Подписка 1520 - PDF

Новичок проверит путь

Суббота, 23.11.2019 в 23:07
БЖД заказала вагон-дефектоскоп российского производства
Новичок проверит путь
Московская компания «ТВЕМА» выиграла тендер на поставку дефектоскопа серии ВД-УМТ-2 в адрес Белорусской железной дороги (БЖД). Новое устройство позволит оперативно искать неисправности на объектах железнодорожной инфраструктуры всей сети БЖД.

Как сообщил «Гудку» главный инженер Центра диагностики объектов инфраструктуры БЖД Василий Лаврисюк, национальный перевозчик организовал тендер на поставку дефектоскопа. К участию приглашались три российские компании: АО «ТВЕМА», «Радиоавионика» и «РДМ-Вигор». Однако на конкурс поступила заявка только от АО «ТВЕМА», которое и стало победителем.
«Сейчас у нас есть три вагона-дефектоскопа, которые курсируют по всей сети БЖД. Один из них устарел и подлежит списанию. Срок его эксплуатации составляет свыше 45 лет. Пришло время его заменить. Компания провела процедуру закупки согласно белорусскому законодательству и нормативным документам БЖД. Функциональные возможности нового вагона-дефектоскопа позволяют работать на всех участках железной дороги», – рассказал Василий Лаврисюк.

Представители АО «ТВЕМА» не смогли прокомментировать поставку собственного устройства в Белоруссию, рассказать о технических особенностях и аналогах этой техники.

Вагон-дефектоскоп серии ВД-УМТ-2 проводит комплексную диагностику ультразвуковым, магнитным, визуально-измерительным и оптическим методами неразрушающего контроля.

Как объяснил «Гудку» заведующий сектором инновационных программ Института прикладной физики Российской академии наук Алексей Кириллов, традиционным методом неразрушающего контроля среди инженеров является ультразвуковой, поскольку таким способом можно просмотреть дефекты внутри всего рельса – от головки до подошвы. При применении других методов это невозможно.
«Акустический луч с высокой частотой отправляется внутрь твердого материала (металл или бетон), доходит до дефекта, а затем от него отражается и возвращается к датчику, фиксируя свое отражение. Луч имеет определенную ширину, благодаря чему можно померить начало и конец этого дефекта. Ультразвуковой метод недорогой в применении и чаще других используется при поиске неисправностей. Единственным минусом является обязательное применение контактной жидкости, например спирта или воды», – отметил эксперт.

Алексей Кириллов рассказал, что с помощью магнитного метода можно определить только поверхностные дефекты. Магнитные датчики скользят по всей поверхности рельса и определяют дефекты его головки. Если в рельсе появляется дефект, магнитное поле, отражаемое датчиками, искажается и регистрируется на дефектоскопе.
«При оптическом методе устанавливаются видеокамеры вдоль железнодорожного полотна. Компьютерная система обрабатывает информацию по видеоизображениям. Так можно определить не только дефекты рельса, но и строения пути. Камеры следят за тем, как закреплены шпалы к рельсам, нет ли нарушений полотна, насыпи.

Визуально-измерительный метод позволяет измерять оператору ширину колеи, высоту уклона, поскольку тележку с ручным дефектоскопом толкает человек», – объяснил Алексей Кириллов.

Василий Лаврисюк сообщил, что ранее на белорусских дефектоскопах не было этих двух методов. «Из новых функций в ВД-УМТ-2 появилась система по визуально-оптическому контролю, которого ранее не было на сети БЖД. В частности, использовано шесть видеокамер (по три на каждую рельсовую нить). Это позволяет рассматривать объекты в мельчайших деталях: рельсовые скрепления, стыковые соединения, стыковые зазоры. Благодаря наличию подсветки хорошую картинку можно получить в любое время суток, даже в пасмурную погоду», – отметил он.

Согласно договору с российским поставщиком в стоимость покупки устройства входит обучение персонала на новой технике. Точных цифр представитель БЖД не озвучил. Первой командой по обучению будут специалисты самого старого дефектоскопа, который планируется списать.

Как сообщила «Гудку» преподаватель Барановичского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров БЖД Светлана Александрова, в каждую из двух смен обслуживающего персонала вагона входят по два инженера, два наладчика, начальник поезда или его заместитель. Штат вагона без учета проводников составляет десять человек. «Сотрудники проходят обучение в нашем подразделении по учебной программе обучающих курсов «Расшифровка дефектограмм мобильных средств дефектоскопии» не реже одного раза в пять лет», – объяснила Светлана Александрова.

Российский разработчик оборудовал салон вагона четырьмя рабочими местами с серверным шкафом, где находится компьютер, и восемью ЖК-мониторами. Вагон-дефектоскоп имеет дизельное помещение, совмещенное с мастерской, купе для отдыха персонала, помещения для приготовления и приема пищи, душевую кабину и туалет.

По оценке Василия Лаврисюка, в перспективе БЖД заменит два оставшихся дефектоскопа, однако не в ближайшей перспективе, поскольку их срок эксплуатации еще не истек. «Вполне возможно, что в будущем появится инновационная техника, которая нас заинтересует, поэтому утверждать, что мы приобретем дополнительно именно эти дефектоскопы, сложно. Опытные заезды показывают, что техника российской компании соответствует нашим ожиданиям. К тому же срок эксплуатации двух вагонов еще не истекает, поэтому лет пять мы можем тестово обкатывать новый дефектоскоп», – резюмировал главный инженер.
Разработка | Парк

Автор: Надежда Проскура

Новости

6 ч
17 ч
17 ч
17 ч
18 ч
18 ч
18 ч
18 ч
18 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Парк»