Подписка 1520 - PDF

Вагоны ждут пропуска

Суббота, 20.02.2021 в 22:55
Операторы РФ добиваются снятия ограничений на ввоз порожних вагонов в Казахстан
Операторы РФ добиваются снятия ограничений на ввоз порожних вагонов в Казахстан | Парк | Проблема
Как стало известно «Гудку», в ОАО «РЖД» подготовили ответ на обращение Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), в котором операторы призывали совместно выступить на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) за отмену запрета на въезд порожних составов в Казахстан. Движение порожняка по этому направлению ограничено с 15 декабря.

По просьбе «Казахстан темир жолы» (КТЖ) Дирекция Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества на неопределенное время запретила въезд в Казахстан собственных и арендованных порожних крытых вагонов, полувагонов и зерновозов. В КТЖ мотивировали решение скоплением порожняка на территории страны.

В конце января исполнительный директор СОЖТа Алексей Дружинин обратился в ОАО «РЖД» с просьбой совместно выступить за отмену запрета, в том числе на площадке ЕЭК. В письме, адресованном заместителю генерального директора ОАО «РЖД» – начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Алексею Шило, было указано на прямые финансовые потери, которые в этой ситуации возникают у российских операторов. Из-за запрета Казахстана им приходится менять технологию перевозки, перераспределять парк вагонов, направлять их транзитом. «Это увеличивает долю порожних рейсов, приводит к непроизводительному простою подвижного состава и иным негативным экономическим и технологическим последствиям», – уточняется в письме.

Пресс-секретарь ПАО «Первая грузовая компания» Ольга Семенова отметила, что после введения конвенционного запрета ПГК была вынуждена вывести с территории Узбекистана и Туркмении в Россию порядка 200 порожних вагонов, еще 80 вагонов сейчас выгружаются на станциях, их также вернут в Россию. «Помимо этого 70 вагонов ПГК следуют в груженом состоянии на станции выгрузки указанных зарубежных государств. Соответственно, их тоже придется выводить на территорию России», – добавляет она.

Затраты из-за таких действий, по словам Ольги Семеновой, составят свыше 35 млн руб. А если учитывать упущенную выгоду, сумма будет значительно выше: только в январе 2021 года ПГК потеряла 250 вагоноотправок на направлении Казахстан – Средняя Азия, в феврале 2021 года – порядка 200 вагоноотправок, заявляет Ольга Семенова.

В целом, по оценкам СОЖТа, только за один месяц действия запрета операторы, состоящие в объединении, потеряли более 108 млн руб. Помимо прямых потерь возникают репутационные риски, связанные с отказом грузоотправителей и грузополучателей от услуг российских операторских компаний, уточняют в СОЖТе.

Запрет Казахстана ударил и по операторам инновационного подвижного состава. Как рассказал генеральный директор АО «НТК» Денис Илатовский, в их отношении действуют двойные ограничительные меры: к ограничению на въезд порожних полувагонов, введенному 15 декабря, добавился запрет на курсирование инновационных полувагонов (запрет погрузки до полной грузоподъемности). «При действующих ограничениях АО «НК «КТЖ» в 2021 году компания прогнозирует ухудшение ситуации: показатели оборота подвижного состава увеличатся, а эксплуатационные показатели снизятся. В результате ограничения в отгрузке инновационных вагонов при перевозках по территории Казахстана могут негативно сказаться на всех участниках рынка», – считает он.

По словам председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Андрея Соболева, от решения Казахстана пострадала не только российская сторона, но и грузоотправители из Узбекистана и Таджикистана.
«В Казахстане установлен очень высокий транзитный тариф за порожний пробег, поэтому обычно российские операторы ищут загрузку в Казахстане, чтобы его не оплачивать. В сложившейся сегодня ситуации это не представляется возможным. Это ущемляет узбекских и таджикских грузоотправителей, поскольку российские операторы туда не едут», – пояснил Андрей Соболев.

В СОЖТе обратили внимание, что Казахстан уже не первый раз вводит запрет на въезд порожнего подвижного состава. В прошлом году такие ограничения вводились дважды: в январе на перевозки всех собственных и арендованных порожних полувагонов, крытых вагонов и платформ, зерновозов, а в июне на перевозку порожних полувагонов. Оба раза запрет вводился бессрочно, но спустя несколько месяцев его отменяли.

Алексей Дружинин отмечает, что в этот раз формально запрет распространяется на порожний подвижной состав всех железнодорожных администраций, но местные операторы Казахстана его успешно обходят. Дело в том, что, оказываясь на территории России, вагоны из Казахстана начинают считаться инвентарными (относящимися к подвижному парку страны), а не собственными (принадлежащими конкретному оператору). Следовательно, возвращаясь обратно, они не подпадают под запрет.
«Такие запрещения создают дискриминационные условия в отношении российских компаний при осуществлении перевозок в/из Республики Казахстан, а решения АО «НК «КТЖ» противоречат принципам равного доступа на рынке оказания услуг стран, входящих в Евразийский экономический союз», – считает Алексей Дружинин.

СОЖТ уже обратился в Евразийскую экономическую комиссию по поводу недопустимости действий казахстанской стороны. Сейчас вопрос находится на рассмотрении. В объединении рассчитывали на поддержку ОАО «РЖД».

В феврале 2020 года генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров уже обращался к председателю правления «Казахстан темир жолы» Сауату Мынбаеву по поводу действовавшего запрета. Тогда он призвал полностью отменить введенное ограничение на курсирование вагонов.

Однако в этот раз в ОАО «РЖД», похоже, не видят нарушений со стороны Казахстана. В компании, рассмотрев обращение СОЖТа, посчитали, что введение конвенционных запрещений по причинам технического и технологического характера не противоречит документам Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Кроме того, именно Дирекция совета реализует это право и обеспечивает мониторинг функционирования этого механизма. Поэтому в компании считают преждевременным вмешиваться в ситуацию.

По мнению операторов, запрет Казахстана будет действовать еще несколько месяцев, что повлечет за собой многомиллионные убытки.
Парк | Проблема

Автор: Мария Абдримова

Новости

4 ч
17 ч
17 ч
17 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Парк»

Понедельник, 05.04.2021 20:05
Понедельник, 22.03.2021 19:54
Понедельник, 22.03.2021 19:26
Суббота, 23.01.2021 06:04