Новости

Реклама

Отправная точка БАМа: как съезд ВЛКСМ положил начало строительству магистрали

БАМ | Воскресенье | 28.04.2019 | 23:20
 
К отправлению на строительство БАМа первого комсомольского отряда приурочена выставка «Архитектура движения. БАМ-45», которая открылась на Ярославском вокзале столицы
Отправная точка БАМа: как съезд ВЛКСМ положил начало строительству магистрали
фото: РИА «Новости»
45 лет назад, 27 апреля 1974 года, от перрона Ярославского вокзала Москвы отошёл поезд с первыми строителями БАМа – членами Всесоюзного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. Покорять сибирскую тайгу некоторые их них отправились прямиком с заседания съезда, который проходил с 23 по 27 апреля и положил начало комсомольской мобилизации.

Прямой призыв к молодёжи строить Байкало-Амурскую магистраль прозвучал на XVII съезде ВЛКСМ, там же БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и сразу со съезда на восток страны отправились первые комсомольцы-добровольцы.
 
В состав Всесоюзного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ вошли ребята из Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Командиром отряда стал депутат Верховного Совета РСФСР, Герой Социалистического Труда, транспортный строитель Виктор Лакомов. Вслед за первым отрядом на БАМ поехали тысячи добровольцев, проложивших за 10 лет тысячи километров от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре: через реки и горы, тайгу и 
болота, в условиях вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. 

К отправлению на строительство БАМа первого Всесоюзного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ приурочена выставка «Архитектура движения. БАМ-45», которая открылась на Ярославском вокзале столицы в пятницу, 26 апреля. Организаторами культурно-просветительского проекта выступают ОАО «РЖД», Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева и фонд развития науки и культуры «Таволга».  

Основная идея выставки – рассказать об истории строительства Байкало-Амурской магистрали через уникальную архитектуру 47 бамовских вокзалов и посёлков. Посетители смогут увидеть редкие архивные фотографии, чертежи и планы застроек, узнать об особенностях сооружения вокзалов – главных элементов градостроительных ансамблей всех населённых пунктов БАМа. 

Интерактивной составляющей проекта является бесплатное мобильное приложение Artefact (доступно на App Store и Google Play). Некоторые экспонаты дополнены специальными метками, при наведении на которые пользователь сможет на экране своего смартфона или планшета получить дополнительную информацию об архитектурных объектах БАМа. 

В открытии выставки принимали участие статс-секретарь – заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Мерещяков, директор Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Роман Рыбало, заместитель руководителя Федерального агентства связи РФ Владимир Шелихов, заслуженный строитель Российской Федерации Александр Терещенко, директор фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева и бывший командующий Железнодорожниками войсками России Григорий Когатько.

«Сегодня мы начинаем целую серию мероприятий, посвящённых знаменательному событию – 45-летию начала строительства БАМа. Организаторы выставки подошли к этой теме с необычной стороны, с точки зрения архитектурной составляющей железной дороги – вокзалов. Вокзалы БАМа становились не только центром экономической жизни, но зачастую и культурной. Вокруг них и развивались города», – сказал Анатолий Мещеряков.

«Главная идея архитектуры БАМа – это прозрачность и открытость. Она обращена к человеку. Это была не просто стройка, люди должны были там остаться. И всё, что строили комсомольцы, они строили для себя. С ощущением, что это их дом. Это очень ярко выражено в архитектуре вокзалов, которые проектировали в первые годы строительства магистрали», – рассказал научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Марк Акопян.

По словам Марины Бондаревой, выставка в первую очередь посвящена людям, которые построили магистраль. «Для меня создание выставки – это очень личная история, потому что я из семьи почётного железнодорожника. Во время работы над выставкой мы все сильно прониклись атмосферой БАМа», – сказала она.

Там же, на Ярославском вокзале, состоялась церемонии гашения нового тематического маркированного конверта, посвящённого первопроходцам БАМа. В его оформлении использовано изображение памятной доски, установленной на Ярославском вокзале. Тираж памятных конвертов составил 1 млн экземпляров.
 
«Мы стараемся зафиксировать все важные события в истории страны на марках, конвертах и почтовых карточках. Чтобы это осталось в душе и памяти людей. Уже сегодня эти конверты поступят в почтовое обращение и займут достойную нишу в почтовых коллекциях», – сообщил Владимир Шелихов.
Дарья Чикиркина

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ