Подписка 1520 - PDF

Нарастающее торможение

Вторник, 07.06.2011 в 00:00
Для оживления реального сектора решено провести «перезагрузку»
Нарастающее торможение
Украинские власти предпринимают всё новые попытки вывести реальный сектор экономики из посткризисного состояния. Однако назвать их успешными сложно. Об этом свидетельствует динамика изменения как КАРГО-индекса, так и индекса выпуска в базовых отраслях экономики Нацбанка.

Темпы роста абсолютного значения КАРГО-индекса ускоряются второй месяц подряд – по итогам апреля показатель составил 117,6% против 114,5% в марте. Впрочем, до уровня четвёртого месяца 2008 года, когда абсолютное значение транспортного индикатора составляло 159,1%, нынешний показатель явно недотягивает. Однако важно отметить, что в 2009 и 2010 годах его значение было намного ниже (99,9% и 105,2% соответственно). 

Между тем динамика изменения КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (без учёта сезонного и календарного фактора) выглядит ещё менее оптимистично. Темпы роста этого показателя продолжают снижаться третий месяц подряд. По итогам апреля рост составил 7,3%, хотя ещё месяцем ранее отмечалось увеличение на 9,9%, в феврале – на 13%, а в январе – на 15,8%. Отчасти замедление обусловлено тем, что в начале минувшего года в реальном секторе украинской экономики уже наметились значительные тенденции к восстановлению, и сравнение сегодня идёт с растущей базой. 

На аналогичную динамику указывает и Нацбанк Украины, который вычисляет близкий по своей природе транспортному показателю индекс выпуска в базовых отраслях экономики. Его темпы роста снижаются второй месяц подряд (индикатор Нацбанка начал фиксировать торможение в феврале, а КАРГО-индекс – в январе). В апреле индекс выпуска увеличился по отношению к аналогичному периоду на 6,7%, тогда как в марте был зафиксирован рост на 8,5%, а в феврале – на 10,5%. В пояснительной записке Нацбанка говорится, что в апреле наблюдалось увеличение как потребительского, так и инвестиционного внутреннего спроса, что положительно сказалось на динамике розничной торговли и строительства. Но улучшение ситуации в этих сегментах было нивелировано ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры – снижением мирового спроса на рынках, на которые ориентированы украинские экспортёры.

При этом объёмы погрузки основных товаров, которые Украина поставляет за границу, в апреле 2011 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года не демонстрировали снижения. В том числе показатель по каменному углю возрос на 7,2%, по чёрным металлам – на 3,8%, а по железной руде остался примерно на том же уровне, что и в апреле 2010 года. 

Впрочем, наибольший прирост погрузки всё же демонстрируют не экспортоориентированные, а строительные грузы (+21,6%). Такой рост во многом связан с увеличением государственного финансирования объектов, сооружаемых к Евро-2012 (по данным Нацбанка, за первый квартал 2011 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рост в 2,4 раза в номинальном выражении). Но этих инвестиций явно недостаточно для выхода строительной индустрии из кризиса. Причём «тормозит» восстановление жилищное строительство. Таким образом, очевидно, что изменения в регулировании индустрии (сокращение числа разрешительных процедур, введение «единого окна» и принципа «молчаливого согласия»), которые были одобрены властями в феврале, пока не оказывают значимого влияния на ситуацию в отрасли. 

Снижение погрузки в апреле было зафиксировано лишь по двум грузам. В том числе на 30% сократился показатель по зерну. Однако в дальнейшем в этом сегменте можно ожидать определённых перемен. Как заявил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, кабинет министров Украины принял решение об отмене введённых в октябре минувшего года квот на экспорт зерна. Однако соответствующее постановление правительства пока не опубликовано, а потому не ясно, когда именно ограничения будут сняты (ранее предполагалось, что квоты будут действовать до 1 июля 2011 года). В то же время сельхозпроизводители не в восторге от решения властей, так как на смену квотам до 1 января 2012 года придут экспортные пошлины (9% по пшенице, 12% по кукурузе и 14% по ячменю), введение которых уже одобрила Верховная рада. 

Помимо снижения погрузки зерна, в апреле зафиксировано уменьшение показателя по нефтяным грузам (–10%). По данным Министерства энергетики Украины, только в апреле по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объёмы переработки нефтяного сырья внутри страны уменьшились на 53,2% (в целом за четыре месяца снижение на 28,9%). Это связано с большими объёмами поставок белорусского топлива. 

Что касается структуры КАРГО-индекса, то на фоне существенного роста погрузки увеличение доли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года демонстрируют только строительные грузы (+3,45 п.п., до 29,34%). При этом под «давлением» лидера снизились доли даже у тех составляющих индикатора, погрузка которых росла или осталась неизменной: чёрных металлов (–0,7 п.п., до 20,99%), руды (–0,57 п.п., до 7,88%) и каменного угля (–0,03 п.п., до 35,79%). Из-за снижения погрузки уменьшилась роль нефтяных грузов (–0,59 п.п., до 3,07%) и зерна (–1,57 п.п., до 2,93%). 

Между тем оптимизм украинских властей по поводу состояния экономики тает буквально на глазах. Вслед за «переносом» сроков выхода из кризиса, озвученным премьер-министром Николаем Азаровым, руководитель группы советников главы Нацбанка Валерий Литвицкий сообщил, что «риск ослабления роста стал обостряться». В связи с этим всё чаще говорится о «перезагрузке факторов роста», что означает переориентацию с экспорта на внутреннее потребление. Президент Виктор Янукович заявил, что благодаря перевыполнению доходной части госбюджета во втором полугодии 2011 года необходимо пересмотреть уровень зарплат и пенсий. Однако при этом есть риск разогнать инфляцию, которая в январе – апреле уже составила 4,7%.
 
В досье
В расчётную базу КАРГО-индекса, характеризующего состояние экономики Украины через показатели железнодорожного транспорта, входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности (согласно кодам принятого в стране классификатора КВЭД). Размерность КАРГО-индекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его данные сопоставимы со значениями за аналогичный период предыдущего года индекса выпуска в базовых отраслях экономики, рассчитываемого ежемесячно Национальным банком Украины. Анализ структуры КАРГО-индекса даёт возможность отслеживать изменения роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика расчёта индикатора представлена на сайте: www.cargoindex.ru.
Автор: Юлия Громадская

Новости

13 ч
13 ч
13 ч
14 ч
15 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «КАРГО-индекс»