Новости

Реклама

От документов до фольклора: РЖД и Arzamas пополняют историю БАМа

БАМ | Вторник | 25.06.2019 | 13:02
 
ОАО «РЖД» и просветительский проект Arzamas выпустили курс лекций к 45-летию Байкало-Амурской магистрали
От документов до фольклора: РЖД и Arzamas пополняют историю БАМа
фото: Владимир Матвиевский/ТАСС
На сайте Arzamas и в приложении «Радио Arzamas» 18 июня вышел новый курс «Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль». ОАО «Российские железные дороги» выступили информационным партнёром проекта, предоставив необходимые источники, а также доступ к архивным документам отраслевых музеев. Курс о БАМе включает четыре лекции, в которых авторы – глава Общества любителей железных дорог Алексей Вульфов и научный сотрудник Института культурной и социальной антропологии Венского университета Ольга Поворознюк – рассказывают об истории строительства магистрали, жизни бамовцев и местного населения.

Как рассказал «Гудку» Алексей Вульфов, сегодня мало кто интересуется железнодорожным транспортом, хотя его значение в истории страны колоссально, и такие проекты, как Arzamas, призваны восполнить этот пробел в знаниях широкой общественности.
«У железнодорожников никогда не было принято себя, что называется, выпячивать. Они просто делали своё дело, не афишируя заслуги. У всех на слуху танк Т-34, а вот о паровозе серии Э – великом труженике и воине – знают совсем немногие. Надеюсь, наши лекции о БАМе привлекут внимание людей», – добавил он.

Основную информацию для лекции «БАМ: история строительства» Алексей Вульфов почерпнул из трудов, созданных под руководством историка, хранителя фондов Музея истории Восточно-Сибирской дороги Александра Хобты.

В лекции «Жизнь дороги: разъезды, путейцы и медведи» рассказывается о трудовых буднях в суровых климатических условиях. Например, зимой локомотивным бригадам под страхом увольнения запрещается выезд без тёплой шапки и утеплённой обуви, ведь в случае сильного мороза остановка дизеля локомотива в пути или неисправность отопительного устройства могут привести к переохлаждению, а то и летальному исходу. Монтёрам пути нельзя делать обход в одиночку из-за медведей и волков. «Один путеец на перегоне, отступая от медведя, кричал, чтобы медведь на него не набросился, и с такой силой, что в буквальном смысле выкричал себе горло», – рассказывает Алексей Вульфов.

В лекции он приводит бамовскую шутку: «Какое самое гуманное устройство Байкало-Амурской магистрали? Светофор. Почему? На него проще всего залезть от медведя».

Ольга Поворознюк с 2013 года занимается антропологическими исследованиями на БАМе. В лекции «Мы создали БАМ, а БАМ создал нас» она рассказывает о судьбах людей, которых познакомила стройка. А в лекции «Железный монстр или корабль жизни: БАМ и коренное население» она анализирует влияние магистрали на жизнь коренных народов – эвенков, нанайцев, ульчей, нивхов, удэгейцев и нигидальцев. В частности, речь идёт об межэтнических браках, которые разрушались после окончания строительства, когда строившие магистраль мужчины возвращались на родину.

Цикл лекций о БАМе не первый совместный проект Arzamas и ОАО «РЖД». Так, например, к 180-летию железных дорог запущен совместный цикл лекций «Как железные дороги изменили русскую жизнь» в исторических залах вокзалов Москвы и Санкт-Петербурга. В 2017 году АО «ФПК» и Arzamas запустили в поездах «Стриж» сообщением Москва – Нижний Новгород и Москва – Берлин опцию лектория: в поездке пассажиры могли прослушать лекции по истории, литературе, искусству, философии, подключившись к трансляции по аудиоканалу поездного радио.

Юлия Антич

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений
Еще по теме

Станция без железной дороги
БАМ
Понедельник | 30.09.2019 | 12:14

Cегодня в СМИ