Подписка 1520 - PDF

Право на экспертизу

Суббота, 20.04.2019 в 00:00
Парламент Казахстана внес поправки в транспортное законодательство
Право на экспертизу
В республике поменяется порядок расследования происшествий на железнодорожном транспорте. Теперь к участию в рабочих и экспертных группах будут допускаться не только министерства, но и собственники вагонов, отраслевые ассоциации и общественные организации.

Сенат парламента Казахстана 11 апреля 2019 года принял законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта». Документ предусматривает внесение правок в закон «О железнодорожном транспорте».

По словам вице-министра по инвестициям и развитию Тимура Токтабаева, изменения в документе позволят исключить пробелы в действующем транспортном законодательстве, повысить качество перевозок пассажиров и багажа, определить компетенции уполномоченного органа по утверждению правил перевозок грузов по железной дороге, усовершенствовать порядок проведения расследований на железнодорожном транспорте.

Как пояснил директор Департамента логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Рустан Дженалинов, предварительно документ обсуждался в отраслевых ассоциациях и в палате и в целом был одобрен. Основная идея в том, чтобы в расследованиях происшествий на железнодорожном транспорте ведущую роль занимало Министерство инвестиций и развития (МИР), которое курирует транспортную отрасль. Поэтому ведомству, как уполномоченному органу, расширили полномочия при проведении этой процедуры.
«В действующей редакции закона «О железнодорожном транспорте» написано, что только министерства могут принимать участие в расследовании крушений или сходов поездов. Документ разрабатывался в советские времена, когда вся железнодорожная инфраструктура принадлежала государству и разбором чрезвычайных ситуаций на подъездных или магистральных путях занималась исключительно «Казахстан темир жолы» (КТЖ). Сейчас компания преобразовалась в акционерное общество, и ситуация в целом изменилась, так как участников перевозочного процесса стало гораздо больше», – пояснил «Гудку» начальник управления по расследованию происшествий на железнодорожном и водном транспорте Транспортного комитета МИР Асылбек Исакаев.

В частности, при сходе или крушении поезда КТЖ, как и раньше, создает комиссию по расследованию, готовит акт или техническое заключение о причинах, а, скажем, владельцы подвижного состава или подъездных путей его оспаривают в суде на том основании, что экспертизу проводило такое же акционерное общество, каким являются и сами компании. И у них одинаковые юридические права.
«По новому законопроекту уполномоченным органом становится министерство, которое будет создавать комиссию по расследованию, в которую войдут все заинтересованные в результатах экспертизы компании. К примеру, если сход произошел на путях КТЖ, в разборе примут участие представители всех причастных подразделений из путевого, локомотивного хозяйства, сигнализации и связи, ревизорский аппарат и другие. Такое же право будут иметь все собственники вагонов, из которых сформирован состав, а также отраслевые ассоциации и общественные организации. Мы будем их включать в состав комиссии и даже в рабочие и экспертные группы, чтобы все процедуры были открыты, прозрачны и объективны. Каждый будет иметь право голоса и право на особое мнение», – говорит Асылбек Исакаев.

По его словам, в обычной практике к разбору чрезвычайных происшествий подключаются транспортная прокуратура и органы Министерства внутренних дел, которые параллельно проводят собственные расследования. С принятием поправок их взаимодействие с МИР также изменится. Уполномоченный орган будет предоставлять им по факту выводы, к которым придет следственная комиссия.
«Мы также планируем в рамках комиссии сформировать несколько профильных рабочих групп, начиная с колесных пар, вагонов, локомотивов, подгруппу по путям, которые будут нести ответственность за представленные результаты или экспертизу. И хотим создать отдельную медицинскую комиссию, которая сможет оценить, в каком состоянии машинист или помощник управляли подвижным составом, не полагаясь на результаты предрейсового осмотра», – уточнил Асылбек Исакаев.

Сенаторы рассмотрели поправки в законопроект в двух чтениях и направили на подпись главе государства.

Ранее Мажилис (нижняя палата) парламента Казахстана поддержал инициативы депутатов по вопросам транспорта.

Напомним, последняя крупная авария произошла на магистрали в июне 2018 года: сход восьми вагонов спровоцировало экстренное торможение состава из-за искривления пути на перегоне Жидели – Берлик. Поездом следовали 829 пассажиров, в результате происшествия погиб 12-летний ребенок, различные травмы получили 25 человек. В то же время, по официальным данным КТЖ, в 2018 году количество нарушений безопасности движения на железной дороге сократилось на 29%.
Документ | Власть

Автор: Елена Кудрявцева, Ксения Ермакова

Новости

1 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»