Транспортные строители Поднебесной готовы к прорыву на новые рынки
Китайские компании всё активнее предлагают железнодорожным администрациям СНГ партнёрство по строительству и модернизации путей.
Западный вектор
Пока на пространстве колеи 1520 мм у Китая есть один инфраструктурный проект – электрификация одного участка Белорусской железной дороги (БЖД).
Его генеральным подрядчиком выступила китайская электротехническая компания CUEC. Реализация инвестиционного проекта «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи» проводится с привлечением кредитных ресурсов Эксимбанка КНР и собственных средств БЖД. Уже установлены опоры контактной сети на участке Осиповичи – Бобруйск. Завершено строительство двух воздушных линий
110 кВ протяжённостью 5,5 км для питания тяговой подстанции Жлобин – Тяговая. В декабре 2012 года планируется завершить электрификацию участка Осиповичи – Жлобин (107 км пути).
Ведутся проектно-изыскательские работы по электрификации участка Жлобин – Гомель протяжённостью 86 км. Согласно планам все работы здесь должны быть завершены в течение 2013 года. Электрификация участка до Калинковичей будет завершена до конца 2014 года.
Заместитель генерального директора начальника Белорусской железной дороги Владимир Балахонов отметил, что важным направлением сотрудничества с Китаем является работа по развитию 9-го Общеевропейского транспортного коридора (проект «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи»).
«Данные проекты находятся в стадии завершения, – подчеркнул он. – Мы получили средства для вывода наших дорог на более высокий технологический уровень. Надеемся, что подобное партнёрство будет продолжено».
Не договорились
Самые заинтересованные администрации в привлечении китайских специалистов для развития инфраструктуры – в Киргизии и Узбекистане. Правда, стороны никак не могут сойтись в том, кто и как будет участвовать в различных проектах.
Ясно только одно – финансировать будущую магистраль, которая соединит Китай с Киргизией и Узбекистаном, будут банки Поднебесной.
На переговорах Китая с Киргизией была предложена схема финансирования новой магистрали – «ресурсы взамен инвестиций». Она предполагала выделение средств со стороны китайских банков на проект, но при условии доступа к различным месторождениям природных ископаемых в Киргизии. Власти последней сначала согласились с таким вариантом, но недавно отвергли его, посчитав схему слишком затратной. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев неоднократно заявлял, что против подобной идеи.
А узбекская сторона вообще отказывается обсуждать вопрос о новых железнодорожных маршрутах, ссылаясь на его инвестиционнную, технологическую и политическую незавершённость.
Ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ Юрий Голубчиков отметил, что сооружение ещё одного совмещённого железнодорожно-автомобильного перехода из Китая через Киргизию в Узбекистан обсуждается с середины 90-х годов. Проект получил название Транскиргизского мультимодального коридора (ТКМК). Поначалу всё в нём было просто. Китай брал на себя расходы на строительство и получал транзитные маршруты через Киргизию, а Киргизия – доходы от транзита. Затем у Киргизии возрос и без того значительный долг Китаю. В счёт списания долга и киргизской доли в строительство дороги Китай предложил отдать ему в разработку месторождения золота Тереккан и Перевальное, алюминиевое месторождение Сандык и месторождение железной руды Жетим.
«Даже на первый взгляд цена месторождений намного превышает размер киргизского долга Китаю, – подчеркнул Юрий Голубчиков. – С другой стороны, даже в советское время разработка этих месторождений не считалась рентабельной. Предложение вызвало споры в Киргизии. Сомнения стал вызывать и сам проект ТКМК. В проекте ТКМК Киргизии приходится переключаться на других по культуре и менталитету бизнес-партнёров, на другой язык внешнеторговых контрактов и операций. Языком взаимодействия будет либо китайский, либо узбекский, но не русский и не киргизский. Соответственно, срочно нужно начать подготовку кадров – железнодорожников, таможенников, пограничников с базовым знанием китайского языка. С точки зрения государств Центральной Азии приток финансовых ресурсов из Китая способствует развитию инфраструктуры, но создаёт и опасения. Крупные финансовые вливания снижают стимулы к модернизации и диверсификации промышленности, ослабляют политическую независимость. На данный момент инвесторы Китая и Запада настаивают на строительстве узкоколейных железных дорог.