Новости

Реклама

Транспортная система должна быть бережливой

15 лет ОАО «РЖД» | Понедельник | 01.10.2018 | 08:35
 
О будущем железных дорог и о том, что учёные-железнодорожники делают для его приближения, «Гудок» побеседовал с Виктором Степовым.
Транспортная система должна быть бережливой
фото:
– Давайте помечтаем, попробуем представить себе дорогу, какой она будет через 25 лет. 
– У Сергея Капицы есть такая статья, называется «История десяти миллиардов», в которой говорится: когда население планеты достигнет 10 млрд человек, изменения исторической эпохи будут происходить в пределах жизни одного поколения – 45 лет. Это очень большая скорость. Поэтому сейчас достоверно предсказать, как будет выглядеть дорога, возможно только через потребности клиента этой исторической эпохи. 
Если мы сможем освоить 3D-печать, если мы сможем строить линии электропередачи, способные передавать электроэнергию под напряжением 500 кВ, экономика и потребности клиента изменятся до неузнаваемости. Сейчас изменения происходят настолько быстро, что многие из бизнес-аналитиков признают, что стратегическое планирование теряет всякий смысл и становится, напротив, препятствием к развитию. Мы должны не зацикливаться на достижении каких-то долгосрочных целей, а иметь возможность быстро реагировать на текущие изменения. 

– Какие технологии в железнодорожной отрасли должны развиваться в первую очередь? 
– Цифровые, безусловно. Когда мы запускали «Сапсан», комплекс программных и аппаратных решений по контролю за состоянием подвижного состава, внедрённый Siemens на этом поезде, поражал воображение железнодорожников во всём мире. Сейчас подобную программу запускают наши российские производители для грузового тягового состава, и оператор сидит не в Берлине, а в Москве, и это уже не кажется чем-то удивительным. Промышленная революция 4.0 даёт нам возможность существенно повысить эффективность и резко снизить затраты. Сейчас мы видим, что внедрение современных цифровых технологий и бережливого производства дало нам возможность сократить расходы на определённые операции в разы. 
Развитие цифровых технологий в управлении движением, в обслуживании инфраструктуры и подвижного состава – наше будущее. Это даёт возможность кардинально изменить представления о железнодорожном транспорте и об управлении транспортными процессами вообще. Наши учёные работают над этим. У нас сильная команда в этой области. Исследовательские компетенции и технологические заделы института применяются сегодня в реализации практических пилотных проектов по созданию цифровых платформ с применением сквозных цифровых технологий, в первую очередь больших данных, блокчейна, искусственного интеллекта и машинного обучения. 

– С точки зрения бизнеса железным дорогам есть куда стремиться? 
– Обеспечение высокой производительности железнодорожного транспорта должно базироваться на высокой надёжности и готовности технических средств, реализации целевых проектов развития пропускной способности, мониторинга состояния технических средств в режиме реального времени и эффективного технического обслуживания. Развитие транспорта подразумевает устранение границ между перевозчиками, участвующими в реализации мультимодальных перевозок. Речь идёт о парадигме «бесшовного» транспорта, реализация которой требует комплексных технико-технологических, экономических, правовых и организационных решений. В рамках развития транспорта должна быть обеспечена координация всех видов транспорта в единую транспортно-логистическую сеть. 
Ключевой задачей является обеспечение высокой конкурентоспособности железнодорожной отрасли, для чего необходимы инновационные разработки не только в области техники и технологии, но и экономики железнодорожного транспорта. 
Железнодорожный транспорт может поддерживать конкурентоспособность, только будучи привлекательным для клиентов. А это может быть достигнуто на базе дружественных информационных систем. При этом успех отрасли может быть основан только на оказании услуг высокого качества по привлекательным ценам. 

– Повышение скоростей, увеличение нагрузки на ось в грузовом сообщении, повышенные требования к надёжности ставят перед отраслью серьёзные технологические проблемы. Что учёные могут предложить дороге? 
– Надёжность всех элементов системы железнодорожного транспорта требует постоянного улучшения. За последние 3–4 года мы испытываем уже четвёртый тип рельсов с повышенной износостойкостью. Если раньше нормальным считался гарантийный срок жизни рельса 750 млн ткм брутто, то сейчас мы обкатываем рельсы с гарантийным сроком в 1,5 млрд ткм брутто. Настолько серьёзное повышение надёжности рельса позволяет совершенно иначе подойти к обслуживанию инфраструктуры. 
То же самое касается и систем энергоснабжения, и локомотивов, которые сейчас отвечают гораздо более высоким коэффициентам наработки на отказ. Более того, новые локомотивы готовы брать новые весовые нормы, что позволяет повысить пропускную способность без расширения инфраструктуры.Сейчас мы испытываем на Свердловской дороге тележки с нагрузкой 27 тонн на ось. В том числе исследуется и её взаимодействие с верхним строением пути. Задача внедрения такой технологии – повышение провозной способности. На Восточном полигоне необходимость внедрения таких технологий стоит довольно остро. 

– Холдинг «РЖД» готов к изменениям на рынке? Необходимо ли продолжать реформирование железнодорожной отрасли или нынешняя конструкция кажется вам сбалансированной? 
– Комплексное решение поставленных перед холдингом «РЖД» задач – повышение эффективности использования ресурсов, рост производительности труда, цифровизация производства – требует применения современных принципов управления качеством и издержками на основе повсеместного внедрения инструментов процессного подхода и бережливого производства. Именно процессы создают ценность для потребителя, и в них следует искать потери. Средоточие большинства проблем – это стыки (границы) процессов. Как показывает анализ, основные потери в управлении движением возникают в ожидании выполнения различных технологических операций, а значит, из-за отсутствия синхронной, согласованной работы различных служб и дирекций. Процессный подход позволяет решать такие проблемы и максимально естественным образом управлять сложными системами. 
Для получения мощного синергетического эффекта необходимо соединить две управленческие концепции (процессный подход и бережливое производство) и на их базе создать производственную систему нового типа – бережливую транспортную систему. В основе всех эффективных производственных систем в первую очередь лежат поддержание и развитие культуры производства и управления и только потом – каноны операционной эффективности. Улучшения, предусмотренные концепцией бережливой транспортной системы, позволят компании повысить возможности по удовлетворению спроса на перевозки при существенном снижении потерь. 
Лев Кадик

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ