Подписка 1520 - PDF

Оставьте покурить

Суббота, 07.09.2019 в 00:00
Правозащитники Казахстана просят вернуть пепельницы в тамбуры поездов
Оставьте покурить
В конце августа вступил в силу приказ министра индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) Казахстана о внесении изменений в правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом. В частности, документ предусматривает отмену штрафа за возврат билета, а также полный запрет на курение в поездах – последняя норма стала поводом для обращения общественной организации к руководству железнодорожной администрации АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ).

По словам исполнительного директора АО «Пассажирские перевозки» (дочернее предприятие КТЖ) Едиге Мыханова, с 28 августа компания отменила сбор в размере 1 тыс. тенге ($2,58) за операцию возврата проездного билета в связи с отказом пассажира.

Также изменения в правилах коснутся оформления и проезда организованных групп пассажиров. Теперь заявки от юридических лиц будут оформляться по электронно-цифровой подписи юридического лица, а билеты на каждого пассажира оформят по отдельности.
«Ранее человек как физическое лицо отправлял заявку на покупку билетов с помощью факса или просто приходил на кассу и оставлял заявку. Сейчас это все будет работать через электронно-цифровую подпись, на портале сайта можно будет разместить заявку», – пояснил Едиге Мыханов.

По его словам, эти требования направлены на искоренение незаконной скупки и перепродажи железнодорожных билетов.

Заместитель директора Департамента развития транзита и логистики МИИР Казахстана Сагындык Наталиев отметил, что помимо прочего правила уточняют порядок перевозки домашних животных. В частности, в документе говорится, что перевозка собак, кошек и птиц (не более двух) допускается в отдельном купе. При этом все незанятые места необходимо выкупить по полному тарифу. Если же АО «Пассажирские перевозки» не может предоставить отдельное купе, такая перевозка не допускается.

Кроме того, в правила внесены изменения, касающиеся проезда лиц всех групп инвалидности. Им устанавливается льгота на социальные маршруты в размере 50% от стоимости проезда.

Наконец, новые правила подразумевают полный запрет на курение в пассажирских поездах.
«Раньше курение допускалось в специально отведенных местах, как правило, в тамбурах поездов. Теперь курить запрещено. Напомню, что в Казахстане уже несколько лет действует закон о запрете курения в общественных местах. Сейчас у наших клиентов есть возможность курить на перронах. На каждой остановке пассажиры могут выйти и покурить», – сообщил Едиге Мыханов.

В случае поимки нарушителей на месте будет составлен протокол и приглашены сотрудники соответствующих служб, заявил он.
«Теоретически, конечно, пассажиры могут дать взятку проводникам и покурить. Но с этим явлением мы будем бороться, у нас есть телефоны для жалоб, и любой пассажир может сообщить, если почувствует запах курения. Призываем некурящих пассажиров не молчать», – подчеркнул исполнительный директор «Пассажирских перевозок».

Вскоре после публикации новых правил республиканское объединение «Казахстанские бизнес-юристы» обратилось к руководству КТЖ с просьбой отменить запрет на курение в поездах. По мнению авторов письма, такое ограничение является неконституционным.

Авторы обращения напирают на юридически неграмотное составление нормативного акта.
«Запрет оформлен дополнением в приказ о железнодорожных перевозках пункта 75: «Курение в пассажирских поездах не допускается». Формулировка неграмотна. В Кодексе о здоровье (Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения Казахстана. – Ред.) применяется термин «запрещается», в приказе – «не допускается». Как по форме, так и по смыслу это разные понятия. «Не допускается» – это не запрет в прямом смысле, а более мягкая его версия, ближе к рекомендации. Далее – слово «курение» не является юридическим термином. Более верно и точно будет «потребление табачных изделий путем курения». Так что одно слово «курение» не означает именно курение табачных изделий. Согласно википедии, курение – это пиролитическая ингаляция (вдыхание дыма) препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путем их возгонки и последующего всасывания в легких и дыхательных путях. Так что опять мы имеем дело с юридической безграмотностью. Таким образом, пункт «Курение в пассажирских поездах не допускается» с юридической точки никоим образом и не запрещает курить в поездах», – отметил президент республиканского объединения «Казахстанские бизнес-юристы» Жангельды Сулейманов.

Также, по его словам, сама идея запрета является незаконной, так как в Кодексе о здоровье запрет на курение в поездах предусмотрен только в непредназначенных для этого местах. Исходя из смысла этой нормы, КТЖ обязано оборудовать в поездах места для курения, а не запрещать его.
«Кроме того, КТЖ в своих объявлениях пишет, что для составления штрафа будет вызываться полиция на станциях. Допустим, полицейский зашел в поезд и оформил протокол. Но пассажир вполне может сказать, что не курил. У проводника могут найтись свидетели правонарушения, а у пассажира – свидетели невиновности. Даже если полицейский составит протокол и попробует применить штрафные санкции, пассажир имеет полное право требовать адвоката и переводчика. Найти их в поезде, как правило, весьма затруднительно. А в их отсутствие полицейский не имеет права налагать штраф. В связи с вышеизложенным просим КТЖ отменить данную норму», – заключил господин Сулейманов.

Как пояснили «Гудку» в пресс-службе КТЖ, ответ на обращение еще не подготовлен. Вместе с тем пресс-секретарь АО «Пассажирские перевозки» Диас Ахметшарипов сообщил, что в Правовом департаменте компании считают позицию бизнес-юристов несостоятельной.
«Правила написаны для всех и вступили в силу с 28 августа. Штраф для нарушителей составляет 5 МРП (месячных расчетных показателей, используется в Казахстане для начисления пенсий и пособий, а также для применения штрафных санкций и в этом смысле является аналогом российского минимального размера оплаты труда. – Ред.), или 12,62 тыс. тенге (порядка $32,48)», – резюмировал Диас Ахметшарипов.
Документ | Ограничения

Автор: Константин Мозговой

Новости

15 ч
16 ч
16 ч
16 ч
17 ч
17 ч
17 ч
19 ч
19 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»