Подписка 1520 - PDF

Господдержки не хватило

Понедельник, 09.11.2015 в 00:00
Рейтинговые показатели КТЖ снижаются по разным версиям
Господдержки не хватило
Рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило прогноз по рейтингу казахстанской железнодорожной нацкомпании АО «НК «Казахстан темир жолы» до «негативного» (рейтинг пока остается на уровне «BBB+»). Немногим ранее другое агентство – Standard & Poor's – понизило рейтинг КТЖ до значения «BB+», прогноз также «негативный».

Действие Fitch основано на мнении экспертов об ослаблении господдержки в период быстрого ухудшения самостоятельной кредитоспособности железнодорожников.
«Об этом свидетельствуют отсутствие повышений тарифов и продолжающиеся дивидендные выплаты в денежной и натуральной форме от КТЖ ее государственной материнской структуре, – подчеркнула главный аналитик Fitch Мария Фассахова. – Недостаточное повышение тарифов или дефицит господдержки других типов после 2015 года приведет к понижению рейтингов».

По мнению экспертов Fitch, в текущем году финансовые показатели КТЖ ухудшились сверх ожиданий, при этом компании не была предоставлена существенная финансовая поддержка. Кроме того, КТЖ испытывает нагрузку в форме денежных дивидендов и строительства различных зданий, запрошенных государством в 2012–2014 годы, которые компания финансирует за счет собственных средств и отражает как выплаты «в натуральной форме» (например, многофункциональный Ледовый дворец).
«КТЖ имеет стратегическую значимость для Казахстана как монопольный собственник и оператор железнодорожной инфраструктуры республики, обеспечивающий около половины всех перевозок в стране. Тарифы компании регулируются, а ее инвестиционные планы одобряются и частично софинансируются государством (в форме взносов в уставный капитал и кредитов). Правительство также предоставляет КТЖ прямые субсидии по убыточному сегменту пассажирских перевозок», – отметил ведущий аналитик Fitch Алексей Евстратенков.

Fitch отмечает, что на финансовых показателях железнодорожной компании сказалось множество событий: заморозка тарифов на грузоперевозки, падение грузооборота и девальвация тенге к доллару США почти на 50% с августа этого года. Также необходимо учитывать падение грузооборота на 6% в прошлом году, а КТЖ прогнозирует дальнейшее сокращение еще на 11% по итогам 2015 года из-за снижения экспорта и транзита грузов.
«Сейчас КТЖ реализует ряд инициатив по сокращению расходов, чтобы частично сгладить негативное влияние замораживания тарифов и снижения грузооборота, – сообщил Алексей Евстратенков. – Такие инициативы привели к снижению операционных расходов на 16,6% в первом полугодии 2015 года. Компания также уменьшила план капиталовложений на 23% на 2015–2018 годы и имеет гибкость по его дальнейшему сокращению в случае необходимости (потенциально еще на 24%). Хотя эти меры являются позитивными для кредитоспособности, их преимущества ограничены негибкой базой затрат компании и необходимостью значительных инвестиций в соответствии с планами Казахстана максимизировать свой транзитный потенциал».

Сейчас КТЖ планирует сократить долю валютного долга за счет выпуска облигаций, номинированных в тенге, однако еще неизвестно, будет ли достаточная ликвидность в тенге предоставлена властями. Финансовое хеджирование риска по курсу тенге к доллару исторически было ограничено отслеживанием валютного курса и поддержанием части денежных средств в долларах США, уверены в Fitch. По мнению аналитиков агентства, положительно на рейтинг КТЖ могут повлиять позитивное изменение рейтинга Казахстана, рост тарифов, достаточный для покрытия инфляционного увеличения расходов, взносы капитала, сглаживающие давление на баланс, а также содействие в переговорах по пересмотру пакетов ковенантов с кредиторами.

Факторов возможного ухудшения рейтинга КТЖ гораздо больше, в частности отметим длительный период снижения цен на нефть (негативно влияющий на национальную экономику), сохранение дивидендов в натуральной и денежной форме, способствующих отрицательному свободному денежному потоку, и отсутствие достаточной господдержки.

В свою очередь, представители S&P понизили рейтинг КТЖ в связи с повышением долговой нагрузки на компанию.
«Понижение рейтингов отражает наши ожидания относительно того, что отношение «скорректированный долг/EBITDA» повысится до более чем 5х к концу текущего года и не улучшится до уровня, который бы, по нашему мнению, соответствовал более высокому рейтингу, в 2016 году, – считает ведущий кредитный аналитик S&P Михаил Давыдов. – Повышение уровня долговой нагрузки связано преимущественно с девальвацией национальной валюты Казахстана, которая началась с середины августа 2015 года. Это привело к увеличению долга КТЖ, более половины которого деноминировано в иностранной валюте».
«Присвоение компании новых рейтингов или прогнозов по ним вряд ли хоть как-то повлияет на работу компании – мы продолжим ее в штатном режиме», – заверил источник в пресс-службе КТЖ.
Индикаторы | Прогноз

Автор: Константин Мозговой

Новости

5 ч
5 ч
5 ч
5 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Финансы»

Суббота, 20.04.2019 в 22:04
Суббота, 02.03.2019 в 23:46
Суббота, 02.03.2019 в 23:45
Суббота, 02.02.2019 в 14:25