Подписка 1520 - PDF

Война с «зайцами»

Суббота, 10.08.2019 в 00:00
Железнодорожные администрации «пространства 1520» с переменным успехом борются с проблемой безбилетного проезда. Единственным действенным способом остается усиление контроля проездных документов
Война с «зайцами»
Решение

Карина Григорян,
заместитель начальника Дирекции пассажирских перевозок ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (дочернее предприятие ОАО «РЖД» в Армении):

– Последний случай обнаружения безбилетного пассажира был выявлен в 2017 году. Действующая в ЮКЖД система продажи билетов «Орион», а также сверка пассажиропотока с пограничными службами сводят к минимуму подобные случаи в международном сообщении. Отдельные случаи безбилетного проезда выявляются в пригородном сообщении, но контрольно-ревизионные проверки Дирекции пассажирских перевозок и Службы безопасности ЮКЖД позволяют эффективно бороться с ними.
С 2015 года на сети ЮКЖД фиксируется рост количества перевезенных пассажиров. В последнем, отчетном 2018 году было перевезено 385 тыс. пассажиров, что на 5% превышает показатель 2017 года при спаде пассажирских перевозок на автотранспорте. При этом в международном сообщении рост составил 6,9% (64 тыс. пассажиров), а в пригородном – 4,5%. Услугами перевозок в направлении Батуми в 2018 году воспользовалось рекордное за 10 лет количество пассажиров – более 53 тыс. человек.

Система

Эгонс Алерс,
начальник отдела по связям с общественностью АО «Pasazieru vilciens» (Латвия):

– Случаи безбилетного проезда у нас достаточно редки благодаря установленной системе контроля. В каждом поезде у нас по крайней мере один кондуктор, который обеспечивает продажу и контроль проездных документов. Без билета теоретически можно проехать, только если перегон был слишком коротким и кондуктор просто физически не успел обслужить такого пассажира, или же изредка встречаются крайне наглые личности, которые, улыбаясь в лицо контролеру, говорят, что платить не собираются. В этом случае приходится обращаться в полицию. Кондукторов в свою очередь контролирует наша ревизорская служба, которая также проверяет билеты у пассажиров и выписывает штрафы, если есть на то основания. В прошлом году зафиксировано 666 нарушений. Учитывая тот факт, что за 2018 год мы обслужили более 18 млн пассажиров, статистика по «зайцам» достаточно незначительна и в топ-10 проблем вопрос безбилетного проезда у нас не входит.
Кроме того, несколько лет назад у наших клиентов появилась возможность купить билет через мобильное приложение. Мы считаем, что такой удобный способ, позволяющий избегать физических очередей за билетами, также сыграл свою роль в возвращении части потенциальных «зайцев» в правовое поле. Справедливости ради стоит отметить, что определенные недоработки в мобильной аппликации еще есть – пока что нельзя купить абонементы, но в ближайшем будущем мы планируем расширить возможности приложения, чтобы пассажир смог купить любой вид билета, который продается в кассах.

Ответственность

Мадад Шахамиров,
заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок ЗАО «Азербайджанские железные дороги»:

– В борьбе с безбилетниками наиболее действенной мерой стала замена проводников на проводниц. Сейчас на сети АзЖД в этой профессии работают только женщины, мужчины либо уволились, либо были уволены за различные нарушения, в том числе за провоз безбилетников. Женщины оказались гораздо более добросовестными, возможно, из-за того, что мужчины на таких должностях готовы были пойти на риск и провезти «зайцев», а женщины больше дорожат местом и на такой риск не идут. В итоге все нарушения в области пассажирских перевозок сошли на нет. Пару раз в год составляются акты по превышению ручной клади, но и это достаточно редкий случай, у проводниц есть весы, и при подозрении на провоз клади сверх норматива такие случаи проверяются на месте. Это позволяет компании сосредоточиться на более глобальных вопросах, к примеру, на привлечении дополнительных пассажиров на сеть, ускорении движения поездов, а также на повышении комфортности поездок.

Политика

Данияр Айдарханов,
руководитель направления по работе с клиентами и средствами массовой информации АО «Пассажирские перевозки» (дочернее предприятие АО «НК «Казахстан темир жолы»):
– Проблема проезда безбилетных пассажиров существовала на сети КТЖ всегда, однако с 1 апреля 2018 года в компании введена политика так называемой нулевой терпимости к провозу безбилетных пассажиров, предполагающая достаточно жесткие меры в отношении работников «Пассажирских перевозок», допустивших правонарушение. При подтверждении провоза одного безбилетника увольняется проводник, если количество «зайцев» выше – увольняется в том числе и начальник поезда. За период с апреля 2018-го по июнь 2019-го уволено 130 сотрудников (среди уволенных есть и начальники поездов), понижено в должностях 26 человек. Статистика показывает снижение фактов провоза безбилетников по сравнению с предыдущим годом на 30% (при одинаковом количестве проверок), что, как мы считаем, означает действенность меры. С нашей точки зрения, нужно усилить ответственность населения за безбилетный проезд. В некоторых европейских странах повторные нарушения караются общественными работами и содержанием под стражей до полугода.

Динамика

Олег Федотов, 
генеральный директор АО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания»:

– Вопрос безбилетников стоит остро, но динамика положительная, безбилетников становится меньше. Общее количество оформленных актов за безбилетный проезд с января по июнь 2019 года – почти 4 тыс. на сумму более 4,5 млн руб. (в том году за такой же период примерно столько же). Общее количество выявленных безбилетников за этот период – 64 тыс. человек (в том году за такой же период – 85 тыс.). Общее количество оформленных билетов контролерами-ревизорами с дополнительным сбором – 53,5 тыс. (в том году за такой же период – 72 тыс.).
Для снижения числа случаев безбилетного проезда на постоянной основе проводится ряд комплексных мероприятий. Для повышения дисциплинированности пассажиров ревизоры в своей работе используют видеорегистраторы. С целью повышения эффективности проверок проводятся совместные проверки проездных документов силами контролеров-ревизоров и кассиров-контролеров, разработаны и введены в действие новые маршруты работы кассиров-контролеров с учетом охвата наиболее населенных пригородных поездов. Также сотрудники компании проводят рейды с привлечением сотрудников транспортной полиции.
Спорная территория

Реплика
В прошлом году зафиксировано 666 нарушений. Учитывая тот факт, что за 2018 год мы обслужили более 18 млн пассажиров, статистика по «зайцам» достаточно незначительна и в топ-10 проблем вопрос безбилетного проезда у нас не входит.


ТЭГИ: АРМЕНИЯ | ЛАТВИЯ | АЗЕРБАЙДЖАН | КАЗАХСТАН

Новости

6 ч
9 ч
13 ч
14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»