Подписка 1520 - PDF

Девятнадцать километров раздора

Суббота, 16.03.2019 в 00:00
В Литве изменился список стратегических железнодорожных объектов
Девятнадцать километров раздора
С такой инициативой выступило Министерство транспорта и коммуникаций Литвы, а правительство страны ее поддержало. Изменения в документе позволят избежать дополнительной проверки тендера на реконструкцию путей между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге. Решение позволит подписать договор Lietuvos gelezinkeliai с победителем конкурса на модернизацию линии – эстонской компанией Vitras-S. Споры участников маленького проекта и так сильно затянулись.

Напомним, что 19-километровый участок между Мажейкяем и Реньге демонтирован литовской стороной в 2008 году под предлогом ремонта путей, но так и не был восстановлен. В 2011 году польская компания Orlen, которая контролирует грузопотоки Мажейкяйского завода и поставляет топливо в Латвию, пожаловалась в Европейскую комиссию, обвинив Lietuvos gelezinkeliai (ЛЖД) в нарушении конкуренции. В марте 2013 года Еврокомиссия начала официальное расследование, по итогам которого на ЛЖД наложили штраф в размере 27,87 млн евро, а также обязали восстановить пути.

В августе 2018 года на участке положили первый «символический рельc» в знак того, что ветка будет восстановлена. В сентябре того же года Latvijas dzelzceļs (LDz) потребовала от ЛЖД компенсации в размере 57 млн евро за разобранный участок в Реньге. А днем позже LDz Cargo («дочка» LDz) также потребовала компенсации в размере 25,4 млн евро.

В 2018 году ЛЖД объявили тендер на поиск подрядчика для реконструкции линии. Vitras-S стала победителем конкурса, сделав самое выгодное предложение в размере 9,35 млн евро (без НДС). Предложение LDZ Infrastruktura («дочка» LDz) оказалось на 200 тыс. евро больше и составило 9,55 млн евро, Gelezinkeliu Tiesimo Centras (дочерняя компания ЛЖД) занимает третье место с 10,47 млн евро.

Однако подписание договора так и не состоялось, так как литовская правительственная Комиссия по координированию защиты важных для обеспечения национальной безопасности объектов усомнилась в прозрачности тендера на поиск подрядчика, заподозрив компанию Vitras-S в возможных связях ее руководства и акционера с Россией.

Представители комиссии и правительства Литвы заявили, что владелец Skinest Rail Олег Оссиновский имеет связи с иностранными государственными органами, физическими или юридическими лицами, представляющими угрозу для национальной безопасности.

Комиссия также предположила, что Vitras-S и LDZ Infrastruktura могли договориться о передаче части работы другой компании, в зависимости от того, кто из них выиграет тендер.

Поскольку ЛЖД не заключили контракт с Vitras-S, возникла угроза не восстановить железнодорожную ветку в соответствии с обязательством, наложенным Европейской комиссией.

В феврале 2019 года государственный орган запросил заключения по соблюдению условий тендера у литовских Управления государственных закупок, Совета по конкуренции, Службы специальных расследований, Министерства транспорта и ЛЖД.

Заместитель директора Управления государственных закупок Йовита Петкувиене заявила, что ее служба не будет проводить углубленную оценку тендера подрядчика, поскольку не видит нарушений в его условиях.
«У нас нет никаких подозрений о возможных нарушениях, в том числе о некоторых ограничениях конкуренции, предъявляемых к квалификационным требованиям или с помощью критериев оценки. В них приняли участие три поставщика, что позволяет нам сделать вывод, что конкуренция была обеспечена. Мы не получили никаких жалоб от рынка о нарушении условий закупок, поэтому не видим оснований для начала оценки», – сказала госпожа Петкувиене.

По ее словам, если закупающая организация видит на этапе оценки претендентов, что несколько поставщиков координировали свои предложения, действовали несправедливо, и имеет веские доказательства, то закон о государственных закупках разрешает исключать таких поставщиков из тендера. Она подчеркнула, что для обращения в суд нужны серьезные доказательства. Кроме того, в соответствии с условиями закупок и контрактов нет никаких ограничений на привлечение субподрядчиков, за исключением того факта, что субподрядчики должны соответствовать определенным квалификационным требованиям, связанным с выполняемой ими работой.

Председатель правления Vitras-S Вайдотас Балынас (бывший заместитель директора Центра закупок ЛЖД) опроверг информацию о связи с LDZ Infrastruktura.
«Мы слышали эту «теорию заговора». ЛЖД пожаловались комиссии, что это заговор с латышами. И, если победит Vitras-S, мы восстановим участок вместе с ними. Давайте не будем смешными. Это дочерняя компания LDZ, которая имеет возможность сделать все самостоятельно», – пояснил господин Балынас.

Он добавил, что три компании хотят выполнить одну и ту же работу – восстановление верхней конструкции железной дороги, включая железнодорожные пути и шпалы, и им нет смысла нанимать субподрядчиков.
«Vitras-S может предложить лучшие цены, так как компания меньше и эффективнее, чем Gelezinkeliu Tiesimo Centras. И хотя Gelezinkeliu Tiesimo Centras и LDZ Infrastruktura имеют необходимое оборудование для этих работ, Vitras-S арендует такое оборудование», – заметил он.

Заместитель генерального директора, директор по коммуникации ЛЖД Мантас Дубаускас рассказал «Гудку», что от компании действительно поступала жалоба в Комиссию по координированию защиты важных для обеспечения национальной безопасности объектов, но только по вопросу связи руководства и акционера Vitras-S с Россией, а о нарушении конкуренции официальной жалобы не было.

В среду правительство исключило из списка важного для обеспечения национальной безопасности оборудования и имущества пути, находящиеся на границе со странами Европейского союза (в данном случае с Латвией), и оставило в нем только железнодорожные линии на границах с Россией и Беларусью. При этом в список внесли магистральные железнодорожные линии, три топливные базы и Rail Baltica.

Мантас Дубаускас подтвердил, что правительство Литвы одобрило инициативу Министерства транспорта и коммуникации (аналог Министерства транспорта России) об изменении списка стратегических объектов.
«Пока сложно сказать, когда будет подписан договор с эстонским подрядчиком. ЛЖД в любом случае ждет официального ответа от комиссии, в которую компания подавала жалобу. И только в зависимости от него мы начнем предпринимать какие-либо действия», – резюмировал господин Дубаускас.
Тендер | Реконструкция

Автор: Ксения Ермакова

Новости

1 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»