Подписка 1520 - PDF

Искусственный ажиотаж

Суббота, 10.08.2019 в 00:00
Места в поезде остаются предметом торга
Искусственный ажиотаж
Президент Казахстана поручил правительству оперативно решить проблему искусственного дефицита билетов на поезда, хотя в АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) с 1 июля работает новая система продаж Mobius для защиты от перекупщиков. Однако спекулянты по-прежнему скупают проездные документы для перепродажи и действуют через проводников.

По мнению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, дефицит билетов на поезда в летний период создается искусственно и препятствует развитию внутреннего туризма в стране. Поэтому он поручил правительству и руководству КТЖ прекратить порочную практику.

Напомним, АО «Пассажирские перевозки» (дочерняя компания КТЖ) по рекомендации республиканского Агентства по противодействию коррупции разработало новую систему продажи железнодорожных билетов для защиты от перекупщиков, которая начала работать с 1 июля. Функционал программы блокирует механизм «ловли мест», которым пользовались недобросовестные кассиры для того, чтобы продать места в поезде по завышенной цене. Также стало невозможно купить сразу большое количество билетов, а раньше один человек мог приобрести до 40 проездных документов по сфабрикованному списку группы пассажиров.

По словам руководителя направления по работе с клиентами и СМИ «Пассажирских перевозок» Данияра Айдарханова, сейчас проблему обсуждают в правительстве и в профильном Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, чтобы разработать конкретные меры. Компания в обычном режиме готовилась к летней кампании, организовано девять дополнительных поездов и порядка 750 прицепных вагонов по востребованным направлениям. Планируется перевезти 6 млн пассажиров, как и в прошлом году. За полтора летних месяца с жалобой на нехватку билетов в «Пассажирские перевозки» обратилось около 100 человек. В компании считают, что ситуацию с продажами намеренно преувеличивают в соцсетях и местных СМИ.
«Искусственный дефицит возник по ряду причин. В первую очередь, это нехватка вагонов, по самым приблизительным подсчетам, это порядка 300–400 единиц. Для более точных данных нужно проводить маркетинговое исследование, так как мы не можем фиксировать количество пассажиров, которые хотели, но не купили билеты. Тогда у нас не будет дефицита проездных документов и перекупщиков. Другой момент – это небольшие штрафы для спекулянтов, которых мы вылавливаем. Кроме того, перекупщики платят полицейским на вокзалах, чтобы избежать наказания. Третий фактор – это несознательность пассажиров, которые «кормят» спекулянтов», – прокомментировал «Гудку» Данияр Айдарханов.

По его словам, новая система продаж работает эффективно, но все-таки лазейка для перекупщиков осталась: это сговор не с билетными кассирами, а с проводниками. Спекулянты могут купить билет на свое имя и тут же перепродать его пассажирам, договорившись с проводником за взятку, чтобы его пропустили в вагон. «Эту возможность можно сразу пресечь, если бы государственные органы предоставили нам доступ к базе ИНН, чтобы идентифицировать каждого человека, который покупает билет. Мы не первый год самостоятельно пытаемся решить проблему дефицита, и сейчас появилась возможность на уровне правительства, профильного министерства и Министерства внутренних дел выработать необходимые меры», – отметил Данияр Айдарханов.

Руководитель проектного офиса «Адал жол» Агентства по противодействию коррупции Исламбек Майшекин считает, что перекупщики сейчас продают билеты, купленные за 45 дней, то есть когда еще не работала новая система продаж. «Система полноценно заработает в середине августа. Хотя возможность перепродажи мест в поездах через проводников действительно пока остается. Сейчас мы хотим автоматизировать и посадку пассажира в вагон с помощью специальных устройств, которые будут фиксировать этот момент, чтобы исключить какое-либо участие проводника. Даже если он пропустит безбилетника или по документам на чужое имя, в дальнейшем мы сделаем так, чтобы это стало невыгодным. И проводник не сможет посадить нелегального пассажира на свободные места. Такая программа сейчас разрабатывается на фоне поручений президента республики», – резюмировал Исламбек Майшекин.

Когда материал готовился к печати, стало известно, что Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана (МИИР) подготовило поправки в административный кодекс, чтобы ужесточить ответственность за незаконную продажу билетов. Сейчас за спекуляцию можно привлечь лишь по статье 449 «Приставание в общественных местах».

Такая расторопность объясняется тем, что комитет транспорта министерства с правоохранительными органами провели 28 июля рейды на вокзалах Шымкента, Алматы, Нур-Султана, Атырау и Тараза. Шесть посредников были задержаны и привлечены к административной ответственности.

Также МИИР рекомендовало «Пассажирским перевозкам» срочно расторгнуть договоры с частными билетными кассами, участвовавшими в незаконной продаже билетов.
Приоритет | Пассажир

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

3 ч
3 ч
4 ч
4 ч
5 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»