12 декабря 2018 05:33

Медаль за экстремальность

Если бы была такая награда, её наверняка получили бы не только строители 53-километрового пути в обход района техногенной аварии в Березниках, но и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, открывший 20 декабря на этом участке постоянное движение

Если бы была такая награда, её наверняка получили бы не только строители 53-километрового пути в обход района техногенной аварии в Березниках, но и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, открывший 20 декабря на этом участке постоянное движение

 

Ранним воскресным утром 20 декабря от вокзала станции Пермь-2 отъезжает кавалькада машин. Они берут курс на станцию Яйва.

 

Наш автобус заполнен телевизионщиками с громоздким оборудованием, представителями местных и центральных СМИ. Ещё больший «наплыв» журналистов ожидается на месте события.

 

Знакомой дорогой

 

Уже который раз корреспонденты «УМ» едут по этой дороге в Березники. Плавные изгибы, подъёмы и спуски, живописные лесные пейзажи с Камой на горизонте радовали нас во все времена года. Мы ехали мимо них сначала на место земного провала, потом на заседания Правительственных комиссий, запуск «малых» обходов – протяжённостью 850 метров и 6 километров. Сегодня нас ждёт открытие 53-километрового участка в обход «соляных полей», а значит – гарантированного железнодорожного сообщения весомого промышленного комплекса Соликамска и Березников со всей страной и миром.

 

Нас обгоняет правительственная колонна машин в сопровождении милицейского эскорта – это тоже говорит о значимости предстоящего мероприятия.

 

Яйва – река, посёлок, станция

 

На глазах оживает тихий до недавнего времени посёлок Яйва. Перед помолодевшим станционным зданием и путями, занятыми сплотками ПМС и поезда «Путеец-1», оборудована вертолётная площадка: ровный смёрзшийся настил гравия, красные флажки по углам. Местные жители стоят плотной группой, горячо обсуждают предстоящее торжество. Один из них, Богдан Гуковский, уверен, что с развитием станции оживёт и посёлок, а приезд влиятельных лиц принесёт всем большую пользу.

 

– Только бы мороза не испугались, – усмехается он в белый от инея поднятый воротник.

 

На самой станции яблоку упасть негде: строители, железнодорожники, у которых сегодня знаменательный день, ведомст-
венная охрана, милиция, представители администрации всех уровней, пресса.

 

Самый свободный кабинет – помещение дежурного по станции. За новеньким пультом – Ирина Шумкова, рядом ДС Любовь Рябкова:

 

– Вот уже год работаем в авральном ритме, привыкли уже, втянулись. Круглые сутки всё вокруг строится, обновляется, оборудуется новой аппаратурой. Думаю, что спокойствие нам ещё долго не грозит. Но сегодня – особый день. Приезд на станцию президента ОАО «РЖД» Владимира Ивановича Якунина, открытие участка для грузового, а затем и пассажирского движения для нас – событие огромного значения.

 

– Как обстановка на участке? – быстро входя в помещение, интересуется у смены заместитель начальника службы перевозок Владимир Яковлев. Внимательно слушает ответ, даёт указания. На предложение прокомментировать для дорожной газеты ситуацию Владимир Михайлович на бегу качает головой:

 

– Сейчас некогда, давайте поговорим позже.

 

– Машинист электропоезда на первом пути, – вызывает Ирина Шумкова, – сообщите о готовности.

 

– Электропоезд для следования в Березники готов, – сразу отвечает машинист первого класса мотор-вагонного депо Пермь-2 Владимир Фроловский.

 

В соседнем помещении, как и у всех на станции, чистота, порядок, новая мебель и аппаратура. Под щёлканье реле ведём беседу с исполняющим обязанности директора СМП-805 Андреем Фомичёвым и главным инженером Владимиром Неуйминым:

 

– Наш строительно-монтажный поезд обеспечил работу на участке устройств сигнализации, централизации и автоблокировки. Все они проверены, опробованы. Уверены в их надёжности, но всё равно волнуемся. Ведь трудились в особых условиях: сжатые сроки, проектная документация – «с листа», сложные погодные условия, и при этом мы были последним звеном стройки.

 

В таких условиях с благодарностью восприняли оперативную помощь ОАО «Транссигналстрой» в виде трёх СМП – из Иркутска, Самары и Москвы. Как обещали, поставили аппаратуру нового поколения, в сроки уложились, качество обеспечили. Желаем эксплуатационникам безотказной работы наших устройств!

 

Заместитель генерального директора ОАО «Бамстроймеханизация», основного подрядчика стройки, Николай Золотарёв на наши вопросы отвечает со сдержанной гордостью:

 

– Проектные сроки строительства – 32 месяца, но мы уложились меньше чем в год. Надо отметить, не только нам, трудно было всем. Достаточно сказать, что в ходе работ несколько раз менялась ось трассы, а окончательную проектную документацию получили в феврале этого года. Большие проблемы были с грунтами, а это – основа земляного полотна. Не говорю уже про погоду – затяжные дожди летом и морозы до -47 несколько дней назад. Но «бамовцам» работать в экстремальных условиях не привыкать. Напряжённый ритм работ выдержали.

 

– Знаете, – смеётся Николай Анатольевич, – если бы вручалась медаль «За экстремальность», строители точно стали бы её обладателями.

 

«Который из них президент?..»

 

В ясном морозном небе слышится гул вертолётных моторов. Один за другим, с перерывом в несколько минут, в яростных вихрях снежной пелены на площадку медленно приземляются три вертолёта. Со стуком опускаются двери-трапы. Из последней «стрекозы» к встречающим выходят Владимир Якунин, представитель Президента России – Генеральный инспектор по Пермскому краю Алексей Андреев, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Юрий Медведев, начальник Свердловской железной дороги Владимир Супрун и губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Все одеты, что называется, «по погоде» – в мохнатые шапки, куртки.

 

– Который из них президент РЖД? – не на шутку волнуются запорошённые инеем телевизионщики.

 

Сразу с вертолёта высокие гости спешат в хозяйство 12 линейного участка Березниковской дистанции пути, знакомятся, а затем поднимаются в вагоны специального поезда «Путеец-1» (о нём «УМ» уже писала), обеспечивающего новые условия труда и высокую технологию ремонтных работ на пути. Пояснения дают Владимир Супрун и начальник мотор-вагонного депо Пермь-2 Сергей Лифанов.

 

– Здесь есть всё, что нужно для обслуживания участков пути, – рассказывает Владимир Супрун. – Сто человек на борту во главе с дорожным мастером. Не нужно думать о средствах механизации, инструментах. Всё уже здесь. Выехали на место работ, устранили неисправность, вернулись.

 

Владимир Якунин с интересом осматривает новую ремонтную подвижную единицу, с похвалой отзывается об инициативе и предприимчивости людей, её создавших.

 

В просторном помещении бокса для отстоя техники тесно от телевизионных и фотокамер. При появлении Владимира Якунина они вступают в работу: мелькают вспышки.

Небольшое помещение вокзала станции Яйва тоже загодя подготовлено к встрече: вдоль стен красочные стенды, перед ними макет-схема «большого» обхода. Президент Компании внимательно слушает доклад Владимира Супруна о ходе и этапах стройки. Начальник дороги особо подчёркивает:

 

– Так вышло, что сдача всех обходов приходится на декабрьский период. И все они вводятся в эксплуатацию раньше установленных сроков. На втором этапе планируется строительство двух путепроводов, развитие разъездов и станций, восстановление пассажирского и пригородного движения. По мере роста объёмов перевозок – открытие второго пути.

 

Так что впереди – новые пусковые объекты. 

Всё уложилось в 50 минут

 

Участников пуска приглашают в четырёхвагонный новенький электропоезд. Порядком промёрзшие, они с удовольствием принимают предложение, быстро рассаживаются по местам. Отправление в 11 часов 15 минут московского времени.

 

Поезд разгоняется до 80 км/ч. За окном мелькают огромные ели, тополя. Их могучие ветви скрыты под толстыми шапками снега, на земле – сугробы. Пересекаем холмы, овраги, речушки. Вдоль пути – крутые изгибы технической трассы. Металлический, оцинкованный блеск опор контактной сети, мёрзлые кучи земли под второй путь.

Корреспонденты, особенно местные, «допрашивают» заместителя начальника дороги по пассажирским перевозкам Сергея Неха: «Правда ли, что скоро пассажирские поезда пойдут от Березников до самой Москвы?».

 

– Всё верно, с 11 января открываем пассажирское и пригородное сообщение, спешите, уже идёт продажа билетов, – поясняет Сергей Васильевич. – Маршрут поезда № 603/604 продляется до станции Березники. Возобновляется движение поезда № 689/690 сообщением Пермь-2 – Березники – Соликамск. На участ-
ке Соликамск – Березники сохраняются в обращении три пары пригородных поездов, приуроченных к наиболее востребованному времени, под прибытие и отправление поезда № 603/604.

 

С ростом спроса, уверяет Сергей Нех, будут новые маршруты.

 

…Через 50 минут проезжаем станцию Чашкино. Позади остались без малого 47 км главных путей, 6 км боковых, 1 км тупика. Промелькнули за окном 42 пересечения с электро- и газопроводами, пять мостов, 54 водопропускные трубы, 1289 опор контактной сети. За спиной осталось строительство пяти модульных постов ЭЦ, четырёх тяговых подстанций, выноска 54 коммуникаций. В мёрзлой земле – 356 км кабеля СЦБ.

 

Ближе к Каме деревья в инее – белая сказка! В 12.20 «москвы» поезд торжественно встречают на станции Березники…

 

кстати

 

Станционный колокол, звон которого возвестил об отправлении грузового поезда на построенный участок, хранится в Музее истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Он изготовлен, судя по надписи на нём, на «Заводе имени Гилёва и сыновей в Тюмени» в начале XX века. Этот музейный экспонат – постоянный «фигурант» важнейших событий, происходящих на дороге. Колокол побывал на выставке «Магистраль», участвовал в торжествах, посвящённых юбилею дороги, присутствовал на многих мероприятиях в СДКЖ.

 

прямая речь

 

Геннадий Петраков, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта:

 

Месторождения калийно-магниевых солей имеют большое значение для экономики Пермского края и России. Открытие новой железной дороги – это победа. Её поровну разделили три участника: государство, РЖД и бизнес-стуктуры, которые работают непосредственно в этом регионе.

 

Олег Чиркунов, губернатор Пермского края:

 

Сегодня, когда железная дорога вновь пришла в Соликамск и Березники, хочется помечтать. Эти мечты связаны с реализацией проекта «Белкомур», благодаря которому в перспективе участок Яйва – Соликамск перестанет быть тупиковым.

 

Василий Тарасенко, генеральный директор ОАО «Бамстроймеханизация»:

 

Нам выпала почётная и ответственная миссия. В краткие сроки, в тяжёлых технических и климатических условиях предстояло выполнить поставленную задачу. Строители сделали своё дело достойно. Впереди ещё второй этап строительства. Гарантирую, что и эту работу мы выполним вовремя и в срок.

 

СПРАВКА

 

Активная промышленная разработка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей началась в 30-х годах прошлого века. Риском их эксплуатации, как и во всём мире, являлось возможное затопление шахт и проседание почвы над ними. Тем не менее, в XIX веке в зоне месторождений была проложена железная дорога, а позже началось возведение целого города – Березники. Уже в 60-х годах XX века под землёй образовались большие объёмы пустот. Тогда впервые зашла речь о необходимости строительства здесь обходной ветки…

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31