20 ноября 2018 18:18

Константин Бабыкин – архитектор и… железнодорожник

Проектировщик самых известных зданий Екатеринбурга начинал работать в службе пути

Газета «Уральская магистраль» продолжает серию публикаций, посвященных предстоящему юбилею дворца культуры железнодорожников. Наш сегодняшний рассказ о том, кто проектировал и строил это здание: о создателе и архитекторе Константине Бабыкине.


Дворец строился в два этапа: сначала возводили клубную часть с залом на 300 мест и кружковыми комнатами (1934 год), а затем театрально-зрелищную более чем на тысячу мест (1940 год). В проектировании Константину Бабыкину на втором этапе помогали архитектор Евгения Балакшина и другие. По замыслу, удобные и светлые помещения должны были способствовать творчеству самодеятельных коллективов работников стальной магистрали. Именно с этого времени начинается подъём клубного творчества. В 1958 году ЦК профсоюза называет Свердловский ДКЖ одним из лучших в стране среди железнодорожных клубов.

Многие здания, значимые для уральских железнодорожников, построенные в первую половину прошлого столетия, выполнены по проектам Константина Бабыкина. Родился он 24 сентября 1880 года в Пермской губернии. Большую часть трудовой жизни посвятил Свердловску. 

Судьба знаменитого уральского архитектора, основоположника архитектурного высшего образования на Урале Константина Бабыкина с самого начала была тесно связана с железной дорогой. Ещё во время учёбы в Киевском политехническом институте Бабыкин из-за введения полицейского режима в учебном заведении высылается в Пермь и там получает работу в управлении Пермской железной дороги. Ему дают возможность окончить институт, защитить диплом. Новоиспечённый инженер-строитель выбирает город, где сможет сполна реализовать свой талант архитектора: Екатеринбург. Здесь Константина Бабыкина назначают помощником начальника участка пути станции, а затем и начальником участка. Бабыкин проектирует и строит школы на станциях Камышлов и Чусовская, а на других станциях – локомотивные депо, железнодорожные мастерские, служебно-технические и жилые здания. Кроме этого, Бабыкин проектировал железнодорожный вокзал для Соликамска, больницу на 400 мест для Пермской железной дороги, дома культуры железнодорожников в Красноуральске, Нытве.

Считается общепринятым, что Константин Бабыкин проектировал здание железнодорожного вокзала в Екатеринбурге в 1910 году. Однако в последнее время в качестве автора проекта вокзала 1910–1912 годов называют архитектора Феофана Вольсова. За разъяснением этого спорного вопроса мы обратились к тому, кто хорошо знал Бабыкина. Сегодня в Екатеринбурге проживает несколько его учеников. Среди них – 86-летний Геннадий Елагин. Геннадий Николаевич работал старшим архитектором в Дорпроекте. Организация располагалась в здании управления СвЖД – том самом, которое проектировал его учитель. В настоящее время Елагин – известный краевед и автор нескольких книг о Екатеринбурге.

– В своей анкете Константин Трофимович прямо указывал, что проектировал здание железно-дорожного вокзала, – рассказал Геннадий Николаевич. – Решено оно было в стиле модерн, которое господствовало в нашей архитектуре на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.

– Известно точно, что первого июня 1914 вокзал начал обслуживание первых пассажиров, – рассказывает заведующая музеем истории, науки и техники Свердловской железной дороги Татьяна Беккер. – Прежний красавец-вокзал, спроектированный архитектором Шрейбером и возведённый в 1878 году, перестал соответствовать требованиям времени: он не справлялся с возросшим пассажиро-потоком. Сегодня в этом здании располагается наш музей.

Правда, и в нынешнем здании железнодорожного вокзала Екатеринбург-пассажирский, многократно перестраиваемом, от бабыкинского мало что осталось.

В 1919 году, при отступлении армии Колчака в Сибирь, в числе других инженерно-технических работников и интеллигенции Бабыкина вывезли из города. И снова его судьба связана со стальной магистралью. В Иркутске работал архитектором технического отдела управления Забайкальской железной дороги, в Омске – начальником отдела гражданских сооружений Сибирского округа путей сообщения. В мае 1921 года вернулся в Екатеринбург. К тому времени сюда перевели управление Пермской железной дороги. Размещалось оно довольно далеко от вокзала, в здании бывшей мужской гимназии (ныне – здание на проспекте Ленина). Бабыкина назначили заместителем начальника службы пути и начальником проектной группы. В мае 1923 года Константина Трофимовича переводят на должность начальника проектно-технического отдела управления дороги. Он проектирует депо, мастерские и рабочие клубы для Перми, Тагила, Тюмени, Верещагина, Чусовской. 

Вершиной творчества Константина Бабыкина считается здание управления Свердловской железной дороги. И по сей день это торжественное здание на улице Челюскинцев считается архитектурной жемчужиной города.

Закладка состоялась в августе 1925 года в присутствии, как указано в официальном документе, «делегации германского пролетариата, прибывшей на Урал при председателе делегации – товарище Фрейбергере, при уполномоченном народного комиссара путей сообщения, председателе правления и начальнике Пермской дороги А. И. Емшанове». Бабыкину пришлось отстаивать проект, его хотели даже судить за растрату государственных средств. Проект здания по мере разработки становился дороже, это и вызвало недовольство. Бабыкин настоял, чтобы здание было отодвинуто вглубь от красной линии, и возвышалось на скальном грунте. Кроме того, в облицовке использовалась дорогая свинцовая чеканка. В итоге архитектор настоял на своём, и этот технический элемент уберёг фасад здания от многочисленных ремонтов. Теперь и городу и Свердловской магистрали есть чем гордиться.

Константин Бабыкин построил в Екатеринбурге немало других замечательных зданий, которые и до сих пор служат визитной карточкой города. Среди них – УГТУ–УПИ (УрФУ), театр оперы и балета. Он стал и основателем высшей архитектурной школы на Урале (сейчас – УрГАХА).

Умер Константин Трофимович 14 ноября 1960 года, похоронен верными учениками на Ивановском кладбище, неподалёку от могилы писателя Павла Бажова.


Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30