17 ноября 2018 11:44

Возможности для рывка

Пермский регион ожидают масштабные инфраструктурные обновления

Андрей Кравчук,

заместитель начальника СвЖД

по Пермскому региону обслуживания

 

Пермский регион даёт 31 % от общего объёма погрузки на Свердловской магистрали. Неизменно обеспечивая спрос на грузовые и пассажир­ские перевозки, пермские железнодорожники намерены улучшать показатели эксплуатационной работы – за счёт внедрения инновационных проектов и устранения «болевых точек». Об этом рассказывает Андрей Кравчук.

 

– Пермский регион занимает значимое место на карте дороги. В его границах расположен Транссибирский участок от Шали до станции Чепца, стыковой с Горьковской магистралью. Здесь сосредоточены крупные узлы – Чусовской и Березниковско-Соликамский. Развёрнутая длина главных путей – более двух тысяч километров, станционных – свыше тысячи. 54 предприятия, более 15 тысяч сотрудников. И это только несколько цифр, которые, как говорится, лежат на поверхности и могут помочь составить некоторое представление о регионе.

– Андрей Анатольевич, как идёт развитие Березниковско-Соликамского узла? Как восстанавливается его инфраструктура с учётом ликвидации зоны влияния техногенной аварии? Здесь ведь расположено и несколько крупнейших предприятий химической отрасли…

– Действительно, предприятия этого узла – крупнейшие в стране поставщики минеральных удобрений. Ежесуточные объёмы по­грузки в этом районе – 58 тысяч тонн. Минераловозы отправляются на восток страны, в Китай, в порты на Октябрьской железной дороге.

Что касается развития инфраструктуры узла, то мы, безусловно, просто обязаны учитывать влияние зоны техногенной аварии. Напомню, в 2006 году затопило шахтные поля Березниковского рудника ОАО «Уралкалий», а через год произошёл первый земной провал. Вопросы обеспечения бесперебойного перевозочного процесса тогда решались в ходе выездных правительственных комиссий. Выбрали вариант строительства новой
53-километровой ветки по участку Яйва – Соликамск.

И в самом конце 2009 года линию ввели в эксплуатацию, в однопутном варианте. Диспетчерское управление стрелками и сигналами, телеуправление устройствами энергоснабжения, теленаблюдение, телесигнализация – всё это помогло обеспечить надёжность и безопасность движения по новому участку и сохранить объём грузовой работы по Березниковско-Соликамскому узлу.

Очередной провал произошёл в 2010 году – тогда разрушилась южная, нечётная горловина станции Березники. Обслуживание предприятий велось на уцелевшей части инфраструктуры. И замечу: вполне достойно!

В прошлом году часть воронки засыпали. Уже к середине 2012 года, по планам, должно быть выдано техническое заключение, которое гарантирует отсутствие проседаний земной поверхности и возможность восстановления инфраструктуры станции Березники. Лишь в этом случае мы можем заказать соответствующие проекты и завершить восстановительные работы ориентировочно в 2015 году.

– Что сделано по второму этапу строительства ветки Яйва – Соликамск?

– В 2010–2011 годах построен соединительный путь протяжённостью 2,4 километра – от станции Березники-Сортировочные до разъезда 177-й километр. Временные переезды сменили двумя автомобильными путепроводами. В прошлом году, кроме того, укрепили земляное полотно, произвели рекультивацию карьеров, смонтировали железобетонные лотки в выемках. На соединительной ветке от разъезда
177-й километр до станции Березники-Сортировочные и на третьем пути по разъезду Чашкино звеньевой путь заменён бесстыковым. Сегодня по участку Яйва – Соликамск ежесуточно курсирует 18 пар поездов.

– Как строится взаимодействие с грузоотправителями? И что нужно для роста объёмов погрузки?

– За первый квартал 2012 года объём погрузки в регионе снизился на 10,6 % к аналогичному периоду прошлого года. Так, перевозки промышленного сырья уменьшились на 45,8 %, а удобрений – на 26,1 %. На прежний уровень выйдем в августе. По­грузка за восемь месяцев прогнозируется порядка 105,5 тонны в сутки. Непременное условие увеличения показателей – заключение основных контрактов с «Уралкалием» на поставку калия в Китай и Индию, а также рост объёмов погрузки промышленного сырья и удобрений с июля 2012 года. Мы, в свою очередь, готовы принять весь предъявляемый груз.

Эти вопросы не раз поднимались при встречах с грузоотправителями Верхнекамья. Есть и результаты. Разрабатываются технологии формирования на путях общего пользования по станции Березники-Сортировочные прямых отправительских маршрутов «Уралкалия» по дополнительным направлениям (через станции Забайкальск-экспорт, Гродеково-экспорт), а также групповых отправок со станции Бисер на станцию Соликамск. Введён контроль времени оборота вертушек ОАО «Березниковский содовый завод» – между станциями Всеволодо-Вильва и Заячья горка. Предстоит существенное развитие станции Углеуральская для пропуска вагонопотока Березниковско-Соликамского узла и формирования отправительских маршрутов ОАО «Метафракс».

– В прошлом году проходила реконструкция путевого хозяйства станции Пермь-Сортировочная. Что ещё предполагается сделать для увеличения её пропускной способности?

– Пермь-Сортировочная – одна из крупнейших станций сети. Она отличается высоким уровнем автоматизации, механизации производственных процессов. За сутки на ней обрабатываются более 140 поездов. Кстати, нынче, в апреле, она отметила 60-летие.

После реконструкции длина четырнадцати станционных путей в парке отправления нечётной системы увеличилась с 900 до 1170 метров. Благодаря этому можно организовывать отправление длинносоставных и тяжеловесных поездов (до 84 вагонов и весом более 6300 тонн) на Горьковскую дорогу. Тем самым мы освободили для дальнейшего использования до 50 электровозов в месяц. Также получили возможность одновременно отправлять два грузовых поезда на оборудованный двухсторонней автоблокировкой участок Парк «В» – Курья. С учётом значения Перми-Сортировочной для магистрали за четыре года в её развитие будет вложено более 1,8 млрд рублей. В итоге пропуск­ная способность станции увеличится на 15 %.

– Одно из направлений развития региона – строительство третьего пути на участке Курья – Оверята. Насколько значим этот проект для дороги, а может, и для сети?

– Уже в прошлом году пропускная способность этого участка использовалась более чем на 90 %. На нём преобладают перевозки каменного угля и цветных металлов, нефтяных грузов, химических и минеральных удобрений. Здесь же проходит международный контейнерный поток. К 2020 году прогнозируется увеличение размеров движения на 18 % в нечётном направлении (на запад) и на 17 % в чётном направлении (на восток).

Работа над этим проектом началась ещё в прошлом году. В его рамках предусмотрено удлинение станционных путей до 1,5 километров под пропуск поездов весом 9 тысяч тонн. Здесь планируется возвести автомобильный путепровод, обновить пассажирские платформы на остановочных пунктах Мысы и Ласьва (они попадают в зону реконструкции). В этом году ОАО «РЖД» инвестирует в проект 100 млн рублей.

На главном ходу в зоне ответственности Пермского региона курсирует более 100 пар грузовых и пассажирских поездов. Со строительством третьего пути протяжённостью 12,5 километра мощность участка возрастёт на 20 поездов, что обеспечит резерв пропускных способностей магистрали и увеличит скорости движения пассажирских и грузовых поездов. Строительство его планируется начать во второй половине 2012 года, а завершить – в 2015-м.

– Андрей Анатольевич, и какой же объём инвестиций будет направлен в инфраструктуру региона в этом году?

– 5,9 млрд рублей. Львиная доля средств пойдёт на обновление подвижного состава. Эксплуатационное локомотивное депо Пермь-Сортировочная нынче пополнят 20 электровозов 2ЭС10 «Гранит».

Более 1,8 млрд рублей пойдут на модернизацию 49 километров пути на участках Пермь-2 – Бахаревка, Ферма – Осенцы, Кухтым – Боковая, Яйва – Березники-Сортировочные, Бородулино – Верещагино, Копи – Всеволодо-Вильва и Чайковская – Шабуничи. Обновим всеми видами ремонта более 200 километров пути.

Ждёт нас и реализация проектов усиления системы энергоснабжения на участке Екатеринбург – Пермь – Чепца, и удлинение путей станций Кабалуд, Кунгур, Менделеево, Верещагино, Шаля. 60 млн рублей будут выделены на развитие инфраструктуры направления Соликамск – Пермь-Сортировочная. 200 млн рублей вложим в обновление оборудования и устройств контактной сети и систем телемеханики по нескольким перегонам. В их числе Кабалуд – Кузьма, Пермь-2 – Кунгур, Кизел – Соликамск. Эти и другие мероприятия позволят Пермскому региону сделать мощный рывок, заняв достойное место в транспортной системе России.

Беседовал Серик Мустафин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30