Подписка 1520 - PDF

Дорога грузы не отдаст

Понедельник, 25.05.2020 в 21:00
Во время вирусной пандемии из-за закрытия границ с соседними странами поставки продукции на авто запрещены. На помощь промышленникам приходит железная дорога, взявшая большую часть объёмов на себя. Тем не менее, чтобы новые объёмы удержать, компании вводят дополнительные услуги.
Во время вирусной пандемии из-за закрытия границ с соседними странами поставки продукции на авто запрещены. На помощь промышленникам приходит железная дорога, взявшая большую часть объёмов на себя. Тем не менее, чтобы новые объёмы удержать, компании вводят дополнительные услуги. | Спорная территория
Перспектива

Урмас Петерсон,
руководитель Департамента мультимодального транспорта Operail (Эстония):

– Во время пандемии коронавируса мы видим больше запросов на отправки грузов железнодорожным транспортом в связи с тем, что автомобильные и морские были не такими комфортными, как обычно. Но стоит отметить, что прирост был незначительным, поскольку железнодорожные перевозки связаны с рядом технических и административных вопросов, что требует времени. Быстрая переориентация между видами транспорта возможна в областях, где оба маршрута (например, железнодорожный и автомобильный) уже существуют рядом и имеется достаточная избыточная пропускная способность для таких изменений – конкретный парк вагонов.
Вирусная пандемия вызвала и другие последствия, которые влияют на различные виды транспорта. Поскольку объемы грузов в целом уменьшаются, конкуренция в транспортном секторе усилилась. Также в Эстонии значительно снизились налоги на топливо. Это значительно снизило цены на автомобильные фуры.
В последние два года на железную дорогу перешли контейнерные грузы, а Operail начала предлагать внутренние мультимодальные транспортные услуги. Железнодорожные перевозки по-прежнему актуальны в таких направлениях, как тяжелые грузы и транспортировка больших объемов продукции. Новые направления, например перевозка контейнеров, помогают расширить ассортимент перевозимых товарных групп таким образом, чтобы по железной дороге перевозились также менее тяжелые грузы, небольшие партии, более чувствительные ко времени и более дорогие товары.
Operail расширяет спектр предоставляемых услуг, например предлагает сервис погрузки и «последней мили», если это необходимо. Скидки предоставляются грузоотправителям внутри этого сервиса в зависимости от эффективности маршрута. Большие объемы означают более эффективные перевозки, а соответственно, и лучшие тарифы – здесь нет существенных изменений. Тем не менее мы сократили время обработки заявки отправителя.
Вирусная пандемия вызвала повышенный интерес к железнодорожным перевозкам, но видимое количество реализованных проектов пока не является существенным. Тем не менее я считаю, что все эти проекты имеют долгосрочную перспективу и продолжатся после пандемии.


Экспорт

Серик Баймагамбетов,
руководитель Департамента тарифной политики АО «Грузовые перевозки» (дочернее предприятие АО «Казахстан темир жолы», КТЖ):

– В период пандемии коронавируса компания наблюдает увеличение экспорта некоторых номенклатур. Конкретного анализа по видам груза в компании пока не проводилось в текущем году, но в целом наблюдаем большой приток строительных и промышленных грузов. Например, заготовки для металлургии, станки, детали и запчасти. Это связано с тем, что даже в период карантина, который с марта действует в Казахстане, многие заводы продолжали работать.
Дело в том, что сейчас автомобильный транспорт менее задействован, чем до пандемии, а ранее он забирал у железной дороги некоторые виды грузов. Сейчас они вернулись на дорогу. За последние несколько месяцев наблюдаем увеличение объема грузовых перевозок за счет привлеченных с авто номенклатур примерно на 6% по сравнению с прошлым годом. Многие промышленные предприятия, наблюдая за организацией грузового сообщения и видя, что железная дорога продолжает функционировать, выбирают преимущественно ее для отправки продукции.
В основном сейчас за введение каких-либо дополнительных услуг, скидок, а также понижающих коэффициентов за перевозку отвечает другое дочернее предприятие КТЖ – «КТЖ Экспресс». Думаю, что все же приток дополнительных грузов связан также с упрощенным документооборотом и таможенным оформлением, которые действуют для всех филиалов КТЖ. Одним из способов удержания грузоотправителей на железной дороге может стать электронная передача данных. До сих пор не все автомобильные предприятия в полной мере ею пользуются, а в КТЖ такая услуга используется повсеместно.


Сервис

Иван Беседин,
начальник Калининградского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ТЦФТО):

– Недавно ТЦФТО разработал мультимодальный проект «Грузовой лоукостер» для привлечения новых объемов за счет создания эксклюзивных условий для грузоотправителей в формате door to door («от двери до двери») на наиболее востребованных направлениях Калининград – Москва и Калининград – Санкт-Петербург. Проект разрабатывался для увеличения перевозок железнодорожным транспортом в крытых вагонах и рефрижераторных контейнерах продукции предприятий среднего и малого бизнеса. В мае мы его представили грузоотправителям, а тестовая отправка запланирована в июне.
«Грузовой лоукостер» подра-
зумевает повагонные отправки от малых и средних предприятий, при формировании которых можно будет сконцентрировать в одном вагоне грузы от нескольких отправителей. Особенностью данного сервиса являются гарантированные сроки доставки – двое суток по железной дороге и не более пяти суток в целом на обоих направлениях, как в Москву, так и в Санкт-Петербург. Услуга предлагает также прозрачное и конкурентоспособное ценообразование с возможностью получения грузоотправителями скидок при предварительном подтверждении объемов.
Пятисуточный срок сопоставим со сроками, которые наблюдаются в сегменте автомобильных перевозок. Однако из-за непредсказуемости ситуаций на автомобильных пунктах пропуска, особенно в текущих условиях, при пересечении границ Литвы, Латвии и Белоруссии время может сильно варьироваться. «Грузовой лоукостер» же подразумевает гарантированные сроки доставки. Собственно, в этом и заключается основная цель проекта – предоставить грузоотправителям альтернативный способ доставки, который был бы конкурентоспособен в сравнении с автомобильным транспортом как по стоимости, так и по качеству сервиса.
Сегодня объем перевозок железнодорожным транспортом в направлении Санкт-Петербурга и Москвы минимальный – не более 20 вагонов в месяц. С помощью нового сервиса планируется увеличить этот объем до 500 вагонов в месяц.
Достичь конкурентной стоимости перевозки удалось благодаря договоренностям о предоставлении скидок с Latvijas dzelzcels (Латвийская железная дорога), Lietuvos gelezinkeliai («Литовские железные дороги») и Белорусской железной дорогой. Таким образом, стоимость перевозки 1 тонны груза сервисом «Грузовой лоукостер» составит 3,4 тыс. руб., тогда как цена на перевозку автотранспортом варьируется от 3,5 до 3,9 тыс. руб.


Регулирование

Нурлан Дусумбаев,
начальник Управления экономики, стратегического развития и тарифной политики ГП «НК «Кыргыз темир жолу» (КТЖ):

– Как только зимой все границы были закрыты, например с Казахстаном и Китаем, автомобильным транспортом доставить груз стало невозможно. Затем со стороны Правительства Киргизии было принято постановление о переориентации всех грузопотоков на железнодорожный транспорт. Например, гуманитарные грузы с авто перешли на сеть КТЖ.
В это время на помощь промышленникам пришла железная дорога, у которой возможность доставки есть до сих пор. Например, в I квартале текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого мы наблюдали высокий прирост объемов. Особенно с февраля по март мы ощущали большой объем перевозок грузов. Сейчас эта тенденция продолжается, хоть и не так активно, как в начале года.
Сейчас, после открытия границы с Китаем, автотранспорт опять поехал. Преимущественно поставляют разовые грузы, например сезонные – овощи, фрукты. У железной же дороги план перевозок уже давно сформирован, и на ней чаще курсируют массовые грузы. Территория страны небольшая, внутри нее проще перевозить автомобилями. На дальние же расстояния в другие страны, конечно, приоритет за КТЖ. Тем не менее массового оттока номенклатур мы не наблюдаем, поскольку грузоотправители опасаются отправлять продукцию автомобильным транспортом из-за коронавируса. Дело в том, что у многих водителей авто выявляют случаи заражения вирусом из-за их постоянных контактов с людьми. У грузовых составов такой проблемы пока не выявлено. Поэтому ряд карантинных мер для автомобилистов и режим отстоя транспортных средств, несомненно, влияют на качество и скорость доставки.
Думаю, что удержать грузоотправителей можно за счет введения дополнительных скидок. Сейчас для грузоотправителей у нас есть ряд таких услуг. Например, введены понижающие коэффициенты для перевозки грузов из южного отделения дороги в Узбекистан. Также КТЖ предоставляет всем грузоотправителям скидку в размере 30% на перевозку угля. Помимо этого стараемся чаще организовывать мультимодальные маршруты.


Стандарт

Мирон Гагауз,
главный инженер ГП «Железная дорога Молдовы»:

– Сейчас в компании резкого перехода из-за вируса каких-то грузов на железную дорогу не наблюдается. Думаю, что пока прошел небольшой срок для того, чтобы молдавские грузоотправители приняли решение о пересмотре транспортировки своей продукции. К тому же номенклатуры между железной дорогой и автомобильным транспортом поделены.
На будущее мы рассматриваем введение дополнительных услуг для поставщиков. Возможно, введем какие-то скидки и другие сервисы по поддержке грузоотправителей, но поскольку никаких итоговых и конкретных решений еще не принято, говорить об этом преждевременно. Сейчас мы применяем ряд скидок и понижающих коэффициентов. Но, например, для доставок товаров на короткое плечо делать это бессмысленно из-за небольшой территории страны.
Сейчас в целом наблюдаем снижение объема работ на 40% из-за текущей вирусной ситуации, карантинного режима, поэтому компания пока думает, как выживать впоследствии. Полагаю, что автомобилисты тоже не дремлют и разрабатывают пути выхода из кризиса и упадка.
Тем не менее поставки продукции железнодорожным транспортом среди грузоотправителей пользуются высоким спросом. Обычно это связано с упрощением пересечения границ, в частности снижения человеческого фактора. Так, например, автомобилист выступает в качестве и перевозчика, и экспедитора, а также занимается оформлением грузов на границе. На железной дороге значительно проще – у нас только груз и документы.
С автотранспортом железная дорога преимущественно конкурирует в перевозках массовых грузов: зерно, строительные грузы, щебень, а также в транзитных перевозках молдавского металла в Румынию. В этом направлении железнодорожники, конечно, выигрывают за счет возможности поставлять сразу большие партии грузов.
Спорная территория

Реплика
Сейчас автомобильный транспорт менее задействован, чем до пандемии, а ранее он забирал у железной дороги некоторые виды грузов. Сейчас они вернулись на дорогу. За последние несколько месяцев наблюдаем увеличение объема грузовых перевозок за счет привлеченных с авто номенклатур примерно на 6% по сравнению с прошлым годом. Многие промышленные предприятия, наблюдая за организацией грузового сообщения и видя, что железная дорога продолжает функционировать, выбирают преимущественно ее для отправки продукции.


ТЭГИ: ЭСТОНИЯ | КАЗАХСТАН | КИРГИЗИЯ | МОЛДАВИЯ

Новости

8 ч
14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»