Подписка 1520 - PDF

Магистрали сменят управляющего

Вторник, 09.06.2020 в 01:51
Латвийскую железную дорогу ждет новый акционер
Латвийскую железную дорогу ждет новый акционер | Реформа | Проект
Межведомственный координационный центр Латвии разработал план управления государственными предприятиями, среди которых Latvijas Dzelzcels (Латвийская железная дорога, LDz). Согласно документу, доли капитала в компании, находящейся сейчас под управлением Министерства транспорта, планируется передать новому ведомству, которое будет выполнять функции акционера.

На данный момент все государственные компании страны находятся под управлением отраслевых министерств, а обязанности собственников предприятий выполняют в основном госсекретари. В документе отмечается: чтобы уменьшить это влияние, необходимо централизовать управление такими компаниями.

В проекте реформы представлены девять государственных компаний, среди которых помимо LDz указаны Latvenergo (Государственная энергетическая компания Латвии), а также Latvijas valsts mezi («Латвийские государственные леса»). В плане предусматривается передача доли капитала этих компаний в адрес нового ведомства, которое вместо отраслевых министерств будет выдвигать советы компаний и устанавливать финансовые цели. В новом предприятии, создание которого еще не утверждено, держателем капитала станет Межведомственный координационный центр. Он напрямую подчиняется премьер-министру страны.

По словам премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша, инициативу Межведомственного координационного центра необходимо поддержать, чтобы деполитизировать управление такими компаниями.
«Межведомственный центр предлагает одну модель, где мы можем считать такие предприятия государственными активами, и нам, как обществу, надо понять, как получить от них больше всего пользы», – считает политик.

В целом отраслевые министерства саму идею реформирования и передачи управления компаний в другие руки поддерживают, однако сомневаются в некоторых деталях. Например, Министерство транспорта пока не понимает, какая часть управления LDz останется в его прерогативе. Так, пока неизвестно, будет ли заниматься отчуждением земель для нужд железной дороги Минтранс или же новый держатель капитала компании.

Руководитель юридического департамента Министерства финансов Латвии Артис Лапиньш утверждает, что проблема также кроется в размере суммы на реализацию реформы. Авторы проекта пока не отмечают, сколько она будет стоить.
«Надо ли начинать эксперименты со стратегически важных предприятий? Конечно, есть аргументы за и против, с каких обществ капитала начать. При этом риски с крупными обществами капитала определенно больше», – считает Артис Лапиньш.

Представители LDz инициативу Межведомственного центра не прокомментировали.

По мнению руководителя Балтийского института корпоративного управления Латвии Андриса Графса, неясным сейчас остается и разделение обязанностей между отраслевыми министерствами и новым акционером государственных предприятий.
«Это важно уточнить – и для того, чтобы все стороны знали, что должны делать, и чтобы предприятия не подвергались политическому влиянию. Если все эти элементы не будут определены в нормативных актах, законе об управлении долями капитала, мы не можем ожидать, что произойдет чудо и политическая власть не воспользуется возможностью «помочь» централизованному управляющему лучше понять, какие решения стоило бы принять», – считает эксперт.

Авторы проекта отмечают, что сейчас только получают и собирают возражения от министерств и участников отраслей, которых реформа в перспективе затронет. Руководитель Межведомственного координационного центра Петерис Вилкс отметил, что пока неизвестно, когда проект попадет на стол членов правительства страны, но в ведомстве получают много негативной реакции от участников экономического рынка против изменений действующей в стране системы.
«Это мы понимаем, потому что несколько лет назад, когда уже пытались изменить и даже предприняли существенные шаги в сфере управления обществами капитала, было очень много возражений, очень долгих политических дискуссий», – отмечает Вилкс.
Реформа | Проект

Автор: Надежда Проскура

Новости

8 ч
17 ч
17 ч
17 ч
17 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»

Понедельник, 10.08.2020 20:48
Понедельник, 10.08.2020 20:47
Понедельник, 10.08.2020 20:45