18 февраля 2019 05:07
фото: Никита Песоцкий

Объективно и рационально

Пригородным компаниям необходима модель обоснованного и оперативного регулирования составности поездов

Практическое внедрение человеко-машинной системы прогнозирования пассажиропотоков улучшит параметры регулирования, планирования и согласования актуальной составности поездов пригородного сообщения.
Артём Шмидт, инженер-экономист по развитию АО «Пермская пригородная компания», аспирант УрГУПС:
– Все предпосылки для опробования этой методики на сегодня уже сложились. В настоящее время пригородный комплекс ищет варианты снижения затрат. Отменять социально значимые маршруты нельзя. Одни субъекты Российской Федерации как заказчики услуги сократили составность всех поездов до предела. Другие, в том числе Пермский край, дали право устанавливать её перевозчику, при этом совместно оговорив маршрутную сеть. Такова модель гибкого регулирования составности пригородных поездов. Она подходит для территорий с относительно небольшими и стабильными пассажиропотоками.
Прежде составность определялась по эмпирическим данным персонала пригородной компании и билетно-кассовой отчётности. Этот подход не давал истинной картины населённости поездов. Иногда вагонов не хватало, а порой предложение превышало спрос. Заказ на них моторвагонное депо утверждало сразу на месяц вперёд, оперативной корректировке он, конечно, не подлежал.
Но эти недочёты можно устранить через развитие автоматизированной системы управления пригородной пассажирской компанией (АСУ ППК). При качественной работе уже сегодня реально собрать объективную базу данных. Это достигается путём увязки проездных документов с конкретным поездом.
АСУ ППК позволяет специалисту получить файл с такими сведениями. Однако же он очень громоздкий и сложный для восприятия. Чтобы повысить наглядность файла, его можно свернуть с помощью инструментария Excel до шахматки корреспонденций. По ней фиксируется посадка-высадка на каждом остановочном пункте и, на основании этих сведений, один из важнейших для анализа параметров – густота пассажиропотока. Далее строится гистограмма. Она характеризует распределение пассажиропотока по маршруту следования. По максимальной из густот определяется рациональная составность поездов.
К сожалению, у АСУ ППК тоже имеются недочёты, которые искажают картину распределения пассажиропотока. Чтобы исправить ситуацию, нужно предпринять ряд шагов. Например, наладить продажу билетов туда и обратно по бесконтактной смарт-карте. Считывать купленные в стационарных кассах разовые проездные документы непосредственно в поездах. И дополнить АСУ ППК категорией «Дети до 5 лет», с выдачей родителям безденежного билета.
Введение предельно точного учёта пассажиров должно сопровождаться и модернизацией программы. За это будет отвечать подсистема «Аналитика». Она позволит получить информацию о пассажиро- и клиентопотоке поездов.
При внедрении в работу человеко-машинной системы прогнозирования пассажиропотока с недельной детализацией и модернизацией АСУ ППК весь процесс гибкого регулирования составности можно автоматизировать. Это, в свою очередь, упростит как планирование, так и согласование, сделает расчёт максимально объективным, рациональным. В результате перевозчики смогут экономить затраты при снижении вагонокилометров пробега и поддерживать качество услуг как минимум на базовом уровне комфорта. Он предполагает предоставление пассажиру сидячего места в вагоне и размещение его ручной клади, крупногабаритных предметов, велосипедов, колясок, животных.
Реализация таких шагов позволит улучшить организацию пригородных перевозок, гарантировать должную степень мобильности населения регионов и дать субсидированию железнодорожного транспорта обоснованные оценки.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31