12 декабря 2018 05:32

Как обойти провал...


В результате техногенной аварии на одном из рудников в Пермском крае осенью 2006 года в зоне оседания почвы оказался участок железнодорожного полотна в районе станции Березники. Для обеспечения бесперебойной перевозки грузов в конце прошлого – начале этого года в короткие сроки возведен 850-метровый неэлектрифицированный однопутный обход опасного места.
О сложившейся ситуации и перспективах ее развития – наш сегодняшний разговор с главным инженером Свердловской железной дороги Игорем Набойченко.
В результате техногенной аварии на одном из рудников в Пермском крае осенью 2006 года в зоне оседания почвы оказался участок железнодорожного полотна в районе станции Березники. Для обеспечения бесперебойной перевозки грузов в конце прошлого – начале этого года в короткие сроки возведен 850-метровый неэлектрифицированный однопутный обход опасного места.
О сложившейся ситуации и перспективах ее развития – наш сегодняшний разговор с главным инженером Свердловской железной дороги Игорем Набойченко.

 

- Игорь Олегович, по первоначальному плану 1 декабря этого года в районе станции Березники должно было завершиться строительство шестикилометрового обхода, но помешали непредвиденные обстоятельства…

- Совершим небольшой экскурс в историю вопроса. Действительно, в начале этого года институт «Уралжелдорпроект» выполнил проект шестикилометрового двухпутного участка (смотри на схеме), проходящего полностью по новой трассе и, по мнению ученых, обходящего опасный район. Изначально договор на выполнение проектной документации по заданию администрации Пермского края заключило Управление капитального строительства (УКС) города Березники. Институтом на основании имевшихся предварительных материалов проводилась оценка возможных маршрутов прокладки линии, выполнялись геологические и топографические работы. После этого был определен оптимальных вариант, впоследствии согласованный во всех инстанциях.


После неоднократного его рассмотрения, в том числе на уровне правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника, было принято решение о финансировании строительства из бюджета ОАО «Российские железные дороги». В результате этого заказчиком проектирования и возведения обхода становится Свердловская железная дорога. Договор между УКСом Березников и «Уралжелдорпроектом» аннулируется. Расчет с институтом за проект шестикилометрового обхода осуществила Свердловская магистраль.

Незамедлительно мы приступили к реализации комплекса необходимых работ. Одним из генеральных подрядчиков стало предприятие «Пермдорстрой», которое весьма активно включилось в процесс, и уже к началу сентября почти полностью завершило подготовку трассы. Между тем, в середине сентября поступило заключение специалистов Горного института Уральского отделения Российской Академии Наук, проводивших в плановом порядке обследования в аварийном районе, о том, что часть запроектированной трассы шестикилометрового обхода попадает в зону образования возможных провалов земляной поверхности. Опираясь на полученные выводы, председатель правительства Пермского края Николай Бухвалов принял решение о приостановлении строительства и поиске в кратчайшие сроки нового варианта прокладки.

- Какие меры в этой связи предприняла Свердловская железная дорога?

- Мы представили новый вариант обхода провала с учетом данных по опасным зонам, выявленных специалистами Горного института. Он получил одобрение ученых Уральского отделения РАН и администрации Пермского края. После официального заключения Ростехнадзора о возможности строительства в соответствии с предложенным маршрутом, «Уралжелдорпроект» приступил к проектированию. Новая двухпутная электрифицированная ветка состоит из трех участков в виде петель протяженностью 1,8 километра, 1,5 и 2,3 километра, расположенных в разных точках, которые врезаются в существующий путь. Стоит отметить, что участок в 2,3 километра пройдет по ранее спроектированному маршруту, так как, согласно информации ученых, ему проседание не угрожает. Таким образом, удастся сэкономить не только финансы, но и время, которое как никогда дорого. Ведь железнодорожные перевозки для данного региона имеют большое социально­экономическое значение.


В октябре нам пришлось столкнуться с ситуацией, когда Горный институт отозвал свое положительное заключение, касающееся северного участка. Ученые и представители «Уралкалия» заявили о том, что считают прохождение по нему опасным. По их мнению, нужно уходить на значительно большее расстояние от действующей железной дороги, чем это предусмотрено проектом. В связи с этим мы резонно выдвинули требование о необходимости ужесточения подходов к своим выводам со стороны научно-исследовательских институтов. Между тем, на прошлой неделе всем участникам дискуссии удалось прийти к единому знаменателю. Принято решение, что северная петля пройдет восточнее на 40–70 метров от действующей временной ветки, по которой сейчас осуществляется перевозка грузов.

Активная фаза работ на южном участке, длиною в 2,3 километра, началась еще в сентябре. Сейчас работы идут полным ходом. За это время проведена валка деревьев, выкорчевка и разделка пней на 19 гектарах, вывезено около 6 тысяч кубометров леса, осуществлена вырезка грунта, выносятся коммуникации. То есть, выполнена подготовка к укладке верхнего строения пути. Сейчас стройка развернулась от точки примыкания к действующей железной дороге на двухсотом километре, между станциями Калийная и Березники.

Начинаются работы на сегменте обхода протяженностью в 1,5 километра, на маршруте которого находятся садовые участки и вентиляционная шахта, принадлежащая ОАО «Уралкалий». С прохождением по территории последней вопрос полностью урегулирован. Что касается садов, то проводится экспертная оценка их стоимости. После окончательного определения цены будем производить выкуп у владельцев. Как только все решится, а это вопрос нескольких дней, туда сразу же выйдем с зачисткой трассы.
В бюджете ОАО «РЖД» и Свердловской магистрали на возведение пятикилометрового обхода предусмотрены инвестиции в размере 450 миллионов рублей. Определена конкретная дата завершения его строительства – 1 января 2008 года. Столь сжатые сроки объясняются тем, что нельзя допустить прекращения грузовых перевозок.

- Все признают, что возводимый объездной путь – это временный вариант. Сейчас разворачиваются работы по проектированию так называемого длинного обхода. Расскажите об этом подробнее.

- В настоящее время институт «Уралжелдорпроект» приступил к проектированию 53-х­километрового обхода, предварительно это направление Яйва – Заячья Горка. Геодезией занимается Московский университет путей сообщения. Конкретный маршрут будет детализирован после проведения ряда дополнительных исследований. Включая установление объемов полезных ископаемых, являющихся резервом государства. Трассу необходимо проложить с учетом существующих и перспективных полей шахтных подработок месторождений Березниковско-Соликамского регион.

В рамках проекта также предстоит определить и наши взаимоотношения с грузоотправителями. Ведь возведение новой линии – это переосмысление всей системы транспортного обслуживания данного района. Например, по плану станция Березники обходится. Но предприятия по-прежнему там остаются.
Проектирование 53-х­километрового участка завершится в 2008 году, а реальный период строительства, полагаю, – 2009-2011 годы. Пока сложно сказать, станут ли эти сроки ужесточаться. По предварительным расчетам, проведенным по укрупненным показателям, инвестиции ОАО «РЖД» в возведение длинного обхода и сопутствующих объектов инфраструктуры составят от 8 до 9 миллиардов рублей. Мы сделаем все возможное для того, чтобы обеспечить бесперебойность перевозок в данном регионе.

 
Александр Кудинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31