Подписка 1520 - PDF

Вокзал для «чужих»

Суббота, 06.04.2019 в 00:00
«Укрзализныця» разрешит частным компаниям оперирование вокзалами
Вокзал для «чужих»
Акционерное общество «Укрзализныця» (УЗ) в течение этого года реализует пилотный проект по передаче в концессию железнодорожных вокзалов в Николаеве и Хмельницком. Это позволит провести модернизацию объектов за счет бизнес-структур.

Председатель правления УЗ Евгений Кравцов отметил, что к реализации проекта предлагается привлечь международных экспертов, в том числе из Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирного банка. Ранее в Министерстве инфраструктуры Украины рассматривали возможность передачи в концессию и Центрального киевского железнодорожного вокзала.
«Однако начинать концессию с главного вокзала страны, пожалуй, глупо. Потенциал этого вокзала огромен, сегодня он является образцом архитектуры, но «Укрзализныця» может сделать из него реальную визитку страны. А оба выбранных для «пилота» вокзала нуждаются в расширении и реконструкции. Ожидаем, что концессионер поможет решить этот вопрос», – подчеркнул господин Кравцов.

В свою очередь, директор департамента стратегического развития и инвестиционной политики УЗ Антон Соболевский сообщил на брифинге для журналистов, что конкурсы на концессию планируется объявить сразу после принятия нового закона «О концессии», который в настоящее время находится на рассмотрении Верховной рады.
«Напомню, еще в прошлом году обсуждалась возможность объединения вокзалов в отдельную Вокзальную компанию с дальнейшей ее передачей в концессию. По нашим расчетам, это позволит увеличить доходы вокзалов в пять – семь раз», – подчеркнул топ-менеджер.

Как рассказал «Гудку» директор Центра транспортных стратегий (ЦТС) Сергей Вовк, ЦТС в прошлом году провел исследование среди компаний, контролирующих порядка 90% грузопотоков на Украине, итоги которого говорят о высокой востребованности среди представителей бизнеса проектов в области государственно-частного партнерства и концессий в железнодорожном секторе.
«Рынок этого требует, а, учитывая стратегию развития УЗ, предполагающую отказ от непрофильных активов с помощью всех рыночных инструментов, включая концессию, такое направление коммерции является достаточно перспективным. При этом вокзалы являются одними из наиболее привлекательных активов. Такие объекты интересны как девелоперские проекты, возможно перепрофилирование площадей под торговлю, выставочные мероприятия и другие проекты в сфере event-бизнеса. Сейчас в Европе наблюдается тенденция – вокзалы постепенно перестают быть просто крупными железнодорожными станциями и постепенно перепрофилируются в торгово-развлекательные центры, где люди могут поесть, провести время, заняться шопингом. Это открывает для компаний, управляющих вокзалами, хорошую возможность генерации дополнительных доходов. Соответственно, в первую очередь в участии в концессии будут заинтересованы девелоперские компании, которые профильно занимаются развитием коммерческих площадей», – подчеркнул Сергей Вовк.

Эксперт согласился с руководителем УЗ, что начинать с таких «лакомых кусочков», как Центральный киевский вокзал, наверное, было бы неправильно, а вот более скромные объекты в Николаеве и Хмельницком хорошо подходят для «пилота».
«Они генерируют достаточный пассажиропоток, и там будут работать все те же механизмы, что и на крупных вокзалах городов-миллионников, но немного в уменьшенном масштабе», – заключил он.

По мнению экс-замминистра инфраструктуры Украины Александра Кавы, передача вокзалов в концессию – это теоретический проект, который «выстрелить» не сможет.
«Да, с этими вокзалами есть определенные проблемы, но решать их надо было за счет «Укрзализныци». Суммы до 30 млн грн хватило бы, чтобы или перестроить, или даже выстроить заново вокзал в Николаеве. А заявления в стиле: «Не будем чинить, лучше передадим в концессию» – это просто перекладывание ответственности, перевод стрелок. Да, есть тренд на превращение вокзалов в многофункциональные комплексы. Но в таких случаях речь идет, как правило, о больших городах и крупных транспортных хабах. А через Николаев в сутки проходит пять пар пассажирских поездов – достаточно скромный грузопоток. Кроме того, состояние УЗ далеко от реализации таких проектов, с моей точки зрения, для начала надо привести в порядок операционную деятельность, обеспечить высокое качество перевозочного процесса, а уже затем заниматься концессиями», – подчеркнул господин Кава.
Актив | Эксплуатация

Автор: Константин Мозговой

Новости

44 м
57 м
1 ч
2 ч
3 ч
20 ч
20 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»

Суббота, 10.08.2019 в 23:16
Суббота, 10.08.2019 в 23:01
Суббота, 20.07.2019 в 23:08