Подписка 1520 - PDF

Цены зафиксируют на время

Суббота, 10.08.2019 в 00:00
Повышение железнодорожных тарифов откладывается
Цены зафиксируют на время
Государственная регуляторная служба Украины не согласовала проект автоматической индексации ставок «Укрзализныци» на грузовые перевозки. К такому решению регулятор пришел после обращений различных украинских отраслевых ассоциаций на безосновательное поднятие цен национального перевозчика.

Отметим, что на Украине с апреля 2019 года тариф на грузовые железнодорожные перевозки индексирован на 14,2%.

Министерство инфраструктуры Украины инициировало новую попытку ввести поквартальную индексацию тарифов АО «Укрзализныця» (УЗ) и в начале июля текущего года обнародовало на официальном сайте и вынесло на общественное обсуждение проект регуляторного акта, предусматривающий автоматическую индексацию грузовых тарифов на железнодорожные перевозки четыре раза в год – в феврале, мае, августе и ноябре.

Первая индексация в августе 2019 года должна была составить 2,5%, а вторая в ноябре – еще 2,5%.

По мнению директора по развитию УЗ Андрея Рязанцева, тариф на грузовые перевозки недооценен и будет расти.
«Базовый тариф недооценен примерно в 2–3,5 раза. Тариф каждый год должен индексироваться, но это нельзя называть его повышением. Сложив эти два фактора, мы можем получить тариф, достаточный для восстановления и функционирования железной дороги», – отметил он.

По его словам, тариф будет увеличиваться более умеренно при софинансировании убыточных направлений деятельности УЗ из бюджетов разных уровней.
«За счет введения автоматической индексации УЗ может получить дополнительную прибыль – около 1 млрд грн ($39,1 млн) в год. Тем не менее сегодня на грузовых перевозках сверху «сидят» еще все пассажирские перевозки и финансирование малодеятельных станций. Это в общем 20 млрд грн ($783, 1млн). Сегодня их оплачивает УЗ, собирая с грузовых перевозок. Мы считаем, что эти вещи должны софинансироваться из государственного и местных бюджетов, и, если так будет, мы сможем существенно облегчить жизнь грузопроизводителям в плане тарифа. Этот вопрос должен решить кабинет министров, в законодательстве это четко прописано», – сказал директор по развитию УЗ.

Итоговое утверждение решения индексации должно было состояться после согласования проекта государственной регуляторной службой Украины в конце июля.

Однако Европейская бизнес-ассоциация (ЕБА), Украинская зерновая ассоциация (УЗА) и Американская торговая палата (АТП) выступили против автоматической индексации и направили письмо с просьбой отозвать проект в правительство и главе УЗ Евгению Кравцову.

Исполняющий обязанности исполнительного директора УЗА Сергей Иващенко считает, что стоимость перевозки должна быть экономически обоснованной и прозрачной.
«Учитывая, что автоматическая индексация не предусматривает прогнозируемость, УЗА обращает внимание, что такая инициатива не позволит просчитать стоимость перевозки даже на три месяца вперед. Компании, обеспечивающие экспорт зерновых культур, работают по маркетинговому году с июля по июнь и, соответственно, заключают фьючерсные или форвардные долговременные контракты с партнерами. Контракты с фиксированной стоимостью заключаются задолго до фактической продажи. Таким образом, проданное за границу зерно может быть еще не собрано или даже не засеяно. Именно поэтому экспортерам важно понимать, какой будет цена доставки проданного зерна покупателям в других странах через два-три квартала или даже год», – отметил он.

Сергей Иващенко также добавил, что автоматическая индексация предусматривает пересмотр стоимости перевозки в соответствии с индексом цен производителей промышленной продукции и рассчитывается по истечении определенного периода.
«Таким образом, рынок не может предсказать или спрогнозировать такой индекс и, как следствие, стоимость перевозки. Отсутствие предсказуемости и прогнозируемости стоимости отрицательно повлияет на бизнес, экономику страны в целом, а в первую очередь на сферу производства зерновых культур. Предложенный проект постановления Министерства инфраструктуры по автоматической индексации предполагает не прогнозируемость тарифов, а неопределенность, ведь мы не знаем, что ждет нас в будущем. Например, соответствующая инициатива не дает понимания бизнесу, сколько будет стоить транспортировка зерна из точки А в точку Б в ноябре 2019 года или апреле 2020-го. Мы не знаем, каким будет индекс промышленных цен, и поэтому нам сложно представить, какие затраты понесет компания», – подчеркнул Сергей Иващенко.

По мнению менеджера Американской торговой палаты по вопросам стратегического развития Лидии Левицкой, из-за постоянного подорожания услуг на перевозки УЗ бизнес все чаще отдает предпочтение автомобильным перевозкам. Поэтому АТП не поддерживает внедрение автоматической индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Даже без нее стоимость услуг УЗ выросла.
«За последний год стоимость услуг УЗ выросла для грузоотправителей на 20%. Определенное повышение цен на грузовые перевозки уже произошло. В марте этого года коэффициент вырос на 14,2%. Не будем также забывать о повышении стоимости пользования вагонами из парков УЗ: в случае с зерновозами и полувагонами повышение произошло на 8% и 6% соответственно. А предложенный для обсуждения проект тоже предусматривает два уровня индексации: с 1 августа индекс вырастет на 2,5%, еще на столько же запланировано повышение с 1 ноября. Если подытожить, то финансовое бремя оплаты услуг по грузовой железнодорожной перевозке для грузоотправителей за год вырастет примерно на 25%», – заметила Лидия Левицкая.

Для того чтобы вынести окончательное решение, государственная регуляторная служба Украины заказала у госпредприятия «Укрпромвнешэкспертиза» оценку новой тарифной инициативы.

Согласно прогнозу «Укрпромвнешэкспертизы» повышение стоимости грузоперевозок ударит по экономике страны.
«На базе задекларированных УЗ основных тарифных инициатив – а именно индексации, которая состоялась в апреле и составила 14,2%, их планов по ежеквартальной индексации и эффекта от дерегуляции вагонной составляющей – увеличение доходной части предприятия-монополиста мы суммарно оцениваем почти в 17 млрд грн ($665,6 млн). Это деньги, которые должен будет оплатить бизнес», – пояснил директор «Укрпромвнешэкспертизы» Сергей Поважнюк.

По его мнению, если тарифные инициативы УЗ будут реализованы, резкое увеличение стоимости грузоперевозок заставит часть основных клиентов железной дороги ориентироваться на другие виды транспорта, где такая возможность есть, а если альтернативы железной дороге нет, новые тарифы ударят по отечественной промышленности.
«Из-за увеличения цены, из-за этих дополнительных 17 млрд грн ($665,6 млн) объемы производства снизятся на 14 млн тонн. Больше всего пострадает производство таких грузов, как стройматериалы (песок, щебень, известняк), уголь и железорудное сырье. В результате ВВП снизится на 0,5%, экспорт упадет на 1,36%, импорт – на 0,5%. Больше всего пострадают предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности. Последствия непосредственно затронут и рядовых украинцев. Сокращение рабочих мест коснется 52 тыс. человек. Бюджеты из-за снижения объемов производства и сокращения рабочих мест недополучат 3,9 млрд грн ($152,7 млн). Вот цена этого роста тарифов. Он будет производить отрицательный эффект. Поэтому его нужно минимизировать», – подчеркнул эксперт.

После изучения материалов исследования и мнения рынка госрегуляторная служба Украины приняла решение отказаться от введения автоматической индексации тарифов.

По мнению главы госрегуляторной службы Ксении Ляпиной, без создания национальной регуляторной комиссии по вопросам транспорта проблемы железной дороги решить не удастся.
«К нам поступил проект от Мининфраструктуры, касающийся автоматической индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Но мы нашли там существенные недостатки и отказали в согласовании этого проекта. Но идея формульного подхода и поиска форм взаимопонимания остается. Я считаю, что без независимого регулятора далеко никто не поедет. Он определит, что является инфраструктурной составляющей, что пойдет в свободный рынок, что может субсидироваться, изучит расходы железной дороги. Это профессиональная работа, которая должна быть сделана. Кто-то должен профессионально анализировать затраты железной дороги. Однако до начала работы новоизбранного парламента и формирования нового кабинета министров вопрос тарифов решить вряд ли возможно. Время до сентября, когда новая власть начнет работу», – резюмировала она.
Власть | Тариф

Автор: Ксения Ермакова

Новости

6 ч
9 ч
13 ч
13 ч
14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Финансы»

Суббота, 22.06.2019 в 17:22
Суббота, 18.05.2019 в 22:23
Суббота, 20.04.2019 в 22:04