Подписка 1520 - PDF

Победу одержал футуризм

Суббота, 23.11.2019 в 23:15
В Эстонии спроектировали пассажирский железнодорожный терминал в виде космического корабля
Победу одержал футуризм
В начале ноября завершился конкурс на проектирование железнодорожного терминала в таллинском районе Юлемисте, который станет частью проекта Rail Baltica. Победителями тендера признаны лондонское архитектурное бюро Zaha Hadid Architects и эстонская дизайнерская компания Esplan, предложившие самый необычный проект.

В мае 2019 года организатор конкурса Rail Baltic Estonia (эстонское подразделение проекта Rail Baltica) объявил тендер на проектирование железнодорожного терминала в эстонской столице, который соединит железную дорогу, аэропорт и автобусные маршруты. Как сообщила руководитель Rail Baltic Estonia Рийа Силлаве, изначально на архитектурный конкурс зарегистрировалось несколько десятков заинтересованных.

Однако в итоге в конкурсе принимали участие четыре компании: лондонские архитекторы из Zaha Hadid Architects (ZHA), эстонские компании Innopolis Insenerid и Molumba, а также дизайнерская компания из Милана DBA Progetti S.P.A.

В состав жюри, оценивающего проекты конкурсантов, входили представители Rail Baltic Estonia, Eesti Raudtee (Эстонская железная дорога, ЭЖД), а также эстонские и зарубежные архитекторы.

Тендер проводился в два этапа. Сначала жюри конкурса ознакомилось с проектами участников и выявило среди них трех победителей, наградив их денежными призами. Так, DBA Progetti S.P.A. выиграло 14 тыс. евро за эскиз проекта «Сумерки», Innopolis Insenerid – 21 тыс. евро за проект «Лист Юлемисте», а ZHA – 28 тыс. евро за свою идею под названием «Световой поток».

Согласно документации Rail Baltic Estonia, проект «Лист Юлемисте» называется так потому, что транспортный терминал спроектирован в форме листа дерева. Как отмечают архитекторы проекта, концепция дизайна основана на природном наследии Эстонии. Команда вдохновилась лесом, поэтому цветовая палитра выполнена в природных оттенках, большинство конструкций спроектированы из древесных и экологичных материалов. Архитекторы предложили две зоны терминала: одна полностью отапливаемая для работы, обеда и покупок, другая – полуотапливаемая для места ожидания. Дизайнеры считают, что такое решение уменьшит потребность в отоплении по сравнению с полностью отапливаемым зданием.

Проект «Сумерки» итальянской компании DBA Progetti S.P.A. полностью противопоставлен предыдущему дизайну, поскольку миланские архитекторы сконцентрировались на стеклянных и металлических материалах конструкций. Наклонная крыша терминала выполнена из оцинкованной стали. Ступенчатый стеклянный фасад спроектирован из однослойного стекла, пропуская естественное освещение. Особенностью проекта является расположение железной дороги над вестибюлем и помещениями терминала. Таким образом, архитекторы смогли соединить две части Таллина проходом сквозь здание.

Рийя Силлаве отметила, что победившие в первом этапе работы соответствуют ожиданиям и каждая из них заслуживает реализации, однако по итогам конкурса будет построен всего один терминал. После презентации своих проектов участники провели переговоры с организаторами тендера, по итогам которых Rail Baltic Estonia выбрала окончательного победителя.
«С авторами трех очень не похожих друг на друга архитектурных идей мы провели переговоры, чтобы определить, кто и по какому именно плану будет проектировать единый терминал Юлемисте», – пояснила Силлаве. Именно по эскизу лондонской компании спроектируют мультимодальный терминал в Таллине.

На момент сдачи материала представители ни ЭЖД, ни Rail Baltica Estonia на вопросы «Гудка» о критериях отбора победителя, определении строительных подрядчиков и стоимости проекта не ответили. Все компании, принимавшие участие в тендере, своевременно предоставить комментарии о своих дизайнерских идеях также не смогли.

Согласно тендерной документации и фотографиям проекта «Световой поток» терминал построят в футуристичном стиле. Обтекаемые формы, использование металлических и деревянных конструкций, светлые оттенки и большое количество окон делают железнодорожный терминал похожим на космический корабль. Именно такая архитектура будущего является отличительной особенностью лондонской компании от других проектов. Основная идея архитекторов – сделать железнодорожный терминал новой достопримечательностью города. Ранее ZHA проектировала здания в Китае, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах. В 2016 году компания выиграла тендер на строительство Таллинского порта.

По словам министра экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Ааса, терминал станет мультимодальным транспортным узлом. «Я наблюдал за развитием Юлемисте и более чем уверен, что район станет одним из наиболее привлекательных частей города Таллина в плане инфраструктуры. На наших глазах возникает настоящий мультимодальный транспортный центр, где в будущем сконцентрируется железнодорожное, автобусное и воздушное сообщение», – отметил Таави Аас.

Как сказал председатель правления Таллинского аэропорта Рийво Тувике, в Таллине аэропорт и будущая центральная станция Rail Baltica будут находиться близко друг к другу и недалеко от центра города. «Второй год подряд количество обслуживаемых Таллинским аэропортом пассажиров превышает 3 млн человек, что выражается в 2,6% ВВП Эстонии в год. Я убежден в том, что в сотрудничестве с Rail Baltica мы сумеем создать для Эстонии больше эффективных соединений с различными мировыми направлениями, что будет способствовать росту количества туристов и окажет еще большее положительное влияние на нашу экономику», – поясняет Рийво Тувике.

Как отмечают организаторы конкурса, строительство терминала проведут в два этапа: сначала построят здание, площадь возле него, платформы для пассажиров и продолжение железнодорожных путей. Второй этап предусматривает создание автобусных остановок, парковочных мест, пешеходных переходов.

Поскольку железная дорога в районе Юлемисте уже существует, лондонская компания совместно с компанией Esplan в своем проекте разработала модульную систему постройки вокзала. Таким образом, во время строительства не потребуется останавливать работу железной дороги, поскольку терминал возведут по частям.

Напомним, весной 2019 года Rail Baltica Estonia организовала конкурс на проектирование терминала, поскольку победитель предыдущего конкурса, «3+1 Arhitektid» (эстонское архитектурное бюро «3+1»), лишился заказа из-за ошибки в организации тендера пятилетней давности. Как ранее писал «Гудок», в начале 2018 года организаторы прежнего конкурса (Rail Baltic Estonia, Таллинский департамент планирования и Министерство экономики Эстонии) обнаружили, что тендер не был указан международным, вследствие чего ценовая граница была неразумно низкой. В связи с выявленной спустя четыре года ошибкой в мае 2019 года Rail Baltic Estonia объявила новый международный конкурс идей для поиска архитектурного решения пассажирского терминала в районе Юлемисте.
Проект | Тендер

Реплика
Что строят

Rail Baltica – проект железной дороги стандартной европейской колеи 1435 мм с европейской системой управления движением поездов. 7 ноября 2001 года министры трех прибалтийских государств подписали договор о создании железной дороги с европейской шириной колеи, которая соединила бы все три страны со странами Центральной Европы по маршруту Берлин – Познань – Варшава – Каунас – Рига – Таллин с возможным выходом на Хельсинки. На данный момент строительство ведется только в Литве, где за пять лет проложили трассу от польской границы до Каунаса. Как ранее сообщал «Гудок», в феврале 2019 года к проекту присоединилась Финляндия, планирующая строительство подводного железнодорожного тоннеля между Таллином и Хельсинки. Стоимость проекта Rail Baltica оценивается в 5,8 млрд евро, его планируется реализовать до 2026 года.

Автор: Надежда Проскура

ТЭГИ: ПРОЕКТ | ТЕНДЕР | ЭСТОНИЯ

Новости

6 ч
17 ч
17 ч
17 ч
18 ч
18 ч
18 ч
18 ч
18 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Инфраструктура»