Новости дня

Реклама

Раритеты старой «чугунки»

Культура | Пятница | 15.11.2019 | 13:00
 
Элемент форменной одежды помог вспомнить историю железнодорожного поселка
Раритеты старой «чугунки»
фото: Наталья Михайлова
Старинную латунную бляху с буквами «С.-Зап. ЖД» колпинский краевед Николай Николаев нашёл в октябре нынешнего года. Он работал на поле в окрестностях станции Поповка под Санкт-Петербургом. Что-то звякнуло под лопатой, показался позеленевший гербовый орёл Российской империи. Оказалось, что пряжка – от форменного ремня, а буквы – аббревиатура от названия «Северо-Западная железная дорога».

– Эта дорога была образована в 1907 году при слиянии Петербурго-Варшавской железной дороги c Балтийской и Псково-Рижской, – рассказывает исследователь.- Самое любопытное, что в этом же квадрате я трижды находил форменные ременные бляхи с другой надписью – «Н.Ж.Д.», что значит Николаевская железная дорога. И другие принадлежности путейцев, движенцев.

Это место только сегодня выглядит пустырём. Здесь в земле остались фундаменты домов старой части посёлка Поповка, стоявших у дороги.

– Своим многолюдием (15 тыс. человек) посёлок обязан строительству железной дороги, – рассказывает Николай. – При хорошей транспортной доступности петербуржцы стали здесь раскупать участки, строить дачные дома. Кто-то перебрался сюда на постоянное жительство из столицы империи. В этой местности ходила даже конка, расписание которой совпадало с остановкой поездов из Петербурга. А ещё во время строительства пути инженер Подобедов, имевший в этой местности усадьбу, скупил много земель вокруг неё, и построил дома для сотрудников железнодорожных ведомств. Так что изобилие профессиональных артефактов вполне объяснимо.

Николай пояснил, что старая часть Поповки была уничтожена в Великую Отечественную войну, дома в этом месте не восстанавливались, так что руины «законсервировали» много раритетов, в том числе железнодорожных.

Рассматривая архивные альбомы, можно обнаружить рисунки формы, введённой 31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения России для служащих железных дорог. Господа инженеры, судя по рисункам, ходили в мундирах, а рядовой работник носил поверх гимнастёрки ремень именно с такой бляхой, которая могла быть латунной или мельхиоровой. Заметим, что наш герой никак не причастен к Октябрьской (в системе МПС СССР после войны трудилась его мама), но к железнодорожной археологии относится с интересом. Мы уже писали о других случаях находки железнодорожных артефактов – свинцовые пломбы и старинные форменные пуговицы на Дудергофке близ станции Лигово, довоенная номерная печатка контролёра в окрестностях Обводного канала… Большой денежной ценности эти находки не представляют, но сердцу историка-любителя дороги.

Наталья Михайлова
Материал опубликован в газете «Октябрьская магистраль» 15.11.19

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ