Подписка 1520 - PDF

Зерно нуждается в тяге

Понедельник, 24.12.2018 в 02:46
Объединение агропромышленников просит разрешить выход частных локомотивов на рынок
Зерно нуждается в тяге
Украинская зерновая ассоциация (УЗА) направила обращение на имя премьер-министра Украины Владимира Гройсмана с просьбой в кратчайшие сроки разрешить использование частной локомотивной тяги в стране. По мнению авторов письма, это позволит увеличить объем экспортных перевозок зерновых грузов.

По словам президента УЗА Николая Горбачева, зернотрейдеры испытывают серьезные проблемы в области доставки груза с предприятий в морские порты.
«Основной вызов, который сегодня стоит перед экспортерами зерна, – это логистика. 95% украинского экспортного зерна транспортируется через порты Черного моря, 70% от этих объемов доставляется на морские терминалы по железной дороге», – напомнил Николай Горбачев.

Самое слабое место в украинской инфраструктуре, отметил он, это перемещение зерна от внутренних элеваторов к портам. Так, все украинские элеваторы при наличии нужного числа грузового подвижного состава могут ежесуточно грузить около 700 тыс. тонн зерна. Вместе с тем железная дорога не позволяет перевезти более 117 тыс. тонн.
«Прорыва в этом вопросе в следующем сезоне мы не ожидаем. Главной проблемой остается дефицит локомотивной тяги, которая в настоящее время полностью управляется железнодорожной администрацией ЧАО «Укрзализныця» (УЗ). Закон о железнодорожном транспорте, который сейчас разрабатывается в коридорах власти, должен обеспечить открытие рынка локомотивной тяги для частных операторов. По нашему мнению, это единственный способ, который позволит решить проблему в перспективе одного года-двух лет, учитывая, что в текущем, 2018/19 сельскохозяйственном сезоне ожидается рекордный урожай – порядка 92 млн тонн зерновых и масличных культур. Иначе эту проблему, с нашей точки зрения, не решить, потому что стоимость локомотивов высокая и вряд ли железнодорожная компания сможет восполнить их дефицит в ближайшее время», – резюмировал президент УЗА.

Напомним, введение института частной тяги на Украине предусмотрено соглашением об ассоциации этой страны с Евросоюзом, однако в этом документе оговорен срок до 2023 года. По мнению представителей агропромышленного комплекса, если решение затянется на четыре года (а первые частные локомотивы появятся на сети УЗ еще позже), будут упущены возможности как для зернотрейдеров, которые отправят меньше зерна на экспорт, так и для железнодорожной компании, которая лишится потенциально гораздо более высоких объемов погрузки зерновых грузов.

В «Укрзализныце» затруднились прокомментировать предложение о либерализации локомотивной тяги.

При этом эксперты уверены, что в случае положительного решения по обращению зернотрейдеров покупателями локомотивов могут выступить сами заявители. По словам заместителя директора Института стран СНГ, руководителя отдела Украины Владимира Жарихина, агропромышленный комплекс – один из немногих сегментов экономики Украины, сохранивших реальную платежеспособность, так как АПК является экспортно ориентированной отраслью и прибыль компании получают в твердой валюте. Крупные грузоотправители вполне могут себе позволить небольшой парк подержанных локомотивов. Однако потенциально могут возникнуть затруднения в работе с железнодорожной госкомпанией.

«Укрзализныця» остается железнодорожным монополистом, и очевидно, что возможности отрасли могли бы использоваться более эффективно. Так что вывод в рынок отдельных сегментов УЗ вполне оправдан, учитывая проблемы вывоза грузов на экспорт. В мировой практике есть множество примеров, когда с государственным владельцем железнодорожной инфраструктуры взаимодействует частный владелец тяги. В идеале их отношения регулируются исключительно рыночными инструментами, хотя на сегодняшний день на Украине нет страховки от внезапных политических решений руководства страны, оказывающих непосредственное влияние на те или иные бизнес-процессы», – заключил Владимир Жарихин.
Либерализация | Предложение

Автор: Константин Мозговой

Новости

1 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
12 ч
13 ч
23 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»