Новости

Реклама

Фирменный красный: 75 лет назад комфортную поездку пассажирам «Красной стрелы» обеспечивала зенитная установка

180 лет РЖД | Среда | 20.03.2019 | 23:38
 
Легендарный советский поезд возобновил курсирование между Москвой и Ленинградом сразу после снятия блокады
Фирменный красный: 75 лет назад комфортную поездку пассажирам «Красной стрелы» обеспечивала зенитная установка
фото: Архив ОЖД
Первый после снятия блокады Ленинграда рейс легендарный экспресс «Красная стрела» совершил 75 лет назад – 20 марта 1944 года.

На случай авианалёта в состав «Красной стрелы» включили бронированный вагон с зенитной установкой. История этого поезда началась за 10 лет до начала войны. В 1931 году лучшие паровозные бригады соревновались за право обслуживать «Красную стрелу». Победил тогда Василий Максимович Иванов. Он и повёл в первый рейс этот поезд на паровозе Л-119. 

Путь между двумя столицами «Красная стрела» преодолевала за 9 часов 48 минут. Заправляли паровозы водой на линейных станциях с помощью водозаправочных башен. Они ещё сохранились, например, на станциях Гряды, Угловка и некоторых других. 

Летом 1931 года в «Гудке» появилось скромное на вид объявление: «9 июня в 1 час 30 минут ночи из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между Ленинградом и Москвой экспресс покроет в 9 часов 45 минут. Средняя скорость экспресса 70 км/ч. На отдельных перегонах скорость дойдёт до 100 км/ч».

Довоенная «Красная стрела» состояла из 12 вагонов, среди которых были спальные с двухместными купе. Вот они и дали название нынешнему СВ.
Вообще уровень сервиса в «Стреле» был по тем временам немыслимый. Работали шикарные буфеты, можно было заказать ужин в купе. В одном из вагонов был телефонный переговорный пункт, с которого во время стоянки поезда можно было связаться даже с Лондоном и Парижем. Впрочем, первый рейс предполагал всего одну остановку – в Бологом. 

Многих удивляло утверждённое время отправления поезда – 23.55. Инициатором этого был партийный деятель Лазарь Каганович. Он сделал такое время отправления, чтобы чиновники имели командировочные выплаты на одни сутки больше. Пустячок, а приятно.

Рейсы «Красной стрелы» были отменены 24 июня 1941 года в связи с введением военного положения. Один из составов поезда был эвакуирован в Цирульск, другой укрыт в бывшем Царском павильоне возле Обводного канала. Но неожиданно в конце 1943 года вагоны «Красной стрелы», которые оказались в запущенном состоянии, стали приводить в порядок. 
Это происходило в то время, когда территория, по которой проходила железнодорожная линия Ленинград – Москва, ещё не была полностью освобождена от фашистов. И уже не только составы «Красной стрелы» готовились к работе. Среди локомотивных бригад Москвы и Ленинграда разгорелось соревнование за право вести первый после блокады поезд.  

20 марта 1944 года на Московском вокзале в Ленинграде главный кондуктор Михаил Кардаш, обслуживавший «Красную стрелу» ещё до войны и получивший в 1943-м звание Героя Социалистического Труда, рапортовал начальству о готовности поезда к рейсу. К этому моменту уже были известны имена паровозной бригады победителей: машинист Пётр Волосюк, его помощник Виктор Петров и кочегар Татьяна Глазовская. Для Татьяны и Виктора этот рейс станет судьбоносным – после него они соединятся в семью, чтобы в любви прожить много лет и вырастить пятерых сыновей.

Право вести «Красную стрелу» из Москвы в Ленинград завоевала бригада Героя Социалистического Труда машиниста Василия Виноградова. Помощником был Анатолий Соловьёв. Оба состава в одну и ту же минуту 21 марта 1944 года остановились у платформ в Москве и Ленинграде. «Красная стрела» после более чем тысячи дней перерыва вновь стала регулярно курсировать между двумя главными городами страны. 

По случаю восстановления движения «Красной стрелы» на Московском вокзале была открыта первая в послеблокадном Ленинграде парикмахерская. В своём дневнике пассажир этого рейса ленинградский журналист Матвей Фролов написал: «Если бы не пулемёт на вагоне, прицепленном в хвосте поезда, трудно было бы и подумать, что война продолжается…»

В военном номере «Гудка» была опубликована фотография о проводах в рейс поезда по маршруту Москва – Ленинград.
 
Несмотря на то что дата первого рейса «Красной стрелы» после снятия блокады отмечается каждый год, до сих пор никто не знает, кого или что вёз поезд в этом рейсе. Такое обилие загадок, очевидно, осталось в силу того, что долгие годы – и до войны, и после – «Красная стрела» круглосуточно охранялась сотрудниками НКВД. А посему история о ней писалась исключительно официальная, а люди, обслуживающие её, предпочитали молчать.

Из года в год популярность «Красной стрелы» растёт. В 2017 году поезд перевёз 172,3 тыс. пассажиров. В прошлом уже 178,8 тыс. То есть пассажиры продолжают выбирать «Красную стрелу», которую за плавность хода и комфорт иногда называют «восемь часов покоя».

Яна Позолотчикова

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ