Новости дня

Реклама

Благодаря изобретению железнодорожницы паровозные котлы перестали выходить из строя

75 лет Победы | Четверг | 06.02.2020 | 11:45
 
В годы Великой Отечественной войны инженер-майор тяги Любовь Шапиро придумала формулу антинакипина и помогла сохранить парк паровозов
Благодаря изобретению железнодорожницы паровозные котлы перестали выходить из строя
фото: Filmz.ru
С июля 1940 года по август 1959 года Любовь Шапиро была первым начальником химико-технической лаборатории, действовавшей в подчинении паровозной службы управления Красноярской дороги, и нашла уникальное техническое решение серьёзной проблемы. После оккупации немцами Белоруссии, где в то время располагалось единственное предприятие, на котором производились химикаты для котлов паровозов, обрабатывать тяговый подвижной состав стало нечем. Паровозы выходили из строя из-за скоплений накипи, котлы буквально взрывались.

«Маме за три месяца, отпущенных наркомом путей сообщения Лазарем Кагановичем для поиска альтернативного вещества, удалось получить заменитель из местного сибирского сырья», – рассказывает её дочь Мира Гольд.

Идею подсказал её отец – известный в Красноярске в 40-е годы лесохимик Наум Шапиро. Формула, которую вывела красноярская железнодорожница, оказалась эффективной и позволила поддерживать рабочее состояние паровозных котлов в военные годы. По сути это был порошок, который добавлялся в котёл, чтобы не допускать образования накипи. Порошок состоял из каустика, кальцинированной соды, фосфата тринатрия и адсорбента.

Инженер-майор в качестве начальника лаборатории курировала применение новшества во всех депо магистрали. Любовь Шапиро писала: «Работа для меня была новой и во всех отношениях самостоятельной, с неограниченной инициативой. Лаборатории, в которых я обеспечивала методическое руководство, были на станциях Боготол, Красноярск, Иланская, Ужур, Абакан».

Она консультировала паровозные бригады, как правильно применять режимы обработки, чтобы обеспечить работоспособность котлов и экономию топлива. Под её редакцией издавались плакаты и памятки-рекомендации на эту тему.

«Это человек, совершивший настоящий подвиг», – убеждён Константин Карпухин, директор музея истории Красноярской дороги, одна из экспозиций которого посвящена изобретению сибирского антинакипина.

В 1942 году по рекомендации начальника локомотивной службы Николая Никольского, впоследствии начальника Западно-Сибирской дороги, Любовь Шапиро была принята в ВКП(б). Она награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и «За трудовое отличие».

Вещество, которое производилось по формуле Шапиро, применялось вплоть до перехода на электротягу в начале 1960-х.

Из Красноярска в Санкт-Петербург Любовь Наумовна уехала в 1997 году, а в ноябре 1999-го уехала в Израиль. Там она выступала в местной ветеранской организации с воспоминаниями о военном времени, когда ей довелось работать на Красноярской магистрали, рассказывала о том, как железнодорожники ковали Победу в тылу.

Покидая Россию, легендарный инженер передала свою библиотеку и фотоархив своей старинной еврейской семьи, сделанный енисейскими фотографами XIX века, в красноярский литературный музей, а ряд экспонатов, в том числе военную форму, – в музей истории Красноярской дороги.

Эта удивительная женщина прожила 105 лет, оставив свой след в истории нашей страны.
Надежда Морозова, Красноярск
Теги

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений
Еще по теме

Cегодня в СМИ