет бамовцев с юбилеем Василий Шимохин.

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ