24 января 2019 02:49
фото: Никита Песоцкий

В кванторианцы я б пошёл...

Растить увлечённых профессионалов – такая задача поставлена перед современными детскими центрами технического творчества

На базе локомотивного депо Свердловской детской железной дороги 13 декабря официально открылся Центр технического развития – детский технопарк «Кванториум».
Старт
В мероприятии участвовали представители областного министерства образования, УрГУПС, муниципальных образовательных учреждений, учащиеся школ Екатеринбурга. В начале церемонии на экране демонстрировалась история развития на Урале промышленности, рассказывалось о возможностях передовых технологий. И вот, наконец, долгожданная минута. И. о. министра общего и профессионального образования Свердловской области Нина Журавлёва и начальник службы управления персоналом СвЖД Алексей Затопляев коснулись символической кнопки на интерактивном экране. Старт проекту дан.
Как отметил Алексей Владимирович, на железной дороге внедряются передовые цифровые технологии, ставятся задачи, для решения которых требуются профессионалы современного уровня. Заинтересовать молодёжь, привить интерес к новаторству – одна из задач технопарка. В «Кванториуме» будут заниматься юные железнодорожники и ребята из школ города, области – здесь созданы все возможности для дополнительного научно-технического образования.

Чему будут учиться
На Малой магистрали создан «Кванториум» по модели «мини». Здесь дети будут обучаться по четырём направлениям (квантумам): «Промышленный дизайн», VR/AR («Дополненная и виртуальная реальность»), «IT с элементами ГЕО», «Хайтек». Учебные классы оснащены высокотехнологичным оборудованием (3D-принтеры, металло- и деревообрабатывающие станки, компьютерная и роботизированная техника).
Обучение в «Кванториуме» бесплатное и рассчитано на три года. Сначала дети получат основные знания по выбранным направлениям, погрузятся в основы проектной деятельности. На третий год обучения кванторианцы будут работать в проектных группах над реальными производственными задачами (преимущественно железнодорожными), посещать предприятия, знакомиться с экспертами.

Работать в команде
Технопарк на Малой магистрали начал набирать талантливых ребят ещё в сентябре. К моменту открытия они уже познакомились с начальными навыками работы по всем направлениям. В день открытия гости посетили профильные студии, где мальчишки и девчонки занимаются графическими построениями объёмных конструкций, моделированием.
В офисе промышленного дизайна за компьютерами увлечённо трудятся молодые люди в футболках с эмблемой «Кванториума». На экранах компьютеров – мудрёные фигуры, затейливые элементы. Артём Колясников четвёртый год обучается на Малой магистрали. Мечтает стать начальником станции. С сентября ходит ещё и на занятия в «Кванториум». Желание заниматься здесь у него огромное. На следующий год намерен поступить в колледж железнодорожного транспорта УрГУПС. Интересуюсь, над чем в данный момент трудится.
– На мастер-классе VR/AR поставили задачу создать необычный инструмент для исполнения музыки, – рассказывает Артём. – Мы придумали так, что у каждой трёхмерной фигуры будет определённый звук, своя тональность. Установили очерёдность звучания, получился музыкальный инструмент. А до этого наш руководитель Рината Кайбышева предложила проблему создания новых рабочих мест в условиях, когда захватившие Землю инопланетяне отняли у людей все производства. С проблемой разобрались, и главное – сделали это сообща, командой. Нам ещё предстоит решить немало задач, реализовать много совместных проектов. Полученные навыки командной работы мне очень пригодятся в будущем.

Воплощение мечты
У ребят, занимающихся в офисе VR/AR – дополненной и виртуальной реальности, преподаёт выпускник Уральского архитектурно-художественного университета Антон Пермяков.
– Школьников привлекает возможность создавать необычные миры, перемещаться в пространстве, работать с оборудованием, которое они видели в фантастических фильмах о будущем, создавать свои прототипы VR-шлемов, – говорит он.
Кирилл Павлов учится в 11-м классе школы № 130 Екатеринбурга. О «Кванториуме» узнал из СМИ. Юноше интересно посмотреть, с какими программными средствами работают ребята. Он сам неплохо разбирается в технике, этим летом занимался в центре «Золотое сечение», созданном на Среднем Урале как филиал образовательного центра «Сириус» для одарённых детей. Работал в проектной смене по направлению «Машиностроение».
– Мы сюда приехали целой группой, – рассказывает Кирилл. – Всё здесь интересно: современные станки, оборудование, компьютерные программы. В «Золотом сечении» нас обучают сверх школьной программы, знакомят с профессиями. А здесь у ребят есть возможность реализовать на отличном оборудовании любые проекты, раскрыть технический талант. Мой дед Валерий Савин был талантливым инженером. И я тоже хотел бы сделать что-то новое в технической отрасли, оставить в ней след.
Мальчишки и девчонки с увлечением занимаются в профильных студиях, выбрав заинтересовавшие их направления – квантумы. «Южик» Никита Петрачков обучается на Малой магистрали уже третий год. Хочет стать машинистом электровоза.
– В «Кванториуме» мы разрабатываем игру, в которой все шесть участников действуют в виртуальной реальности, – делится Никита. – Опыт уже есть: мы создадим со своей проектной группой виртуальный тур по депо и станции Екатеринбург-Детский.

Всё для будущего
Даже после того как церемония открытия завершилась и гости разошлись, делясь впечатлениями, во всех профильных студиях кванторианцы с увлечением продолжали работать над моделями и проектами.
В этот же день на Среднем Урале открылись для школьников ещё две площадки технопарка: в «Ельцин Центре» и в Инновационном культурном центре в Первоуральске. О вкладе СвЖД в создание детских технопарков в регионе рассказывал в «Ельцин Центре» первый заместитель начальника по экономике, финансам и корпоративной координации СвЖД Иван Колесников. Он отметил, что технопарки – серьёзная инвестиция в будущее как для Свердловской магистрали, так и для всего уральского региона.
– Детская железная дорога – уникальный центр профориентации, имеющий большой опыт работы и соответствующую материально-техническую базу, – отметил Иван Николаевич. – На магистрали внедряются современные цифровые технологии. Для реализации новых задач нам нужны профессионалы – по-настоящему мотивированные и увлечённые. «Кванториум» должен стать площадкой для подготовки инженеров нового формата.

Прямая речь
Михаил Томшин, преподаватель квантума «Хайтек»:
– Имею достаточный опыт в том направлении, которое веду в кванториуме. Окончил УрГУПС по специальности «Подвижной состав. Вагоны», четыре года в университете был капитаном «Формулы Студент». Успешный прототип болида, созданный студентами под руководством нашего преподавателя Владимира Макарова, позволил команде успешно представлять Россию на международных соревнованиях. Поэтому меня и порекомендовали на должность преподавателя в «Кванториуме». Но для этого потребовалось пройти образовательный курс в «Сколково». Нас обучали ведению проектной работы с новым поколением детей и 4К-компетенциям.
В работе с ребятами очень много нюансов. Надо держать каждого в фокусе, понять, что интересно ребёнку. Делаю поправку на то, что они сейчас «продвинутые». Мне надо успевать восполнять пробелы в знаниях, учиться новому, так как ребята быстро всё схватывают и порой задают вопросы, ставящие в тупик. Дети подстёгивают нас совершенствоваться, получать много дополнительных знаний. Задача направления «Хайтек» – не только обучить школьников новым технологиям, но и показать им, как их применять для решения той или иной практической задачи, как комбинировать эти технологии для достижения максимального эффекта.

Марина Сивкова, методист технопарка «Кванториум»:
– У всех наших преподавателей профильное высшее образование. Два педагога окончили УрГУПС. В этом году все они повысили квалификацию в рамках образовательной сессии в Москве. Такие курсы проводятся ежегодно для всех педагогов «Кванториума». Все основные образовательные технологии представлены в формате кейсов, используется проектная методика. Нам необходимо научить ребят мыслить нестандартно, чтобы они умели генерировать идеи и воплощать их в жизнь через решение реальных производственных задач. Стараемся как можно больше вовлекать детей в групповые проекты. Но и индивидуальные тоже возможны, так как они ведут к более качественному освоению всех этапов процесса проектирования. Стараемся ориентировать детей на специфику работы различных профессий в железнодорожной отрасли.

Константин Туруткин, преподаватель квантума «IT c элементами ГЕО»:
– Я окончил бакалавриат и магистратуру УрГУПС с отличием по «Мехатронике и робототехнике». Одно из направлений этой специальности – программирование. Как я оказался в «Кванториуме»? После окончания вуза я узнал о создании современного технопарка и твёрдо решил передавать свой опыт будущему поколению. Ведь если бы в их возрасте у меня была возможность заниматься в таком увлекательном и познавательном месте, это было бы огромным счастьем. Обучение открыло бы для меня много разных уникальных направлений в работе, связанных с IT-сферой. Конечно, ребятам нельзя забывать о математике, потому что она всё время идёт рядом. В зависимости от уровня знания этой дисциплины будет оцениваться и качество разработки проекта.

Глеб Рычков, студент КЖТ УрГУПС:
– Я обучаюсь по целевому направлению от Свердловской дирекции тяги по специальности «Эксплуатация подвижного состава». К сожалению, в кванторианцы уже не попал. Но то, что я здесь увидел, произвело на меня огромное впечатление. У меня возникла идея, как сделать так, чтобы как можно большее число тех, кто занимается в технопарке, заинтересовались железнодорожной профессией. Я уже продумал, как организовать на базе нашего колледжа кванторианские курсы VR/AR и промышленного дизайна. Мой проект основан на продолжении образования «южиков» и студентов первых курсов в корпоративном классе ОАО «РЖД». Тогда у кванторианцев будет практика на предприятии с наставником – руководителем их проекта.
Владимир Андреев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31