Подписка 1520 - PDF

Либерализация под давлением

Суббота, 05.10.2019 в 00:00
Украинский профсоюз против быстрого перехода к конкурентному рынку
Либерализация под давлением
Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей Украины направил в Министерство инфраструктуры пакет поправок в проект закона «О железнодорожном транспорте». Основным требованием является перенос сроков принятия закона на пять лет, чтобы ПАО «Укрзализныця» (УЗ) успело подготовиться к свободной конкуренции на рынке железнодорожных перевозок.

Проект закона «О железнодорожном транспорте» Верховная рада Украины зарегистрировала 6 сентября, и до конца ноября документ планируется принять в первом чтении.

Документ представляет собой новую модель рынка железнодорожных перевозок, аналогичную европейским железнодорожным системам. В частности, предусмотрено, что перевозить грузы и пассажиров могут по лицензии перевозчики всех форм собственности, которые обеспечивают тяговый подвижной состав. На любые виды перевозок будет применяться свободное тарифообразование.

Доступ к железнодорожной инфраструктуре общего пользования, которая останется в государственной собственности, откроют для всех перевозчиков при наличии сертификата безопасности. Кроме того, планируется создать два новых контрольных органа для государственного регулирования и надзора в сфере железнодорожного транспорта. Первый будет обеспечивать равноправный доступ к инфраструктуре, распределять пропускную способность, выдавать лицензии и сертификаты. За национальной комиссией закрепят право на утверждение тарифа по доступу к инфраструктуре и услуги, предоставляемые монополистами.

Как пояснил «Гудку» председатель проф-союза Вадим Бубняк, сейчас документ активно обсуждается в бизнес-сообществе, однако без участия представителей работников отрасли. Поэтому совет организации 30 сентября официально направил министру инфраструктуры Владиславу Криклию свои претензии к будущему нормативному акту.
«Абсолютно все наши поправки и предложения актуальны и важны. Мы также настаиваем на том, чтобы вступление закона в силу отложили на пять лет. Сейчас рассматривается вариант, что его обсуждение завершится к ноябрю и до конца года он будет принят. По нашему мнению, именно такой срок необходим для адаптации УЗ к новым условиям конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, а также для открытия свободного доступа к железнодорожной инфраструктуре. Но такие шаги без соответствующей подготовки образуют много рисков. Как показывает опыт стран Европы, которые поступили аналогичным образом, это в первую очередь грозит массовыми увольнениями работников, дестабилизацией в трудовых коллективах и массовым оттоком высококвалифицированных кадров. Частные перевозчики могут создать недобросовестную конкуренцию УЗ за счет низких социальных стандартов», – говорит Вадим Бубняк.

Профсоюз также беспокоит, что в проекте нет четких требований к техническому состоянию тягового подвижного состава частных перевозчиков, к системе контроля безопасности, к медицинским осмотрам локомотивных бригад, от которых напрямую зависит безопасность железнодорожных перевозок. Поэтому когда они придут работать на сеть, возникнут риски для безопасности железнодорожных перевозок и роста транспортных происшествий. К тому же нет пока регулятора, ответственного за лицензирование, его только планируется создать.
«Если частные перевозчики займут наиболее прибыльные сегменты рынка грузовых перевозок, то в краткосрочной перспективе после предоставления свободного доступа к железнодорожной инфраструктуре доходы УЗ сократятся и у компании не будет возможности выполнять свои обязательства, прежде всего социальные», – отметил Вадим Бубняк.

Однако в УЗ также видят недоработки в новой модели рынка и возможные риски. «В России на сегодня есть около 1 тыс. единиц списанных локомотивов, которые в несколько раз дешевле новых. Мы должны понимать, что опосредованным способом у нас, может быть, появится оператор, который получит большую долю на украинском рынке, и это прямо будет влиять на нашу экономику. Считаем, что этот вопрос нужно прописать в проекте закона», – считает председатель правления УЗ Евгений Кравцов.

В свою очередь директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк пояснил, что в законе нужно предусмотреть механизмы компенсации убытков УЗ от пассажирских перевозок в городском и пригородном сообщении, так как кросс-субсидирование отменяется. И бизнес эту идею поддерживает, как и УЗ, которая рассчитывает на прямое субсидирование со стороны государства. Также необходимо обеспечить независимость национальной комиссии от частных групп влияния, которые работают на железной дороге, и от государственного перевозчика в вопросах формирования тарифной политики.

Трудно оценить шансы профсоюза переделать почти готовый документ за короткое время, так как на его срочном принятии настаивает Владислав Криклий, а уж потом, во время переходного периода в 2020 году, устранять неточности. По его словам, под новый нормативный акт нужно будет скорректировать около 50 действующих документов, а возможно, в два-три раза больше. И УЗ еще как минимум год будет оставаться монополистом, пока сформируется рынок. Так что для подготовки необходимой базы документов и поправок время есть, уверены в профильном министерстве.
Реформа | Дискуссия

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

13 м
21 м
8 ч
8 ч
8 ч
8 ч
8 ч
8 ч
8 ч
8 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»