Подписка 1520 - PDF

Дорога должна развиваться непрерывно

Суббота, 10.08.2019 в 00:00
О судьбе программы электрификации железной дороги в Латвии, реформировании отрасли «Гудку» накануне своей отставки рассказал президент Latvijas dzelzceļš Эдвин Берзиньш
Дорога должна  развиваться непрерывно
– Господин Берзиньш, какие крупные инвестиционные проекты удалось реализовать за 8 лет управления Latvijas dzelzceļš?
– Latvijas dzelzceļš (LDz, Латвийская железная дорога. – Ред.) в этом году отмечает столетие своего существования. И, на мой взгляд, вступая в свое второе столетие, LDz представляет собой сильную, стабильную компанию, узнаваемое и уважаемое на международном уровне предприятие. Представители LDz впервые были избраны и активно трудятся в различных уважаемых и узнаваемых международных организациях и столь же активно участвуют в работе ведущих общественных организаций Латвии, в том числе в Латвийской конфедерации работодателей и Латвийской торгово-промышленной палате. С именем LDz считаются. Мы также активно работаем в Совете по железнодорожному транспорту, и Латвийская железная дорога является своеобразным связующим звеном между Востоком и Западом – мы понимаем правовую среду и бизнес-процессы на рынках как с шириной колеи 1520, так и 1435 мм. Подобный статус был достигнут постепенно, путем упорной работы.
С 2016 года, когда правление приступило к работе в своем нынешнем составе, существенно улучшились показатели хозяйственной деятельности предприятия, к тому же в 2018 году мы добились лучших результатов за последние три года. Это было достигнуто благодаря оценке и изменению деловых и организационных процессов на предприятии, путем существенного повышения продуктивности работников, а также с помощью укрепления сотрудничества с нынешними и формирования деловых контактов с новыми партнерами. Мы знаем, как важно иметь хороших и надежных партнеров по сотрудничеству, и «Российские железные дороги» являются именно такими! Это подтверждает и объем перевезенных грузов: в первом полугодии 2019 года поступившие непосредственно из России грузы составили 2/3 всего объема перевезенных по инфраструктуре LDz грузов. Я высоко оцениваю и сложившееся сотрудничество с господином Белозеровым – лично для меня и для всего LDz были весьма ценны высказывавшиеся им рекомендации и взгляды, позволявшие находить совместные решения по всем вопросам.
За то время, что я работаю на Латвийской железной дороге, реализованы или начали реализовываться различные объемные проекты по обновлению и модернизации железнодорожной инфраструктуры. В целом за десять лет в модернизацию и развитие инфраструктуры LDz было вложено порядка 1 млрд евро. Модернизированы железнодорожные станции, чтобы они были удобны для пассажиров и отвечали современным технологическим требованиям. Станции будут модернизироваться и в последующие годы, причем в этот процесс мы вовлекаем и население, изучая его мнение о том, какими должны быть современные станции. Работаем мы также и над модернизацией инфраструктуры для грузовых перевозок на сортировочных горках в Риге и Даугавпилсе. Последний находится недалеко от границы, поэтому важно, чтобы в будущем совместно с РЖД мы могли обрабатывать еще большие объемы грузов.
Учитывая все большее влияние дигитализации и информационных технологий на повседневные процессы, различные усовершенствования мы реализуем и в этой сфере. Например, в течение последних месяцев мы внедрили также электронные накладные, позволяющие существенно повышать скорость и эффективность грузовых перевозок. Это приближает нас к одной из наших целей – возможности предлагать нашим партнерам заказывать отправку своих грузов по инфраструктуре LDz так же просто, как приобретать с помощью своего мобильного устройства билет на поезд или концерт.

– По вашей оценке, что можно сделать для привлечения транзитных потоков? Какие цели в этом направлении сейчас стоят перед компанией?
– За последние годы LDz вложила большой труд в обеспечение своей международной конкурентоспособности в сфере грузовых перевозок, а также в повышение своей узнаваемости, проявив себя как надежный и качественный партнер. Для привлечения грузов необходимо налаживать личные контакты, поддерживать их и развивать. В нынешних рыночных обстоятельствах нельзя сидеть и смотреть в окно на проходящие мимо грузовые вагоны – нужно самим отправляться к клиентам и потенциальным партнерам по сотрудничеству, рассказывать и убеждать их в качестве наших услуг. Важно участвовать в международных форумах и выставках, которые предоставляют великолепную возможность как для встречи с уже имеющимися партнерами, чтобы обсудить с ними расширение сотрудничества, так и для презентации себя перед потенциальными партнерами по сотрудничеству. Это дело не одной недели или месяца – результат вложенного труда нередко проявляется лишь спустя продолжительное время. Особенно это относится к странам Азии, где доверие завоевывается далеко не сразу. Однако к настоящему времени эта работа уже увенчалась успехом, и Латвия, Рига отмечены на международных транзитных маршрутах из Азии в Европу. В течение последних лет значительно улучшилось сотрудничество с Россией, являющейся историческим партнером LDz, к тому же в сообщении с Россией каждый год перевозится крупнейший в процентном отношении объем грузов. При этом Россия – важный партнер при организации грузовых перевозок в/из стран Азии.
В дальнейшем руководству предприятия также необходимо работать с имеющимися партнерами и заниматься привлечением новых партнеров, ибо от этого зависит расцвет предприятия, а также экономическое развитие страны. Например, в 2018 году в общей структуре экспорта стоимость экспорта железнодорожных перевозок составила 6,5%. Однако деятельность железной дороги тесно связана и с работой морского транспорта, вследствие чего их общий объем экспорта в 2018 году был равен 14% от всего объема общего экспорта. В свою очередь, в первом полугодии 2019 года размер неконсолидированной прибыли концерна LDz оказался почти в два раза выше, чем размер прибыли, запланированный бюджетом.

– В Латвии происходит реформирование железнодорожной отрасли. Какие идеи вы намеревались развивать и будут ли они исполнены следующими руководителями? Или же они окончательно потеряли необходимость?
– Прежде всего хотелось бы сказать, что в современную эпоху железная дорога развивается непрерывно – для достижения своих целей нам нужно не только идти в ногу со временем, но и бежать впереди него. Новые технологии, современные инновации, повышение эффективности, постоянное развитие корпоративного управления – все это темы, которые формируют наши будни, и я надеюсь, что они не исчезнут из повестки дня LDz и впредь. Конечно, каждый руководитель предприятия делает свои акценты. Для меня как руководителя LDz они были следующими: развитие LDz на международных рынках, модернизация инфраструктуры и благополучие работников. Какими они будут у нового руководства, покажет время, но самое существенное не изменится, ведь цели деятельности LDz точно определены в утвержденных правительством нормативных документах.

– Какова судьба программы электрификации Латвийской железной дороги после вашего ухода? Сколько на сегодняшний день в этот проект вложено средств и на каком он этапе?
– Проект электрификации следует воплотить в жизнь, чтобы повышать эффективность перевозок, поощрять внедрение дружественных окружающей среде технологий и повышать международную конкурентоспособность Латвийского железнодорожного транзитного коридора. От этого проекта в выигрыше будет не только LDz, но и все народное хозяйство – его положительное влияние на ВВП рассчитывается в размере 120 млн евро, тогда как затраты на перевозки снизятся примерно на 30%.
Европа постепенно движется ко все большей электрификации железнодорожных сетей. Если в настоящее время в среднем в Европе электрифицированы 60% железнодорожных линий, то в Латвии – всего 14%. Однако уже сейчас крупнейшие производители стараются выбирать дружественные окружающей среде решения. Это касается и выбора транспорта для перевозки сырья и готовой продукции. Участники рынка и в будущем станут отдавать предпочтение тем, кто обеспечивает «зеленую» логистику, в результате чего те виды транспорта, что создают эмиссию CO2, будут выбираться только в случае отсутствия иной альтернативы, более экологичной.
Проект важен не только для LDz, но и для народного хозяйства страны в целом, так как он будет существенно способствовать международной конкурентоспособности Латвии в транспортных коридорах «Север – Юг» и «Восток – Запад».
Положительное заключение проекту электрификации в июле этого года дала Европейская комиссия. Латвийское Центральное агентство по финансам и договорам также утвердило этот масштабный замысел, а это означает, что проекту электрификации будет доступно финансирование фондами Европейского союза в размере более 318 млн евро.
К данному моменту была объявлена закупка на реализацию первой очереди проекта, на которую подали заявки четыре претендента. В настоящее время идет оценка квалификационных документов, представленных этими претендентами. Учитывая сложность проекта, оценка документов требует времени и регулярных контактов с организацией, координирующей закупки и осуществляющей за ними надзор.
Я действительно рад тому, что благодаря профессиональной команде LDz проект электрификации полностью готов к реализации, и надеюсь, что будущая руководящая команда LDz реализует его в предусмотренном объеме и в намеченные сроки.

– Как вы считаете, какие из дочерних организаций Latvijas dzelzceļš имеют наиболее высокие и перспективные финансовые показатели? Были ли планы по их развитию или приватизации?
– Для концерна Латвийской железной дороги важно каждое его дочернее предприятие, и до сих пор LDz не рассматривала планов по вариантам приватизации какого-либо из них. Предприятия постоянно развиваются, поощряется их конкурентоспособность. Например, ООО «LDz Cargo» является крупнейшим железнодорожным грузовым перевозчиком в Латвии и регулярно демонстрирует хорошие финансовые показатели. В свою очередь, в задачу ООО «LDz Loģistika» входит оказание местных и международных услуг экспедирования грузов и логистики. Это предприятие заключило несколько международных договоров о сотрудничестве, обеспечивая грузовые перевозки, в том числе из Китая. Благодаря проведенной работе Латвия отмечена на международных маршрутных картах. В свою очередь, в местном масштабе важным отраслевым игроком является ООО «LDz Apsardze», обеспечивающее не только услуги охраны железнодорожных грузов и инфраструктуры, но и охранные услуги для местных предприятий и частных лиц. ООО «LDz Ritošā sastāva serviss» занимается ремонтом, модернизацией, обслуживанием и экипировкой железнодорожного подвижного состава, сдает в аренду грузовые и маневровые локомотивы. Оно готово предлагать свои услуги и на российском рынке. У каждого из дочерних обществ LDz имеется своя стратегия деятельности, каждое из них имеет большое значение и хорошие возможности для развития в будущем.

– Считаете ли вы действия министра сообщения Латвии Талиса Линкайтса по приватизации Latvijas dzelzceļš объективными и какова ваша позиция на этот счет?
– Бизнес-модель LDz сходна с бизнес-моделью Deutesche Bahn («Немецкие железные дороги»), и она позволяет LDz работать по-хозяйски, эффективно и с прибылью. Таким образом, любые возможные изменения в бизнес-модели должны быть хорошо продуманы, в противном случае они могут нанести вред LDz и всему народному хозяйству Латвии в целом.

– Каковы причины вашего ухода с поста президента Latvijas dzelzceļš? Связано ли такое решение с конфликтом правления компании и Министерства сообщения Латвии, который разгорелся в мае 2019 года, поскольку срок ваших полномочий истекает лишь в 2021-м?
– Решение было принято, чтобы как можно скорее найти выход из ситуации, сложившейся в начале мая, когда руководству предприятия были высказаны необоснованные упреки. Репутация и предприятия, и моя личная восстановлена – доказано, что упреки были необоснованными, однако следует двигаться вперед и развиваться.
Думая о возможностях решения ситуации, я вспоминал также очень значимые беседы с коллегами во время заседания совета 15 мая, когда я услышал и слова поддержки, и немало ценных советов. Вспомнил и о том, что руководитель белорусского железнодорожного предприятия господин Морозов в одной из бесед сказал: личная репутация каждого человека очень важна не только на железной дороге, но и вообще в жизни, и ни в каких жизненных ситуациях нельзя высказывать безосновательные обвинения, поэтому в подобных случаях очень важно опровергнуть необоснованные обвинения и восстановить свою репутацию. Тем не менее в любой ситуации следует помнить о том, что предприятие является своего рода живым организмом, за которым стоят тысячи людей, и очень важно, чтобы этим людям не был нанесен ущерб.
Порой приходится принимать трудные, но мужественные решения, чтобы никоим образом не повлиять негативно на людей, на предприятие, народное хозяйство. Поэтому были дискуссии между правлением и советом, и было принято решение – мы коллегиально договорились, что завершим трудовые правовые отношения.

– Какие проблемы у Latvijas dzelzceļš вы видите на сегодняшний день?
– Не хотелось бы особо выделять какие-либо проблемы. Я полностью убежден, что предприятие в настоящий момент способно успешно двигаться вперед и готово показывать столь же хорошие результаты, какие были достигнуты до сих пор. Хотя надо и признать, что будет это нелегко – вспомним хотя бы существенное падение объемов грузов три года назад. Однако мы доказали, что и такие тяжелые ситуации способны эффективно преодолевать.
Я неоднократно говорил о том, что сегодня мы даже не представляем, какой будет железная дорога через 5–10 лет, однако должны быть готовы к этому. На мой взгляд, большинство работников LDz готовы трудиться в условиях новой глобальной конкуренции, способны принимать и осваивать новые технологии и рабочие обязанности. Думаю, что пословица о железнодорожной отрасли – «железные рельсы и золотые люди» – по-прежнему актуальна, такой она останется и впредь.
Хочу также воспользоваться возможностью от души поблагодарить руководителей всех железнодорожных администраций, железнодорожников Латвии и меня лично! Хочу также поздравить всех с прошедшим Днем железнодорожника и пожелать вам, вашим любимым и близким людям открытых сердец, радости, любви и здоровья!
Управление | Приоритет

Комментарий |


За десять лет в модернизацию и развитие инфраструктуры LDz было вложено порядка 1 млрд евро. Модернизированы железнодорожные станции, чтобы они были удобны для пассажиров и отвечали современным технологическим требованиям. Причем в этот процесс мы вовлекаем и население, изучая его мнение о том, какими должны быть современные станции. Работаем мы также и над модернизацией инфраструктуры для грузовых перевозок на сортировочных горках в Риге и Даугавпилсе. Последний находится недалеко от границы, поэтому важно, чтобы в будущем совместно с РЖД мы могли обрабатывать еще большие объемы грузов.


Автор: Беседовала Надежда Проскура

Новости

7 ч
10 ч
13 ч
14 ч
15 ч
15 ч
15 ч
15 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Персона»

Понедельник, 27.05.2019 в 04:16
Суббота, 08.12.2018 в 01:19
Суббота, 06.10.2018 в 03:48