Подписка 1520 - PDF

Реформе предложили тест

Суббота, 05.10.2019 в 00:00
Казахстан намерен оптимизировать контроль за издержками от пассажирских перевозок
Реформе предложили тест
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана (МИИР) подготовило поправки в ряд законодательных актов в сфере железнодорожного транспорта по изменению механизма субсидирования убыточных пассажирских перевозок. С этой целью АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) предлагает создать АО «Пассажирские локомотивы», чтобы снизить финансовую нагрузку на сегмент грузовых перевозок.

Документ представлен на заседании межведомственной комиссии по законопроектной работе при правительстве республики и вынесен на обсуждение в бизнес-сообществе. Законопроектом предлагается внести с 1 января 2020 года изменения и дополнения в Предпринимательский и Налоговый кодексы, а также в закон «О железнодорожном транспорте» сроком на один год.

Как отмечают в МИИР, услуги по перевозке пассажиров являются убыточными и субсидируются государством за счет средств республиканского и местного бюджетов. При этом ежегодный объем получаемых субсидий всеми перевозчиками не менялся в течение последних пяти лет. В частности, в 2018 году размер государственных субсидий составлял 30,1 млрд тенге ($77,6 млн). В то же время фактические расходы только на предоставление услуг магистральных международных сетей (МЖС) и локомотивной тяги в пассажирском движении достигли 138 млрд тенге ($355,6 млн). При этом КТЖ за них получила 36 млрд тенге ($92,7 млн) дохода, а кросс-субсидирование пассажирских перевозок значительно превышает эту сумму – 102 млрд тенге ($262,8 млн), то есть в три раза больше выделенных субсидий.

В то же время в ведомстве отмечают, что пассажирские перевозки хронически недофинансируются, в основном из-за бюджетных ограничений и непрозрачной системы субсидирования.

По словам вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Берика Камалиева, с принятием закона будет реализован механизм прозрачного учета и контроля затрат на пассажирские перевозки, включая низкие тарифы на билеты, перекрестное субсидирование за счет грузовых перевозок, из государственного бюджета, а также финансирование на покупку пассажирских вагонов.

В итоге министерство предлагает вместо субсидий предоставлять пассажирским перевозчикам услуги МЖС бесплатно, а тяги – по сниженной стоимости. И отказать в компенсации расходов АО «Пассажирские перевозки» («дочка» КТЖ), а все субсидии за тягу и сеть передавать новому оператору локомотивной тяги в пассажирском движении.

В министерстве также считают, что в законе о железнодорожном транспорте необходимо закрепить понятие «транзит груза», чтобы грузоотправители не смогли использовать логистические схемы скрытого транзита и сэкономить на тарифе. Это возможно, когда груз ввозится на территорию республики как импортный, а затем переправляется в третью страну в экспортном режиме. Дело в том, что транзитные тарифы выше экспортно-импортных и КТЖ теряет законные доходы. По этой схеме, по оценкам МИИР, в 2018 году перевезено порядка 2,2 млн тонн груза, убытки компании составили около 16 млрд тенге ($41,23 млн). Рост по отношению к 2017 году составил 57%.

По мнению председателя правления КТЖ Сауата Мынбаева, прежде чем в грузовом секторе развивать конкурентную среду и допустить на сеть частных перевозчиков, нужно поменять всю систему тарифообразования и начать с пассажирских перевозок.

По действующей методике тарифы КТЖ на МЖС и на локомотивную тягу содержат множественное перекрестное субсидирование: пассажирских перевозок за счет грузовых, низкодоходных грузов за счет высокодоходных, теплотяги за счет электротяги.
«Эта система более-менее работала в условиях функционирования в сегменте грузовых перевозок только одного перевозчика – КТЖ. Другое дело, когда их много. Мы предложили отделить пассажирские локомотивы от грузовых и передать их в отдельное юридическое лицо – оператору пассажирской тяги, через которого направить все виды субсидий для пассажирских перевозок. Таким образом, будет обеспечено целевое и прозрачное субсидирование пассажирских перевозок как из госбюджета, так и от грузовых перевозчиков», – уточнил Сауат Мынбаев.

Как отметил генеральный директор по финансам АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Аскар Максутов, в настоящий момент тариф на локомотивную тягу в три раза ниже установленного. «Ежегодная сумма перекрестного субсидирования, которую КТЖ несет на себе, в том числе за счет всех грузоотправителей, – 136 млрд тенге ($350,5 млн), из госбюджета пассажирские перевозки получают порядка 30 млрд тенге ($77,3 млн). Мы предлагаем создать АО «Пассажирские локомотивы». Решение вывести такую компанию в отдельную структуру принято в связи с постоянными обращениями крупных грузоотправителей о непрозрачности тарифов КТЖ. Нагрузка на грузоотправителей не изменится, перекрестное субсидирование остается, но мы хотим формализовать то, что сегодня делаем скрыто», – говорит Аскар Максутов.

Сейчас вся локомотивная тяга сосредоточена в КТЖ-ГП, специализированных пассажирских локомотивов General Electric только 20 единиц, что недостаточно. Для перевозки пассажиров используют грузовые локомотивы, которые ограничены в скорости и расходуют много топлива. Поэтому новая структура соберет под своим управлением все тепловозы и электровозы для пассажирских перевозок, а КТЖ-ГП будет развивать свою часть бизнеса.

Однако участники рынка к такому повороту событий пока не готовы, так как уверены, что нулевая ставка на МЖС, уменьшение стоимости услуг локомотивной тяги для пассажирских перевозок увеличит нагрузку на грузоотправителей.

Член наблюдательного совета ТОО «ТТТ Сервис» Тимур Карабаев считает, что в законопроекте не прописан механизм, как частные грузовые перевозчики должны субсидировать пассажирских, но то, что для доступа к МЖС они должны нести такую социальную нагрузку в виде субсидии, все-таки закреплено.
«Мы не видим шагов, направленных на конкуренцию и ее развитие. КТЖ предлагает создать юридическое лицо, которое не будет иметь никаких ограничений. То есть затраты не будут контролироваться, даже если оно будет работать неэффективно или в убыток», – полагает заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов.

Есть возражения и у вице-президента Евразийской промышленной ассоциации Елены Попандопуло, которая считает, что обнуление ставки МЖС по всем направлениям приведет к увеличению перекрестного субсидирования и отразится на тарифах грузоотправителей. «Пассажирские перевозчики в рамках действующего законодательства тоже несут определенные затраты на МЖС. Может, они не покрывают всех расходов КТЖ, но какую-то часть закрывают. То есть когда предлагается обнулить услуги МЖС пассажирским перевозчикам, в том числе по коммерческим направлениям, КТЖ предлагается отказаться даже от той части доходов, которую компания получала. Значит, теперь мы будем не просто поддерживать все пассажирские перевозки, но и платить сверх за счет нулевого тарифа. При этом обязательства «пассажирки» не включены в проект и нет никаких гарантий, что тариф на билеты будет низкий. Нужны инструменты, которыми можно воздействовать на пассажирские перевозки», – резюмировала Елена Попандопуло.

Предложения бизнесменов готова сформировать в единый пакет поправок Национальная палата предпринимателей «Атамекен» и внести их в проект до его перевода в статус закона.
Власть | Документ

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

55 м
1 ч
1 ч
9 ч
9 ч
9 ч
9 ч
9 ч
9 ч
9 ч
10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»