11 декабря 2018 03:49
фото: Никита Песоцкий

Научная поддержка

Повышение надёжности ключевых узлов газотурбовоза ГТ1h-002 снизит число связанных с ними дефектов и увеличит эксплуатационный ресурс.
Группа учёных Уральского государственного университета путей сообщения определила оборудование локомотива, которое выходит из строя чаще всего. Анализ основан на статистическом материале сервисного депо Артёмовский, которое занимается техническим обслуживанием и ремонтами газотурбовоза.
– В зоне риска оказались: система топливоподачи и тяговые двигатели, механическое и автотормозное оборудование, – привёл данные исследований декан электромеханического факультета вуза Игорь Цихалевский. – На долю именно этих узлов в предыдущем году пришёлся почти 81% неисправностей.
Специалисты отмечают: особенно велика вероятность, что не выдержит заявленного срока службы швейцарская система топливоподачи (криогенный насос). Пока не устранена проблема отказов тяговых двигателей, сделанных на Украине. Вопросами бесперебойной работы тормозной системы в настоящее время активно занимаются и университет, и Уральское отделение ВНИИЖТ. На решение задачи повышения надёжности отдельных узлов и газотурбовоза вообще нацелены и ВНИКТИ, и Людиновский тепловозостроительный завод.
– Чтобы поддерживать такой локомотив в исправном состоянии, нужно обеспечить и условия для его обслуживания, – рассказал профессор кафедры «Электрическая тяга» УрГУПС Александр Буйносов. – Требуются стойла для осмотра, ревизии, восстановления газотурбовоза в рамках текущего ремонта. Специальные участки понадобятся для диагностирования оборудования. Они могут быть сделаны по примеру сервисного локомотивного депо Свердловск. В перспективе количество стойл может быть уменьшено – если выполнять на них работы по осмотру и ревизии оборудования в течение смены, за 12 часов.
При оптимальной структуре ремонтного цикла реально увеличить срок межремонтного пробега и, наоборот, снизить объём текущего обслуживания. Это поможет получить от эксплуатации ГТ1h-002 максимальную пользу. Так, по сравнению с тепловозом серии ЗТЭ116У ведение состава весом 7500 тонн с помощью газотурбовоза снижает удельные затраты на энергоресурсы сразу на 5,6%, а с повышением нормы массы поезда до 9000 тонн – и вовсе на 12%. Причём экономия проявляется даже при более высокой стоимости ГТ1h-002.
– Уменьшение удельных затрат на топливо по сравнению с тепловозом достигается уже при вождении грузовых составов массой свыше 6550 тонн, – уточнил аспирант кафедры «Электрическая тяга» Сергей Лаптев. – Благодаря использованию ГТ1h-002 на направлении Войновка – Коротчаево увеличатся параметры энергоэкономической эффективности. Этому будут содействовать рост веса поезда и замена дизельного топлива сжиженным природным газом.

Справка «УМ»:
Исследования учёных доказали преимущество газотурбовоза ГТ1h-002 перед трёхсекционным тепловозом ЗТЭ116У в использовании энергии на тягу. Так, мощность на ободе колёс у современного локомотива выше на 6%. При этом затраты ресурсов на вспомогательные нужды меньше в 2,4 раза. КПД тяговой электропередачи выше на 2,1 процентного пункта. Газотурбинный двигатель имеет резервы по мощности при кратковременных форсированных режимах.
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31