Подписка 1520 - PDF

Сомнительные гарантии

Четверг, 27.01.2011 в 00:00
Таможня убивает транзит на железной дороге
Сомнительные гарантии
Государственная таможенная служба Украины планирует существенно расширить список товаров, при транспортировке которых требуется предоставление финансовых гарантий таможне грузоотправителями. Эта мера вызывает неприятие как у железнодорожников, так и у экспедиторов, которые опасаются, что дополнительное «закручивание гаек» приведёт к тому, что транзит уйдёт с железной дороги.

Порядок предоставления таможенным органам финансовых гарантий действует на Украине с 1996 года. В настоящее время он распространяется на все подакцизные грузы и на 84 позиции неподакцизных грузов. Эта мера призвана обеспечить поступление в бюджет страны таможенных пошлин, если по какой-то причине товар не пройдёт таможенное оформление.

Как объяснила «Гудку-1520» начальник пресс-службы Гостаможслужбы Украины Светлана Судак, в соответствии с действующим законодательством таможенная служба вправе сама определять перечень товаров, транзит которых осуществляется при условии предоставления финансовой гарантии. Основными критериями для таможни является их принадлежность к «группе риска», отметила Светлана Судак. В эту группу таможенники относят в первую очередь дорогостоящие товары.

При этом Гостаможслужба не собирается останавливаться на достигнутом и хочет расширить более чем на 50 позиций список товаров, при транзитной перевозке которых требуются финансовые гарантии. Как рассказала «Гудку-1520» Светлана Судак, ведомством разработан соответствующий законопроект, который проходит согласования в органах исполнительной власти. В «Укрзализныце» уже подсчитали, что это приведёт к потере 8 млн тонн транзитных грузов в год, а годовые убытки составят $160 млн. «При таких условиях львиная доля транзитных грузов направляется грузовладельцами в обход Украины, главным образом через порты Российской Федерации и территорию Республики Беларусь», – говорится в официальном сообщении железнодорожной администрации.

«Распространение системы финансовых гарантий на очень широкую номенклатуру грузов совершенно неоправданно. Например, зачем в этом списке находятся «изделия на подошве из резины»? Неужели галоши могут быть объектом контрабанды?» – недоумевает руководитель «Ассоциации операторов железнодорожного транспорта Украины» Галина Полищук. «Бездумное расширение номенклатуры гарантийных грузов негативно сказывается на всей цепочке – от производителя до покупателя», – добавила она.

И руководство «Укрзализныци», и участники рынка считают, что оптимальным решением было бы предоставить железной дороге статус таможенного перевозчика. «Таможенный перевозчик своим имуществом и страхованием рисков должен гарантировать уплату всех пошлин государству, если оно по каким-то причинам их не получит», – заявил «Гудку-1520» заместитель начальника Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Андрей Мирош­ников.
«Этот вид деятельности больше не лицензируется, но порядок получения статуса таможенного перевозчика не прописан так же, как и не обозначена про­цедура оказания подобных услуг», – добавил он.

По словам Светланы Судак, виной всему законодательные проволочки. Она отметила, что соответствующий законопроект «О предоставлении гарантий таможенным органам» с 2005 года находится на рассмотрении в Верховном совете Украины.

Но некоторые эксперты считают, что придание статуса таможенного перевозчика «Укрзализныце» попросту не выгодно. «На Украине существует монополия на финансовые гарантии, которую установила таможня. В законодательстве прописано, что очень небольшое число предпринимателей может быть допущено к этой деятельности. И очень чётко видно, что эти структуры через различные родственные связи принадлежат ряду руководящих лиц. Вероятно, есть определённое лобби, которое пытается сохранить эту систему», – отмечает генеральный директор «Ассоциации международных экспедиторов Украины» (АМЭУ) Юрий Приходько.

Он рассказал, что АМЭУ направило письмо в Гостаможслужбу, в котором приводится статистика, свидетельствующая о том, что из-за системы финансовых гарантий транзитные перевозки подакцизных грузов на железных дорогах Украины падают. «Из Гостаможслужбы пришёл ответ, в котором указывается, что грузооборот всего транспорта вырос, а погрузка на железной дороге увеличилась на 11%. Это похоже на издевательство», – рассказывает Юрий Приходько.
При этом, по его словам, таможенники не предоставляют никакой статистики, которая бы свидетельствовала о том, что подакцизные грузы пропадают при перевозке. «Такой статистики просто нет. Но зачем тогда ужесточать санкции?» – отмечает руководитель АМЭУ.

По его мнению, «Укрзализныце» следует сильнее лоббировать свои интересы в правительстве для получения статуса, который позволит гарантировать доставку товаров, не прибегая к услугам коммерческих фирм.


Автор: Денис Виксне

Новости

9 ч
9 ч
9 ч
10 ч
10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»