Подписка 1520 - PDF

Таможенный союз закрутит гайки на рельсах

Вторник, 01.06.2010 в 00:00
Новое российское таможенное законодательство сулит железнодорожникам серьёзные
трудности
Таможенный союз закрутит гайки на рельсах
Федеральная таможенная служба подготовила новый закон, который, по мнению ОАО «РЖД», существенно осложнит жизнь как железнодорожникам, так и импортёрам.

Эксперты считают, что этот закон ударит по самим же таможенникам: благодаря Таможенному союзу у экспортёров появится возможность не связываться с российскими  фискальными органами.

Уже  1 июля 2010 года вступают в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) и целый ряд дополняющих его нормативных документов, составляющих таможенное законодательство государств – членов Таможенного союза – России, Белоруссии и Казахстана.

ТК ТС содержит значительное количество отсылочных норм, в том числе к внутреннему законодательству государств – членов Таможенного союза. В России нормативные акты, регламентирующие таможенное законодательство, могут вскоре серьёзно измениться: на смену Таможенному кодексу Российской Федерации разработан и проходит межведомственное согласование проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Проект). Содержание Проекта вызывает серьёзную озабоченность у специалистов  ОАО «РЖД».

«Этот документ разрабатывался Федеральной таможенной службой (ФТС) без учёта мнений перевозчика и участников внешней экономической деятельности. Для нас как для перевозчика наиболее проблемным положением нового законопроекта является порядок завершения доставки импортных грузов под таможенным контролем», – заявил «Гудку» начальник отдела организации и функционирования складов временного  хранения  и железнодорожных пограничных переходов Центра по таможенной деятельности ОАО «РЖД» Руслан Розанов. «Согласно действующему Таможенному кодексу Российской Федерации таможенные органы по обращению перевозчика открывают зоны таможенного контроля в местах прибытия груза (на путях отстоя вагонов). Однако в Проекте эта мера не предусмотрена», – утверждает Руслан Розанов. «Согласно положениям Проекта перевозчик, доставив груз в пункт назначения, обязан разместить его в зоне таможенного контроля, после чего передать сопроводительные документы в таможенный орган. Однако таможенный орган назначения может не открывать в пункте назначения зону таможенного контроля и по формальному признаку имеет право не принимать у перевозчика перевозочные документы, поскольку груз не размещён в зоне таможенного контроля. А это, в свою очередь, влечёт за собой административную ответственность перевозчика», – объясняет Руслан Розанов. «Но даже  если зона таможенного контроля была открыта, то Проект предъявляет новые требования к перевозчику: после завершения доставки под таможенным контролем груз должен в течение 12 часов быть размещён на складе временного хранения или на складе грузополучателя. Только после этого с перевозчика будет сниматься ответственность перед таможенными органами». Далеко не у каждого грузополучателя есть склад с правом хранения грузов под таможенным контролем, а размещение груза на складе временного хранения подразумевает оплату, которую грузо­отправитель может попытаться возложить на перевозчика через суд.

Чтобы избежать проблем, связанных с таможенным оформлением на условиях, регламентированных Проектом, грузоотправители могут воспользоваться преимуществами Таможенного союза, уверен Руслан Розанов. «После вступления в силу ТК ТС в течение полугодового переходного периода будет сохранён порядок, при котором таможенные пошлины и платежи будут уплачиваться в том государстве, куда следует груз. Однако после этого вступают в силу положения ТК ТС, согласно которым владелец груза может провести таможенную очистку груза в любом месте по маршруту следования указанного товара на территории Таможенного союза», – отмечает Руслан Розанов. «Учитывая, что таможенные пошлины останутся на прежнем уровне, но контроль будет менее жёстким, грузоотправители могут проводить таможенную очистку на территории других государств, входящих в Таможенный союз: для грузов, следующих из Европы, – в Бресте, а для грузов, следующих из Китая, – на казахстанской станции Достык». Это, в свою очередь, может существенно отразиться на объёмах собираемых таможенных пошлин.
Руслан Розанов рассказал, что ОАО «РЖД» во взаимодействии с Министерством транспорта и Министерством экономического развития принимает меры к тому, чтобы донести свою позицию по поводу Проекта до его разработчиков. Это крайне важно также и потому, что при разработке документов Таможенного союза специалисты Мин­транса России и ОАО «РЖД» в состав экспертной группы комиссии Таможенного союза не были включены и не смогли решить все проблемы, стоящие перед железнодорожной отраслью в рамках указанных документов Таможенного союза. Таким образом, неурегулированные вопросы будут регламентироваться внутренним законодательством – Таможенным кодексом Российской Федерации или в перспективе – федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В ФТС считают опасения РЖД необоснованными. «Согласно новому законопроекту хранение товаров осуществляется на складах временного хранения и иных местах, установленных статьёй ФЗ. Такими местами являются в том числе железнодорожные пути, расположение которых согласовано с таможенными органами», – заявила «Гудку» начальник отдела организации таможенного оформления и таможенного контроля в пунктах пропуска ФТС Лариса Коршунова. Она отметила, что у ФТС будет возможность устанавливать требования к обустройству «иных мест временного хранения», включая железнодорожные пути, чтобы обеспечить возможность эффективного таможенного контроля.
Реплика
В России нормативные акты, регламентирующие таможенное законодательство, могут вскоре серьёзно измениться: на смену Таможенному кодексу Российской Федерации разработан и проходит межведомственное согласование проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Автор: Денис Виксне

ТЭГИ: ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ | ВВЕДЕНИЕ | ТК ТС

Новости

1 ч
7 ч
8 ч
9 ч
10 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»