Подписка 1520 - PDF

Интерес дороже денег

Суббота, 24.08.2019 в 00:00
Европейцы не готовы отказаться от новых железнодорожных маршрутов из Китая
Интерес дороже денег
Почти за шесть лет Китай привлек в качестве участников инициативы «Один пояс – один путь» 126 стран мира, и всего 26 из них – страны Центральной и Восточной Европы. Италия стала первой из «большой семерки», впустившей китайских партнеров в свои инфраструктурные проекты. Однако другие европейские страны, несмотря на заинтересованность с точки зрения железнодорожной логистики, пока не торопятся этого делать.


Ставка на маршрут

Выдвинутая Китаем инициатива за короткое время превратилась в мегапроект, представляющий экономический интерес не только для самого Китая, но и для всех стран, расположенных вдоль Великого шелкового пути. Концепция предложила выход на мировой рынок через строительство транспортных коридоров на Запад. Через финансовые институты развития – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути – Китай направил на строительство и реконструкцию железных дорог третьих стран более чем $200 млрд.

Несмотря на то что наибольшая часть инвестиций Китая, как частных, так и государственных, сосредоточена в крупных экономиках, таких как Великобритания, Франция и Германия, проект, обещающий инвестиции и грузопотоки, почти сразу привлек больше сторонников в Восточной Европе. Ими стали страны, образовавшие с Китаем экономическую программу сотрудничества в формате «17+1», куда вошли в том числе Эстония, Латвия, Литва, Польша, Венгрия и Сербия.

Экономические преимущества от реализации инфраструктурных проектов и китайских инвестиций выглядят для многих стран привлекательно. В частности, о возможном присоединении к проекту заявили как Германия, так и Франция. Однако, после того как Италия стала участницей инициативы, страны начали опасаться финансовой зависимости от китайского капитала.

По словам президента Франции Эммануэля Макрона, теперь их участие возможно лишь на условиях равноправного финансового взаимодействия.

Директор по связям с общественностью Фонда Шелкового пути Лю Фаньюй уверена: инициатива и так направлена в первую очередь на создание торгово-экономического сотрудничества, а финансовая поддержка, которую оказывает Фонд странам-участницам, основана исключительно на открытости и взаимной выгоде.

В то же время сомнения не мешают европейским странам рассчитывать на расширение железнодорожных маршрутов из Китая. В частности, до Парижа и Берлина.

Ранее министр транспорта Германии Андреас Шойер отмечал, что для Китая на карту поставлены национальные интересы, а Германия одобряет каждый маршрут, который предлагает «больше возможностей, чем ограничений».

Это заставило пойти на уступки и Европейскую комиссию (ЕК). Как пояснил «Гудку» официальный представитель ЕС, в ближайшее время будет создано независимое учреждение, которое будет финансироваться обеими сторонами на паритетных началах. Оно подготовит исследование по развитию железнодорожного транспортного коридора между Европой и Китаем. Этот документ определит, каким образом можно интегрировать китайскую инициативу в трансъевропейскую транспортную сеть.

Между тем эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что Китай выбрал верную тактику привлечения европейских стран к реализации проекта. ЕС обеспокоен общим отрицательным балансом в торговле с Китаем: ЕС в совокупности – крупнейший внешнеторговый партнер Китая, а Китай – партнер номер два для ЕС. В прошлом году объем товарооборота между ними вырос на 7,9% и достиг $682 млрд. При этом европейские страны по отдельности заинтересованы в росте товарооборота, развитии транспортной инфраструктуры и привлечении инвестиций.
«Китай решает стратегическую задачу создания инфраструктуры международной торговли и организации новых транспортных маршрутов. Это позволит диверсифицировать и расширить рынки сбыта продукции китайских предприятий и параллельно создать инфраструктуру доставки сырья и ресурсов из центральноазиатских регионов», – говорит эксперт.

Он также добавил, что ЕС заинтересован в новых маршрутах не меньше – по новым железнодорожным магистралям товары из Европы пойдут не только в Китай, но и в Россию, и в Среднюю Азию.


Куда ведет поезд

Несмотря на осторожность ЕК, проект уже доказал свою эффективность – благодаря ему объем рынка контейнерных железнодорожных перевозок из Китая в ЕС увеличился за этот период взрывными темпами. Более того, согласно данным Главного таможенного управления КНР, в 2018 году товарооборот Китая со странами вдоль железнодорожного Шелкового пути рос более быстрыми темпами – на 13,3%, чем, например, с ЕС, где рост составил 7,9% и достиг $682 млрд.

Первые поезда в рамках проекта прошли по маршруту из Китая в Лондон и Дуйсбург. Сейчас основным направлением считается северный европейский коридор через белорусско-польский узел Брест – Малашевиче с конечными точками в Испании, Италии, Люксембурге, Германии, Франции, Нидерландах и Великобритании. Треть этого пути приходится на Россию.

Согласно данным Белорусской железной дороги, перевозки контейнеров между Китаем и Европой через Белоруссию выросли с момента их начала почти в семь раз, достигнув к началу 2019 года показателя в 331,5 тыс. контейнеров.

Пока страны Центральной Европы интересуются расширением железнодорожных маршрутов, страны Восточной Европы рассчитывают на увеличение транзитных объемов перевозок. По этой причине Китай реализует железнодорожные проекты в Прибалтике, ускоряет строительство железной дороги в Венгрии и Сербии (маршрут Будапешт – Белград), Черногории, Северной Македонии и Боснии и Герцеговине.

По словам министра транспорта и коммуникаций Белоруссии Алексея Авраменко, к 2025 году перевозки контейнеров в стране вырастут еще больше – до 1 млн.

Даже несмотря на то что до Латвии добрались пока несколько поездов из Китая, Latvijas dzelzcels (Латвийская железная дорога, ЛЖД) заинтересована в углублении этого сотрудничества, уточнила руководитель отдела корпоративных коммуникаций ЛЖД Элла Петермане.
«Одним из путей является расширение транзитного коридора «Северное море – Балтика» через Латвию, что позволит в ближайшие годы подключить его к железнодорожным транспортным маршрутам из Китая с участием России и Белоруссии. Это создаст кратчайший маршрут для перевозки грузов между двумя частями континента», – отметила она.

Инвестируя в развитие наземных маршрутов, Китай инвестирует в будущее, уверен эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. Хотя, по его словам, сухопутные маршруты дороже для транспортировки больших партий товаров, чем морские перевозки, но наземный маршрут имеет преимущество в скорости. Перевозка из Китая в Европу занимает 15–19 дней, в то время как морская перевозка – 33–38 дней.
«Для большинства грузов такая разница во времени доставки некритична, но с развитием интернет-торговли, на которую в перспективе будет приходиться все больший объем товаров, время доставки товара потребителю становится все более важным параметром», – говорит специалист.

Он также добавил, что подключение участка железной дороги между Таллином и Хельсинки к маршрутам железнодорожного Шелкового пути способно вдохнуть в проект новую жизнь, ведь чем длиннее в итоге получится дорога, тем больше может оказаться ее загрузка.
Проект | Развитие

Автор: Дарья Белоглазова

Новости

12 ч
18 ч
18 ч
19 ч
19 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Маршрут»