Подписка 1520 - PDF

Вагоны остались без «обуви»

Суббота, 10.08.2019 в 23:03
Дефицит цельнокатаных колес оказался заразным
Вагоны остались без «обуви»
В Казахстане наблюдается резкий спад железнодорожного машиностроения. АО «ЗИКСТО» полностью остановило производство грузовых вагонов из-за нехватки комплектующих российского производства. По этой причине и из-за роста стоимости запчастей переданная в управление завода Казахстанская вагоностроительная компания (КВК) находится в состоянии банкротства.

Как сообщил вице-министр по инвестициям и инфраструктурному развитию Аманияз Ержанов, казахстанское вагоностроение терпит убытки из-за импортозависимости. С начала года наблюдается спад производства грузовых вагонов, связанный с тем, что заводы ЗИКСТО и КВК простаивают из-за отсутствия поставок комплектующих из России. По информации министерства, производителям вагонов не хватает крупного литья, в частности надрессорных балок, поставщиком которых является российская компания «Бежицкая сталь» (входит в АО «Трансмашхолдинг»).

Однако заместитель генерального директора по развитию ЗИКСТО Валерий Спицын эту информацию не подтвердил. «С российским поставщиком литья у нас нет никаких проблем, заводы встали из-за нехватки цельнокатаных колес. Мы обращались на Выксунский металлургический завод (ВМЗ) и Нижнетагильский металлургический комбинат (НМЛК), но у них все заказы расписаны даже на первый квартал будущего года. И пока в России не принято решение о возможности приобретения колес китайского производства, что отражается в целом на рынке. Огромное количество колес мы получали из Украины, но сейчас и такой возможности нет, так как вагоны, оборудованные комплектующими «Интерпайп», не пройдут по территории России», – говорит Валерий Спицын.

В ЗИКСТО рассчитывают, что поднять производство поможет ТОО «Проммашкомплект» (ПМК), которое в Экибастузе в декабре 2019 года ввело в эксплуатацию комплекс по производству железнодорожных колес мощностью до 200 тыс. штук в год. Раньше ПМК закупал за рубежом заготовки для железнодорожных колес, на заводе их обрабатывали механическим способом, доводя до требуемой формы.

Новый комплекс может производить цельнокатаные колеса различных диаметров и конструкций диска – от 700 до 1250 мм. В качестве сырья теперь будет использоваться сортовой прокат, поставлять который могут казахстанские металлургические предприятия. «Когда ПМК сертифицирует свою продукцию, мы рассчитываем закупать колеса у них», – уточнил Валерий Спицын.

Однако это вряд ли спасет КВК от банкротства. Как ранее писал «Гудок», в июне 2016 года 69,94% активов компании по договору передали ЗИКСТО в доверительное управление, чтобы по ранее заключенному пятилетнему контракту изготовить для АО «КТЖ-Экспресс» 7,5 тыс. универсальных железнодорожных платформ. Самостоятельно компания на тот момент его не могла выполнить, а после подписания договора даже планировала расширить модельный ряд выпускаемой продукции. Тем не менее добиться этого не удалось.
«КВК находится в предбанкротном состоянии на протяжении последних трех лет. Комплектующие для компании приходили как давальческое сырье от ЗИКСТО, которые были в запасе у завода. Поэтому с поставками проблем не было. Они возникли у КВК из-за роста цен на запчасти, в том числе на цельнокатаные колеса, колесные пары, вагонные тележки. По этой причине за три года с момента подписания договора себестоимость производства вагонов в среднем повысилась на 30%, и к настоящему моменту КВК практически остановила работу», – пояснил «Гудку заместитель генерального директора по коммерческой работе ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» Азамат Утепбергенов.

По его словам, экибастузская продукция компанию не спасет, так как в настоящий момент готовятся документы для расторжения договора АО «Казтемиртранс» с ЗИКСТО. КВК накопила долги, превышающие размер уставного капитала, и рассматривается вариант ее продажи инвесторам. Поэтому перспективы развития компании перешли на второй план.

Стоит отметить, что на продукцию ПМК рассчитывают и в России, так как дефицит цельнокатаных колес в стране стоит не менее остро. По этому поводу Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела расследование в отношении ВМЗ, так как с апреля 2019 года компания начала продавать часть колес по принципу конкурентных процедур. Это привело к тому, что цены выросли в два раза по сравнению с I кварталом 2019 года, достигнув уровня 100 тыс. руб. за штуку. Хотя анализ показал, что предприятие в 2017–2018 годах работало в условиях максимальной загрузки производственных мощностей, а также проводило мероприятия по их увеличению, а цены ВМЗ в 2018 году были ниже импортной альтернативы «Интерпайпа» и цен, сложившихся на вторичном рынке перепродаж.

По словам начальника управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимхановой, на российском рынке уже долгое время присутствуют три участника – ВМЗ, «Евраз НТМК» и «Интерпайп». Причем доли последних компаний в определенные периоды были сопоставимы по объемам. В перспективе ожидается появление других игроков. Это новый производитель из Казахстана ПМК, который в настоящий момент отлаживает производственный процесс и качество продукции. Также в 2019 году была сертифицирована партия колес из Китая. И недавно коллегия Европейской экономической комиссии временно приостановила действие пошлины на колеса «Интерпайпа». Такое решение положительно скажется в целом на рынке комплектующих.
Машиностроение | Проблема

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

15 ч
1 д
1 д
1 д
1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Грузовая база»