Подписка 1520 - PDF

Тяге готовят замену

Суббота, 10.08.2019 в 00:00
Магистраль Узбекистана готовят к высокому напряжению
Тяге готовят замену
Акционерное общество «Узбекистон темир йуллари» (УТЙ) подписало контракт с консорциумом китайских компаний CNTIC-CRRC DLOCO на поставку 16 грузовых и 8 пассажирских электровозов в рамках реализации инвестиционного проекта по обновлению парка тягового подвижного состава. На эти цели Азиатский банк развития (АБР) предоставил компании кредит в размере $170 млн на льготных условиях.

Тендер за консорциумом

Технико-экономическое обоснование проекта, подготовленное специалистами УТЙ, одобрено правительством республики 15 июля. На обновление парка локомотивов запланировано выделить $226,14 млн из разных источников. Из государственного бюджета – $56,14 млн, в том числе $45,06 млн в виде предоставления налоговых и таможенных льгот, а также $11,08 млн из собственных средств УТЙ. АБР по соглашению с правительством республики предоставит $170 млн в виде займа сроком на 25 лет, включая пятилетний льготный период с процентной ставкой шестимесячный Libor (лондонская межбанковская ставка), плюс 0,5% годовых и выплатой комиссии 0,15% от неосвоенной суммы кредита. Предоставление займа совет директоров банка одобрил в мае 2019 года. Реализация проекта намечена на 2019–2021 годы.

Как рассказала «Гудку» заместитель начальника управления привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов УТЙ Дильдор Назарова, консорциум китайских компаний CNTIC-CRRC DLOCO стал победителем международного тендера, который провел АБР.
«Мы и раньше покупали китайские локомотивы, которые хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации. Партия из 24 электровозов – это первый этап проекта, рассчитанный на ближайшие два года, первые поставки техники начнутся уже в 2019 году. После этого будем прорабатывать детали следующей закупки», – уточнила Дильдор Назарова.

В УТЙ также отметили, что новая партия локомотивов предназначена для пассажирских и грузоперевозок, в том числе для использования на участках магистрали со сложным рельефом и в горных регионах страны. Весь тяговый подвижной состав оснащен асинхронными тяговыми электродвигателями в соответствии с международными требованиями по экологической безопасности. Локомотивы способны развивать скорость до 120 км/ч, применяемые на них технологии позволяют экономить электроэнергию и расход горючего, сократить выброс парниковых газов на 900 тыс. тонн в год и уменьшить загрязнение воздуха.

Проектом также предусмотрена модернизация локомотивного депо в Ташкенте для обслуживания электрического парка.

Сейчас УТЙ обновила более 50% тягового подвижного состава. Компания в течение последних десяти лет купила 50 электровозов китайского производства на сумму $200 млн. Кстати, компания CRRC, которая победила в тендере, специально выпускает для экспорта в Узбекистан электровозы модели CKD1.

В АБР обосновывают предоставление займа высокой готовностью магистрали к использованию электрического парка. Протяженность железнодорожной магистрали Узбекистана составляет 4,7 тыс. км, сейчас из них электрифицировано более 50%, или 2,3 тыс. км. По сети осуществляется около 40% от общего объема грузовых перевозок и около 4% от общего пассажиропотока республики в наземном транспорте.

По мнению директора АБР в Узбекистане Синди Мальвичини, транспорт и связь имеют решающее значение для роста и развития страны, не имеющей выхода к морю, и остаются первоочередной задачей для поддержки республики банком.

Последний кредит дополняет другие проекты в Узбекистане по электрификации железнодорожной сети страны, два из которых поддерживаются финансовой организацией. В частности, в сентябре 2011 года банк одобрил заем на $100 млн для электрификации 140 км железной дороги между Маракандом и Карши, а в апреле 2017 года – на $80 млн для электрификации 145 км магистрали, соединяющей города Пап, Наманган и Андижан в Ферганской долине.
«Наличие более чистой, более эффективной и надежной транспортной сети в виде электрифицированных железных дорог поможет ускорить рост Узбекистана и увеличить потенциал страны как транспортного узла в Центральной Азии», – считает старший специалист АБР по транспорту в Центральной, Восточной Европе и Западной Азии Ко Сакамото.


Локомотивы стратегического значения

Как ранее сообщал «Гудок», Министерство транспорта Узбекистана подготовило проект Стратегии развития транспортной системы республики до 2035 года. Документом предусмотрены увеличение объемов контейнерных и транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом, обновление парка грузового и пассажирского подвижного состава, строительство высокоскоростной магистрали и другие мероприятия. Общие суммарные инвестиции на реализацию проектов в разных транспортных отраслях запланированы в объеме 46,6 трлн сумов ($5,46 млрд) из разных источников финансирования.

Как говорится в материалах к проекту, для Узбекистана затраты на транспортировку экспортных и импортных грузов становятся критически важным фактором конкурентоспособности. Однако в сегменте железнодорожного транспорта отмечаются слабый рост объемов пассажирских и грузовых перевозок – 6–7% в год – и высокая степень износа основных фондов (инфраструктуры и подвижного состава). Средний амортизационный износ парка магистральных тепловозов достиг 28,2%, маневровых тепловозов – 49%, электровозов – 48,8%, грузовых вагонов – 75%, пассажирских вагонов – 65,4%, рефрижераторов – более 90%.

По данным министерства, в целом подвижной состав УТЙ характеризуется высокой степенью морального и физического износа. 60% локомотивного состава находится в эксплуатации в течение 20–30 лет и 13% – свыше 30 лет. Высокий износ подвижного состава приводит к снижению скорости передвижения поездов на 40–50% от существующих нормативов. На сегодняшний день для грузового и пассажирского движения не хватает по 12 электровозов, а также 16 маневровых локомотивов.

По словам начальника управления привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов УТЙ Сардора Кадырова, компания постепенно меняет парк подвижного состава и тяги за счет собственных и кредитных средств. Кроме покупки 24 электровозов уже подписан контракт с испанской Patentes Talgo S.L.U. на покупку двух высокоскоростных пассажирских электропоездов Talgo-250 и четырех вагонов эконом класса. Финансирование осуществляется за счет кредита Фонда корпоративной интернационализации испанских компаний (FIEM).

Однако, чтобы выполнить все мероприятия, запланированные в стратегии, УТЙ необходима поддержка из бюджета, хотя компания все работы по модернизации сети ведет за счет собственных средств и иностранных инвестиций, говорит Сардор Кадыров.

Чтобы разобраться с финансами, на что и сколько нужно выделить, Минтранс разработает две методики для определения оптимальной потребности в парках грузового подвижного состава и прогноза инвестиций в основной капитал для обновления парка, замены производственного оборудования, ремонта и технического обслуживания. Однако уже известно, что средства из государственного бюджета – в целом это 4,66 трлн сумов ($546 млн) – обязательно предусмотрены, в том числе на строительство и реконструкцию высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий. Как уточнил Сардор Кадыров, компания уже планирует строительство высокоскоростной магистрали Ташкент – Самарканд эстакадного типа, без переездов, протяженностью 400 км. Скоростное движение к 2035 году станет возможным на протяжении 859,5 км (сейчас 648 км).

Внебюджетные средства – 41,4 трлн сумов ($4,85 млрд) – предназначаются для финансирования коммерческих проектов по развитию инфраструктуры транспортных узлов и транспортно-логистических центров, созданию платных и скоростных автомагистралей и автомобильных дорог.

В проекте стратегии предусмотрены консервативный (базовый) и инновационный сценарии развития, а также индикаторы, которых нужно достичь к 2035 году. Объем грузоперевозок, который сейчас составляет 1,2 млрд тонн, должен увеличиться почти в два раза – до 2,5 млрд тонн (базовый вариант) или до 2,6 млрд в случае инновационного развития сети. Грузооборот по консервативному сценарию достигнет 102 млрд ткм, пассажирооборот увеличится в три раза – до 513 млрд пасс.-км.
Сделка | Инвестиции

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

6 ч
9 ч
13 ч
14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
15 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Парк»

Суббота, 20.07.2019 в 22:33
Суббота, 22.06.2019 в 17:24
Суббота, 08.06.2019 в 13:12