24 сентября 2018 14:12

Наставники тоже учатся

Опытные движенцы передают молодым работникам профессиональные навыки и совершенствуют взаимодействие со стажёрами

Во Дворце культуры железнодорожников 29 июня прошёл семинар-тренинг для работников Калининградской дирекции управления движением, занимающихся наставнической деятельностью.
Организатором семинара выступила Дирекция по кадрам и социальным вопросам. По словам заместителя начальника дирекции Светланы Яремчук, наставнической деятельностью занимаются те, кто уже реализовался в своей профессиональной деятельности: при наделении правом быть наставником учитывают в первую очередь стаж работы (не менее трёх лет на дороге и не менее двух лет в должности). Вместе с тем работа наставника достаточно специфическая и предполагает развитие дополнительных компетенций, таких как умение передавать накопленный опыт, доброжелательно общаться, чтобы грамотно мотивировать стажёров к развитию и обучению.

Поэтому для формирования и развития культуры наставнической деятельности и мотивации наиболее профессиональных работников к передаче накопленного опыта молодым в практику Дирекции управления движением прочно вошли ежеквартальные обучающие семинары. Они проводятся с 2014 года.

На этот раз обучающую программу прошли девять наставников. Тренинг стал запоминающимся событием для его участников, приятным и полезным одновременно. В ходе личной презентации движенцы лучше узнали друг друга, а на теоретическом и практическом этапах познакомились с разными стилями и этапами наставничества, механизмом мотивирующей обратной связи, усвоили правила делового общения и проблемного диалога. Методическую основу программы семинара, который подготовила и провела психолог дирекции Лариса Мещанчук, составили психогимнастические упражнения, групповая дискуссия, мозговой штурм, ролевая игра, мини-лекции.

По словам участников мероприятия, семинары-тренинги полезны и интересны даже для опытных наставников. «Нам надо постоянно совершенствовать свои навыки. Ведь от того, чему мы обучим молодых работников, во многом зависит их дальнейшая судьба. Начиная с 1995 года у меня было девять учеников, и никто из них не ушёл с железной дороги, – рассказала дежурный по станции Полесск Наталья Фёдорова. – Я всегда старалась найти индивидуальный подход к каждому из них, чтобы их адаптация в профессии и в коллективе прошла как можно быстрее и продуктивнее».

По мнению дежурного по станции Ладушкин Валентины Пахолкиной, знания и навыки, которые наставники получают на профильных семинарах-тренингах, помогают им в подготовке стажёров к самостоятельной работе.
«Здесь нас учат в том числе и тому, как правильно давать молодому работнику-стажёру «обратную связь», избегать ненужных межличностных конфликтов, реагировать на трудности, связанные с обучением, – сообщила дежурный по станции Железнодорожный Светлана Лёлина. – Кроме того, с коллегами и преподавателями можно обсудить самые эффективные способы решения различных задач».

Участники семинара-тренинга не только усваивали навыки взаимодействия со стажёрами, но и размышляли о своей миссии. В итоге решили, что надо быть настойчивым, но бесконечно терпеливым учителем, внимательным к ученику и верящим в него, тогда и результат будет положительным.

Составитель поездов станции Дзержинская-Новая Артурас Прейтикас обучил уже двоих новичков и сейчас работает ещё с одним. «Наша работа очень ответственная – тут и безопасность движения, и коммерческая составляющая, без дисциплины никак, – поделился Артурас. – Хочу передать всё, что знаю сам, и научить работать с полной отдачей».

В конце семинара-тренинга ведущий инженер по подготовке кадров дирекции Наталья Шкиль обсудила с наставниками особенности их деятельности применительно к разным профессиям. Она напомнила, что допуск к самостоятельной работе движенцы-новички получают после сдачи экзамена комиссии в составе главного инженера, начальника технического отдела, ведущего инженера технического отдела и руководителя подразделения (начальника станции), после обязательных практических испытаний в течение определённого количества рабочих смен (в зависимости от класса станции).

Каждый участник получил Конспект наставника. Как подчеркнула Лариса Мещанчук, разработавшая этот 38-страничный документ, он содержит все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для развития корпоративных компетенций наставников. Пособие сформировано на основе обучающих материалов, которые предоставил отдел развития и обучения персонала службы управления персоналом Центральной дирекции управления движением.

Вера Башканова
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31